Употребление Ь после шипящих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление Ь после шипящих



Ь пишется Ь не пишется
На конце сущ. 3 скл.: дочь, молодежь, тишь На конце сущ. 1, 2 скл.: м.р. — луч, муж, реванш ж.р. и с.р. в р.п. — стая туч
В глаголах: неопред. ф.: помочь, постричься; 2 л. ед. ч.: учишь, занимаешься повел. накл.: поешь, нарежьте На конце кратких прилаг.: кактус колюч, хлеб свеж
На конце наречий: сплошь, настежь, вскачь Искл. наречий: уж, замуж, невтерпеж
На конце частиц: лишь, ишь и т. п. Междометие кыш
Разделит, Ь на стыке морфем: мужья, медвежьи, тысячью, чья, шью  

 

II. Повторение темы «Морфемика и словообразование»

1. Упр. 14 — устно. Выделенные слова выписываются на доску; после ответов учеников в словах обозначаются морфемы.

2. Практические задания.

1) Устный разбор упр. 15. (Правила правописания гласных в корнях слов: 1-я часть — правописание безударной гласной, проверяемой ударением; 2-я часть — правописание чередующихся гласных в корне слова. Подчеркнем необходимость правильного выделения морфем для верного написания слов. Слова с таким же составом морфем, как у выделенных слов: закрепить — придумать, паруса — дубы, просьбу — ходьба, загорелый — рассказала.)

2) Упр. 16 — письменно, выборочно: по 3-4 примера из каждого задания (I-IV).

Выводы о правописании о-ё (е) после шипящих:

— в корне: под ударением пишется ё, если есть однокоренное слово с е (шёрстка — шерсть, щётка — щетина, жёлудь — желудок); в остальных случаях пишем о (шов, шорох, капюшон и т. д.)

— в суффиксе: под ударением — о, без ударения — е (сачок, лодчонка, бельчонок, холщовый, смешон, горячо, общо, но: замочек, страшен, плюшевый; ещё — исключение.)

— в окончании: под ударением — о, без ударения — е (мячом, большого, но: дачей, меньшего).

— В суффиксах глаголов, их форм и отглагольных существительных: только ё (е) (стрижёт, печёшь, возмущённый, изученный, ночёвка, корчёвка, тушёнка).)

3) Повторение способов словообразования. Упр. 17.

Способы образования слов: приставочный (подпрыгнуть — прыгнуть), суффиксальный (гитарист — гитара), приставочно-суффиксальный (сотрудник — труд), сложение основ или их частей без соединительных гласных (зарплата, спортклуб); сложение основы с целым словом с помощью соединительных гласных (хлебозавод), сложение начальных букв (МГУ, вуз).

Другие способы: бессуффиксный (вход — входить, глухой — глушь), переход слов из одной части речи в другую (столовая — столовая комната), сложение целых слов (роман-газета), слияние слов (вечнозеленый).)

4) Применение знаний на практике.

Упр. 19 — письменно, с последующей самопроверкой и формулировкой правила правописания (приставки пре- — при -).

Упр. 21 — то же (суффиксы -чик- — -щик -).

3. Закрепление теории.

— Что изучает морфемика? (Состав слова.)

— Что изучает словообразование? (Способы образования слов.)

— Назовите основные способы словообразования. Приведите примеры.

— Каков основной принцип русской орфографии? (Единообразное написание морфемы в разных позициях.)

III. Словарная работа

1. Упр. 22 — чтение вслух.

2. Выписать слова в рамках в тетрадь: президиум, президент, приоритет, привилегия. Составить словосочетания с ними.

IV. Занимательная лингвистика

Попробуйте составить фразу, в которую бы вошли все буквы русского алфавита. (Например: Съешь этих мягких французских булочек да выпей же ещё чаю.) Можно дать обратное задание: попробуйте определить, в чем заключается особенность этого предложения.

 

Домашнее задание

1. Выполнить упр. 18, 20, 23.

2. Повторить раздел «Лексика и фразеология».

3. Дополнительно: сделать сообщение о лексических разрядах слов (интереснее, если сообщение будет касаться разрядов, выходящих за рамки школьной программы).

 

Урок 5. Повторение изученного. Лексика и фразеология

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по лексике и фразеологии, восстановить и закрепить основные понятия лексикологии.

Методические приемы: беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Упр. 18 проверяется в классе у доски. Схемы рисуются на доске, примеры записываются под схемами:

1) суффиксальный: берез к а — береза, бел оват ый — белый, дуб — дуб ок (окончание нулевое);

2) приставочный (окончание не отмечено, значит, это может быть только наречие, так как деепричастия не образуются приставочным способом): не легко — легко, на верх — верх;

3) приставочно-суффиксальный. под оконник — окно, за городный — город;

4) сложение: златоглав ый, глаз о мер;

5) сложение: корн е плод, каш е вар;

6) сложение с одновременным присоединением суффикса: чист о плотн ый, сладк о ежк а.

2. Упр. 20 — взаимопроверка; формулировка правила правописания приставок пре- и при- — вслух.

3. Упр. 23 — взаимопроверка; выборочная проверка у доски (трудные случаи).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.01 с.)