Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уроки 13—14. Контрольный диктант и его анализСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели: проверить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора. Методические приемы: диктовка, лингвистический разбор.
Ход уроков I. Диктант
Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны. Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц. Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась. А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной. (135 слов) (По А. Онегову)
II. Грамматическое задание Лингвистический разбор. 1. Фонетический разбор: 1-й вариант — языки, 2-й вариант — седые.
2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу: 1-й вариант — приземистые, 2-й вариант — разносятся.
3. Морфологический разбор: 1-й вариант — поднимаюсь, 2-й вариант — глухих.
4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант — Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант — Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.
III. Анализ ошибок диктанта Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и записывая работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.
Домашнее задание 1. Закончить работу над ошибками. 2. Озаглавить текст диктанта. 3. Вопросы с. 20.
Урок 15. Развитие речи. Текст Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста. Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Беседа по вопросам с. 20. Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной. Текст делится на микротемы — абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений. Дополнительные вопросы и задания: — Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фонема (звук), морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание, предложение, текст.) — Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.) — Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лексические средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические средства: союзы, местоимения, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов, цель высказывания (вопросительные, побудительные предложения), виды синтаксических конструкций (простые, сложные предложения); прямая речь.) — Может ли текст состоять из одного предложения? А из одного слова? (Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет», на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.)
2. Обсуждение заглавия текста диктанта. Варианты: «Весна на озере», «Встреча весны», «Наедине с природой».
II. Беседа по вопросам Вопросы для обсуждения: — Какими соображениями вы руководствовались при выборе заголовка? — Какова тема текста? (Встреча весны.) — В чем идея текста? (Восхищение вечно обновляющейся красотой природы.) — Объясните своими словами, как вы понимаете термины «тема», «идея»? (Тема — это то, о чем пишет (говорит) автор. Идея — то, для чего создан текст; главная мысль, которую автор высказывает. Идея может быть прямо сформулирована в тексте, а может быть понята читателем (слушателем) по косвенным признакам.) — Определите тип речи текста. (Описание, повествование.) — Каков стиль текста? (Художественный.)
III. Анализ текста 1. Задание по вариантам: составить план текста: 1-й вариант — обычный, 2-й вариант — цитатный. I. Красивое озеро / «Я живу на берегу красивого озера». II. Гуси над озером / «Тянутся на север широкие гусиные стаи». III. Щуки просыпаются / «К берегу направляются щуки». IV. Радость от встречи с весной / «Поднимаюсь… поздравить... с наступившей весной».
2. Задания по группам. 1-я группа: — Объясните деление текста на абзацы. Проанализировав план, заметим, что первый абзац является вступлением, экспозицией. Автор обозначает место, описанное в тексте. Второй абзац, рассказывает о перелетных птицах, возвращающихся с юга домой. Это взгляд вверх, «над озером». В третьем абзаце говорится о том, как просыпаются щуки, как они возвещают о приходе весны. Это взгляд вниз, «в глубь озера». В четвертом абзаце снова появляется человек. Он поднимается на высокую скалу, откуда видна широкая панорама. Несколько точек зрения, разные точки обзора создают впечатление объемности изображения. 2-я группа: — Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи. 1-й абзац: связь цепная; средства связи — синонимы (на берегу озера — здесь). Во втором (сложном) предложении связь цепная; средства связи — повторы (скалы — со скал). 2-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средства связи — однокоренные слова (гусиные — гуси). 2-е и 3-е предложения: связь цепная; средства связи — синонимы (гуси — птиц). 3-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средство связи — местоимение (щуки — они). Средством связи является и вид глаголов: все, кроме двух последних (поздороваться, поздравить) — несовершенного вида, что создает впечатление продолженности действия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.239 (0.008 с.) |