Содержание книги

  1. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
  2. Вводными словами и междометиями
  3. Обособленные члены предложения (20 ч)
  4. III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире
  5. III. Повторение видов лингвистического разбора
  6. Употребление Ь после шипящих
  7. III. Повторение темы «Строение текста»
  8. IV. Повторение темы «Стили речи»
  9. Урок 9 (урок развития речи). Устное сочинение
  10. IV. Объяснение учителя с элементами беседы
  11. IV. Изучение темы «Интонация предложения»
  12. III. Изучение темы «Порядок слов в предложении»
  13. III. Повторение темы «Глагол»
  14. IV. Изучение темы «Составное глагольное сказуемое»
  15. III. Закрепление темы «Составное глагольное сказуемое»
  16. III. Закрепление темы «Сказуемое»
  17. III. Изучение темы. «Дополнение»
  18. III. Изучение темы «Определение»
  19. III. Написание изложения и его продолжения
  20. IV. Изучение темы «Основные виды обстоятельств»
  21. IV. Изучение темы «Знаки препинания при сравнительных оборотах»
  22. II. Знакомство с понятием «Риторика»
  23. II. Повторение и изучение темы «Односоставные предложения»
  24. III. Закрепление темы «Неопределенно-личные предложения»
  25. III. Изучение темы «Безличные предложения»
  26. V. Проверочная работа на усвоение материала
  27. III. Изучение темы «Неполные предложения»
  28. III. Изучение темы «Понятие об однородных членах»
  29. Урок 51. Однородные члены, связанные
  30. IV: Изучение темы «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
  31. III. Отработка навыков построения рассуждения
  32. Уроки 57-58. Уроки развития речи. Описание картины
  33. III. Написание сочинения по картине
  34. III. Изучение темы «Особенности обособления приложений»
  35. III. Закрепление темы «Обособленные обстоятельства»
  36. III. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами
  37. II. Понятие об уточняющих членах предложения
  38. IV. Роль интонации в предложениях с уточняющими членами
  39. Уроки 75—76. Уроки развития речи. Применение
  40. II. Изучение темы «Обращение»
  41. III. Закрепление темы «Обращение»
  42. IV. Изучение темы «Вставные конструкции»
  43. III. Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»
  44. Способы передачи чужой речи.
  45. III. Изучение темы «Цитаты и знаки препинания при них»
  46. II. Выразительное чтение стихотворения учителем
  47. Урок 95. Урок развития речи. Изложение
  48. Урок 98. Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные
  49. IV. Тренировочные упражнения
  50. Утро на атлантическом океане


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Изучение темы «Вставные конструкции»



1. Объяснение учителя.

В некоторых предложениях содержится информация, добавляющая что-либо к основному содержанию. Это вставные конструкции. В отличие от вводных слов и предложений, которые выражают отношения говорящего или автора текста, вставные конструкции выполняют роль передачи дополнительных замечаний, пояснений, уточнений, комментариев.

Например (предложения записываются на доске и в тетрадях):

1) Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле), Гаврила подсел к окну и задумался.

2) Дикий барин (так его прозвали, настоящее же его имя было Перевлесов) пользовался огромным влиянием во всем округе.

3) Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича.

4) Будешь ли ты вспоминать меня (я надеялся на это)?

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные. При этом вводные конструкции (предложения) не делают предложение сложным. Они остаются простыми предложениями, осложненными вставными конструкциями.

На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком — скобками, иногда — тире. Соответственно в речи вставные конструкции выделяются интонацией: в ускоренном темпе, с понижением тона. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.

Заметим, что перед открывающейся скобкой (предложение № 1) знаки препинания не ставятся. Отделительные знаки препинания (точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие) относятся ко всему предложению в целом (предложение № 4).

2. Закрепление объяснения.

Самостоятельное чтение § 34: примеры прочитаем вслух, с соблюдением правильной интонации.

3. Тренировочные упражнения.

