Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Понятие об уточняющих членах предложения

Поиск

1. Объяснение учителя.

Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи — выделяются интонацией.

2. Упр. 339. Выполнить задания упражнения, потренироваться в соблюдении правильной интонации.

3. Изучение теоретического материала.

1) Самостоятельное чтение § 31 (с. 152-153).

2) Составление развернутого плана параграфа.

Примечания:

1. Обратим внимание учеников на следующие конструкции текста параграфа:

1) Как уточняющие употребляются другие обстоятельства, а также приложения.

2) Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами...

Попросим объяснить наличие или отсутствие знаков препинания в этих предложениях. Конструкции с союзом «как» синонимичны выражению «в качестве», поэтому они не выделяются запятыми.

2. Обратим внимание, на примечание. В нем говорится, что дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо и т. д. часто обособляются. Это значит, что обособления может и не быть. Поясним, что чаще обособляются дополнения, по смыслу выделяющие, исключающие. Сравним:

1) Кроме меня в классе на перемене оставалось еще несколько человек. То есть был я и еще несколько человек. (Включение остальных действующих лиц, запятая не обязательна.)

2) Кроме меня, в классе никого не было. То есть был только я. (Исключение остальных действующих лиц, запятая желательна).

Надо иметь в виду, что часто такие обособления в тексте являются факультативными, авторскими, поэтому грубой ошибкой отсутствие запятых в подобных конструкциях считать нельзя.

 

III. Тренировочные упражнения

1. Упр. 340 — устно, работа над интонацией; устный и письменный синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.

Комментарии учителя

Остановимся на предложениях № 5 и 6, в которых уточняющие члены присоединены к уточняемым с помощью поясняющего союза «или». Этот союз в данном случае имеет значение «то есть», в высказывании дается два наименования одного и того же понятия. Поясняющий союз «или» нельзя путать с разделительным союзом «или». В случае разделительного союза сообщается о каком-либо выборе, с помощью поясняющего — конкретизируется какое-либо значение, речь о выборе не идет!

2. Упр. 341 и 342: устно разобрать, выполнить письменно.

 

Домашнее задание. § 31, упр. 343.

 

Урок 72. Обособление уточняющих членов предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания

Цель урока: закрепить понятие об обособлении уточняющих членов предложения, развивать навыки обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте; дать понятие о разделительных и выделительных знаках препинания.

Методические приемы: объяснение учителя, работа над интонацией, тренировочные упражнения, составление таблицы.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Осложненный словарный диктант: обозначить склонение у существительных, спряжение у глаголов.

Сверстник, приоритет, преследование, поражать, воплотить, осуществить, галерея, впечатление, впечатлять, впечатлить.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы.

— Для чего служат в предложении уточняющие члены?

— Какие члены предложения бывают уточняющими?

— Каково место уточняющего члена в предложении?

— Какие союзы могут присоединять уточняющие члены к уточняемым?

— В чем особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая и т. п.?

— Могут ли уточняющие дополнения и уточняемые слова быть разными членами?

2. Упр. 343: выразительное чтение, объяснение знаков препинания («по цепочке»); морфемный, словообразовательный и синтаксический разбор — 2 человека у доски.

 

III. Закрепление изученного

1. Упр. 344—устно.

2. Упр. 345 — комментированное письмо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.007 с.)