Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 95. Урок развития речи. Изложение

Поиск

Цель урока: совершенствовать навыки лингвистического анализа, письменного изложения текста; развивать творческие способности учеников.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, составление плана, изложение.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа по заданиям упражнения.

Комментарий учителя

Тема текста — главные черты личности А. А. Ахматовой. Тип речи — описание. К. Чуковский особо выделяет такие черты личности А. Ахматовой, как бескорыстие, аскетизм, щедрость, огромная начитанность, высокий вкус.

Для создания характеристики автор использует следующие языковые средства:

— эпитеты (удивительно, охотно, громоздкий, уютный, драгоценный, горячо, значительный, огромный, модный, сенсационный);

— метафоры (бездомная кочевница, постоянные собеседники, горячо поблагодарила, кричали рецензенты и критики);

— повторы отрицания не;

— противопоставления (хранить — расставаться, ценить — освобождаться);

— просторечия (с ума сошла, терпеть не могла).

 

II. Чтение учителем текста изложения (один раз, так как дома ученики уже подготовились)

Примечание. Можно предварить чтение составлением развернутого (тезисного) плана.

 

III. Написание изложения

 

Домашнее задание. Упр. 411.

 

Уроки 96—97. Уроки развития речи.

Сравнительная характеристика героев

Цель уроков: совершенствовать навыки лингвистического анализа текста; показать, как строится сравнительная характеристика; развивать творческие способности учеников.

Методические приемы: элементы лингвистического анализа текста, обсуждение работ, работа с репродукцией, написание сравнительной характеристики.

 

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

1. Упр. 411: ответы на вопросы упражнения.

Комментарий:

1) Приемы, которые использует Л. Н. Толстой для сравнительной характеристики героинь:

— противопоставления (проста и натуральна — хочет быть похожей на кого-то; смотрит прямо — щурится; опустив руки — сложив руки);

— сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью и бессоюзные;

— описания внешности (портретные характеристики);

— слова с уменьшительными суффиксами (Катенька, Любочка, носик, ротик, головки);

— просторечия (бранят, ломаться, хохотунья);

— слова возвышенного стиля (гармонический, грациозный).

2) Текст (сравнительная характеристика) строится на антитезе (противопоставлении).

2. Сравнительная характеристика людей.

2-3 ученика зачитывают свои сочинения-характеристики, класс с помощью учителя анализирует работы.

Пример сравнительной характеристики

У нас в классе учатся братья-близнецы. Я всегда был уверен, что близнецы — одинаковые люди. Оказалось, я заблуждался.

Во-первых, они разного роста. Дима повыше, более прямой, стройный. Денис несколько ниже, угловат, даже расхлябан. При этом они оба очень спортивные ребята, любят играть в футбол, в теннис, хорошо бегают и прыгают.

Дима всегда аккуратен, причесан, опрятно и строго одет. Денис одет более демократично, на голове его вихры, которые, видимо, плохо поддаются расческе. Глаза Димы чаще всего серьезные, задумчивые, у Дениса же то и дело в глазах прыгают чертики. Сидит Дима прямо, но без напряжения. Денису трудно усидеть на одном месте больше минуты, он все время вертится, оборачивается на уроках. Для Димы учеба — главное, он очень ответственный человек. Денис тоже понимает, как важно хорошо учиться, но у него всегда столько других неотложных дел...

Дима несколько замкнут, не такой общительный, как Денис, у которого в друзьях полшколы и даже, наверное, полгорода.

Такие разные, они все же чем-то похожи. Не только чертами лица, но и добротой, готовностью прийти на помощь, эрудицией. Их все уважают. Такие вот они, наши близнецы.

 

II. Работа с репродукцией

Упр. 412: описание репродукции картины К. Брюллова «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых».

1. Знакомство с репродукцией, устное описание картины.

2. Написание сравнительной характеристики героинь.

Пример сравнительной характеристики

На картине К. Брюллова «Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых» изображены две девушки. Этот так называемый двойной портрет.

Фигуры сестер Шишмаревых изображены в движении. Сестры в костюмах для верховой езды, шляпы украшены романтически развевающимися вуалями.

Девушки полны прелести и грации. Они похожи и непохожи друг на друга. Старшая кажется более открытой и свободной, грациозной. Взгляд ее черных глаз мягкий, нежный, полные губы чуть приоткрыты в полуулыбке. Поворот головы изящен. Нежные линии овала лица подчеркнуты мягкими складками одежды.

Младшая представляется более сдержанной, угловатой: она еще подросток. Взгляд темных глаз опущен, губы сжаты. Шею девушки прикрывает яркий платок.

…Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Плавные линии: изгиб перил, округлость ступеней лестницы, мягкие очертания одежды, изгиб головы лошади, склоненная крона дерева — контрастируют с энергией движения. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая рядом с молодыми девушками лохматая собака. Ее распластанная в воздухе фигура и развевающаяся шерсть подчеркивают стремительность движения.

Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Художник разместил фигуры девушек на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы. Этим он тоже подчеркнул различие между сестрами Шишмаревыми.

 

Домашнее задание. Упр. 413-415 — устно, 417 — письменно.

 

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.7.151 (0.011 с.)