Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Закрепление темы «Составное глагольное сказуемое»

Поиск

Упр. 138 — устно разобрать, затем выполнить письменно.

Комментарий: Стиль публицистический; предложения первого абзаца связаны цепной связью.

 

IV. Изучение темы «Составное именное сказуемое»

1. Опережающее задание:

Попробуйте самостоятельно предположить, что такое «составное именное сказуемое». Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи.

2. Работа с учебником.

Задания:

1) проверьте свои предположения, сверившись с теоретическим материалом § 14 (с. 65-66);

2) Запишите формулу составного именного сказуемого (СИС) в тетради (учитель записывает на доске):

 

СИС = глагол-связка + именная часть

 

3) Запишите три группы глаголов-связок с примерами, подчеркните сказуемые:

— глагол быть (самая распространенная связка): в настоящем времени отсутствует (связка нулевая), проявляется в прошедшем и будущем времени: Ты веселый. Ты был веселым. Ты будешь веселым. Будь веселым. Ты был бы веселым;

— глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться: Все стало вокруг голубым и зеленым. Девочка казалась веселой. Он вдруг явился этаким молодцом. Мне сделалось страшно. Он считался в школе лучшим шахматистом. Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом:

— глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т. д. Например: Он вернулся окрыленным. Она сидела задумчивая. Из похода мы вернулись усталые, но довольные.

Примечание. Связкой могут служить сочетания вспомогательных слов с определенной формой глагола-связки (В детстве он хотел стать пожарным. Я надеюсь быть вам полезным.)

3. Тренировочные упражнения. Упр. 140, 141, 142 (I) — устно.

Комментарий к упр. 140. Разграничить глагол-связку «быть» в составном именном сказуемом и глагол «быть» в качестве простого глагольного сказуемого можно по смыслу. Во втором случае речь идет о глаголе существования: существует (существовал, будет существовать) предмет или нет.

Например: Это была наша новая учительница. (Речь идет не о том, была ли учительница, а о том, кем был человек, обозначенный в предложении местоимением это. Значит, была учительница — составное именное сказуемое.) Она уже была здесь. (Речь о том, был, находился или нет человек в данном месте. Значит, была — простое глагольное сказуемое.)

Примеры из упр. 140: На наезднике была серая куртка с меховым воротником. (Куртка — подлежащее, была — простое глагольное сказуемое.) Это был ее новый костюм. (Это — подлежащее, был костюм — составное именное сказуемое.)

 

V. Словарная работа

Запишите слова в рамках: карнавал, иллюминация. Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о происхождении этих слов.

VI. Занимательная лингвистика

Задание. О ком идет речь в следующих строчках?

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый,

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать,

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Вспомните, из какого произведения эти строки. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.) Найдите составные именные сказуемые.

 

Домашнее задание. § 14 (с. 65-66); упр. 142 (II), 143 (I, II) — письменно.

 

Урок 20. Выражение именной части

Составного именного сказуемого

Цель урока: углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц; подготовиться к сочинению-описанию человека.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, работа с таблицей, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, подготовка к домашнему сочинению.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подобрать синонимы к слову кроткий. (Незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий.)

Дополнительное задание: найти пароним (слово, сходное по звучанию) к слову кроткий. (Краткий.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы.

Можно попросить учеников составить вопросы самостоятельно и задать их классу.

— Назовите отличительные свойства составного именного сказуемого.

— Как разграничиваются лексическое и грамматическое значения в составном именном сказуемом?

— Назовите группы глаголов-связок.

— Как отличить простое глагольное сказуемое «быть» от глагола-связки «быть» в составном именном сказуемом?

2. Упражнения 142 (II), 143 (I, II) проверяем устно, «по цепочке».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.149 (0.006 с.)