Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы передачи чужой речи.

Поиск

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

 

Урок 88. Предложения с прямой речью.

Знаки препинания при них

Цель урока: углубление понятия «прямая речь», выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях.

Методические приемы: повторение, объяснение учителя, работа со схемами и таблицей, выразительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант:

Колорит, зодчество, апофеоз, информация, монумент, воображение, талантливый, секретарь, стипендия, митинг, депутат, диплом, постамент, пьедестал, каникулы, сезон, фантазия, информировать.

 

II. Слово учителя

Способов передачи речи довольно много. Это, во-первых, предложения с прямой речью. Прямая речь — это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.

Уточним. Во-первых, воспроизвести можно не только слова, но и мысли: Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.

Во-вторых, выражение «чужая речь» условно. И сам говорящий может воспроизвести свою речь. Например: Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».

Можно использовать косвенную речь. Например: Я попросил, чтобы учитель повторил вопрос.

Эту же информацию можно передать предложением с дополнением: Я попросил учителя повторить вопрос.

Обратимся сначала к уже знакомой вам прямой речи.

 

III. Повторение

— Вспомните, что такое прямая речь? Приведите примеры предложений с прямой речью.

— Как называются слова говорящего (пишущего)?

— Как ставятся знаки препинания при прямой речи?

 

IV. Работа с учебником

Прочитайте § 35, найдите новую для вас информацию о прямой речи и знаках препинания при ней.

V. Составление таблицы «Схемы предложений с прямой речью»

Выполняем таблицу на доске и в тетрадях.

 

Схемы Примеры
А: «П». Фотограф пошутил: «Сейчас вылетит птичка».
А: «П!» Прозвучала команда: «На старт!»
А: «П?» Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»
«П», — а. «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.
«П!» — а. «Внимание!» — вдруг раздался голос из динамиков.
«П?» — а. «Который час?» — спросил прохожий.
«П, — а, — п». «Мы решили, — продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
«П! — а. — П». «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».
«П? — а. — П». «А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».
«П, — а. — П». «Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды.— Береги себя и возвращайся домой».

 

Комментарий к таблице. Можно попросить учеников устно привести свои примеры на разные случаи предложений с прямой речью. Добавим, что этими схемами не исчерпываются варианты таких предложений. Например, восклицательный и вопросительный знаки могут стоять в обеих частях прямой речи, разорванной словами автора.

Понаблюдаем, какие глаголы со значением речи и мысли встретились в примерах. Добавим другие примеры.

VI. Тренировочные упражнения

Упр. 392 — устно; выразительное чтение; составление схем предложений — письменно.

Упр. 393 (I) — письменно. Предварительно прочитать предложения, соблюдая правильную интонацию, ответить на вопрос упражнения.

 

Домашнее задание

§ 35, упр. 393 (II); придумать примеры к схемам таблицы.

 

Урок 89. Диалог

Цель урока: закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях, познакомить учеников с понятием диалога и с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога.

Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа со схемами, выразительное чтение, объяснительный диктант, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография. В каких словах пишется буква и:

1) вязальные спиц..., 2) цариц...ны черевички, 3) ц...ганский табор, 4) ц...гейковая шуба, 5) вз...мать налоги, 6) сердито ц...кнуть, 7) средство от ц...нги, 8) панц...рь черепахи, 9) древняя ц...вилизац...я, 10) об...грать соперника. (Ответ: 4, 5, 7, 8, 9.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Работа со схемами.

Схемы должны быть написаны на доске и пронумерованы. Ученики по очереди читают примеры, соответствующие схемам. Можно усложнить задачу: один ученик читает пример, другой называет номер схемы, которой пример соответствует; затем второй ученик читает свой пример и следующий человек называет схему и т. д.

2. Упр. 393 (II).

Устные ответы на вопросы упражнения, выразительное чтение, соотнесение предложений со схемами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.007 с.)