Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Объяснение учителя с элементами беседыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Связь слов в словосочетании. Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов. 1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи — согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.) Вопросы: — Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.) — Приведите примеры согласования. (Ранняя осень — ранней осени, своя игра — свою игру, пятый элемент — пятым элементом, лечащий врач — лечащему врачу.) 2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе — учусь в школе, товарищ по школе — товарища по школе, встретить вас — встретил вас, поддержать оступившегося — поддержали оступившегося. 3) Если зависимое слово — наречие, деепричастие или начальная форма глагола — это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая; собираюсь уехать. 2. Значения словосочетаний. В словосочетании выделяется три вида значений: определительное, обстоятельственное и дополнительное. 1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг. 2) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое — признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью? и т.д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т. д. 3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое — предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговорить о чем-нибудь, вдали от берега и т. д. V. Закрепление темы 1. Упр. 68 — разобрать устно. Примечание к выводу: В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении — имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании — наречия, деепричастия и неопределенная форма глагола. 2. Упр. 71 — письменно, с комментированием «по цепочке». Комментарий учителя: первые два словосочетания (клетчатый шарф и шарф в клетку) близки по лексическому и грамматическому значениям. Такие словосочетания называются синонимичными. 3. Упр. 77 — устно (синонимичные словосочетания). 4. Самостоятельная работа: упр. 70 (конструирование словосочетаний). 5. Синтаксический разбор словосочетаний: 1) устно разобрать одно словосочетание из упр. 81 (по образцу на с. 39), 2) сделать письменный разбор 2-3 словосочетаний самостоятельно. VI. Словарная работа Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними, сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат.
Домашнее задание. §7 (с. 32-39), упр. 72, 74, 80.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Урок 12. Строение и грамматическое значение Предложений Цель урока: закрепить изученное о словосочетании, расширить знания учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу (трудные случаи), определять цель высказывания. Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа (синонимы).
Ход урока I. Лингвистическая разминка Просклонять словосочетания с числительными: Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер. II. Проверка домашнего задания. Закрепление темы «Словосочетание» 1. Теоретические вопросы: — Расскажите о строении словосочетания. — Каковы основные признаки словосочетания? — Назовите типы словосочетаний по их морфологическим свойствам. Приведите примеры. — Какие словосочетания являются неделимыми? (Те, в которых главным по смыслу является грамматически зависимое слово.) Комментарий учителя Сравним прямое и переносное значение словосочетаний «дать сдачи». Первое называет действие и предмет (сдача, полученная в магазине). Значение действия во втором случае названо грамматически зависимым словом (дать сдачи — ответить на удар или оскорбление), которое выступает главным по смыслу. Таким образом, переносное значение этого словосочетания — неделимое. Подобные словосочетания являются одним членом предложения, а грамматическое значение в них не устанавливается. Вычленить подобные словосочетания чаще всего удается лишь в контексте. Примеры: Анютины глазки — небольшие яркие цветы. (Неделимое словосочетание является подлежащим). Хочу поздравить вас от всей души. (Первое неделимое словосочетание — сказуемое, второе — обстоятельство.) Митинг собрал много людей. (Неделимое словосочетание — дополнение.) Много людей собралось на площади. (Неделимое словосочетание является подлежащим.) 2. Взаимопроверка упр. 72, 74. Устные ответы на вопросы этих упражнений. 3. Синтаксический разбор словосочетаний (упр. 80): выборочно выполняют на доске 3-4 человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.80 (0.005 с.) |