Упр. 375, 377 — устно.

Упр. 376 — комментированное письмо.

 

Домашнее задание. § 34, упр. 378, 380.

 

Урок 84. Вставные конструкции (закрепление темы)

Цель урока: закрепить знания о вставных конструкциях, навыки правильной интонации в предложениях с вставными конструкциями.

Методические приемы: тренировочные упражнения, выразительное чтение, упражнения по культуре речи.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный словарный диктант: Ландшафт, архитектура, орнамент, аллегория, подлинный, директор, идеал, преданность, делегат, обелиск, аттестат, маршрут.

 

II. Проверка домашнего задания

Упр. 378, 380 — проверка «по цепочке», фонетический и морфологический разбор — у доски (3 человека).

 

III. Синтаксический разбор предложения

Он оперся на винтовку (болела нога), и дремота охватила его.

 

IV. Упражнения по культуре речи

Упр. 381: комментированное письмо.

Комментарии учителя

Первый текст. Тип речи: 1-ый абзац — описание, т. к. никакого действия не происходит, описывается тишина летней ночи; 2-ой абзац — элемент повествования, т. к. рассказывается о действии.

Синонимы: монотонность — однозвучность, однообразие; тихо — неслышно, бесшумно, слабо, глухо, приглушенно.

Второй текст. Тип речи — рассуждение, т.к. выдвигается тезис и приводятся аргументы в его подтверждение. Связь между предложениями цепная.

Упр. 382 — устно.

V. Словарная работа

1. Упр. 388.

2. Выписать слова в рамках: дебют, транслировать, симфония, лауреат. Объяснить их значение, подобрать синонимы.

 

VI. Закрепление темы «Вводные конструкции»

Упр. 379 — письменно. В конце урока — взаимопроверка, выяснение наиболее трудных случаев.

 

Домашнее задание. § 34, упр. 385.

 

Урок 85. Закрепление темы «Предложения

С обращениями, вводными словами и междометиями»

Цель урока: закрепить знания об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях, подготовиться к проверочной работе.

Методические приемы: тренировочные упражнения, пояснения учителя, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Определить род имен существительных: тюль, шампунь, фальшь, задира, Сочи, кофе, сани, судья, яблоко, неряха, шимпанзе, жердь, Дели, повидло, рефери, рояль, диван-кровать, какао. (Ответ: слова мужского рода — тюль, шампунь, Сочи, кофе, судья, шимпанзе, Дели, рефери, рояль, диван-кровать; среднего рода — яблоко, повидло, какао; женского рода — фальшь, жердь; общего рода — задира, неряха; род не определяется — сани.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упр. 385: два-три ученика читают свои варианты доказательства, остальные дополняют.

Примерный вариант доказательства тезиса:

«Книги — наши верные друзья»

О том, что книги — наши друзья, мы слышим с детства и принимаем этот тезис без доказательств. Попробуем все же привести аргументы в пользу этого тезиса. Во-первых, как и с друзьями, с книгами интересно общаться. С хорошей книгой не хочется расставаться. Перечитывая ее, ты не только радуешься встрече с известным, но и открываешь для себя всё большую глубину книги.

Во-вторых, книга открывает тебе неизвестные стороны твоего характера, твоей натуры. Есть выражение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Можно немного переиначить выражение, и оно останется справедливым: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты». Хорошая книга требует и хорошего, внимательного читателя.

В-третьих, книга может утешить, как добрый друг, может поднять настроение, рассмешить или заставить задуматься.

В-четвертых, из книг мы перенимаем новые сведения, узнаем различные факты, подобно тому как от друзей узнаем новости. Наконец, книга никогда тебя не бросит, не предаст, а вот друзья не всегда оказываются настоящими, верными, бывает, к сожалению, и по-другому.

Следовательно, действительно, книги наши друзья, наши верные друзья. И беречь их мы должны, как настоящих друзей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.190 (0.008 с.)