Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки 13—14. Контрольный диктант и его анализ

Поиск

 

Цели: проверить знания учеников; закрепить навыки разных видов лингвистического разбора.

Методические приемы: диктовка, лингвистический разбор.

 

Ход уроков

I. Диктант

 

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху с этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной. (135 слов)

(По А. Онегову)

 

II. Грамматическое задание

Лингвистический разбор.

1. Фонетический разбор: 1-й вариант — языки, 2-й вариант — седые.

 

2. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1-й вариант — приземистые, 2-й вариант — разносятся.

 

3. Морфологический разбор: 1-й вариант — поднимаюсь, 2-й вариант — глухих.

 

4. Синтаксический разбор, схемы предложения. 1-й вариант — Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. 2-й вариант — Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

 

III. Анализ ошибок диктанта

Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и записывая работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.

 

Домашнее задание

1. Закончить работу над ошибками.

2. Озаглавить текст диктанта.

3. Вопросы с. 20.

 

Урок 15. Развитие речи. Текст

Цели: закрепить понятие учеников о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Беседа по вопросам с. 20.

Комментарий. Грамматическая связь между предложениями текста бывает цепной и параллельной.

Текст делится на микротемы — абзацы, которые могут состоять как из одного, так и из нескольких предложений.

Дополнительные вопросы и задания:

— Перечислите все единицы речи от меньшей к большей. (Фонема (звук), морфема (часть слова), слово (или фразеологизм), словосочетание, предложение, текст.)

— Как связаны предложения в тексте? (По смыслу и грамматически.)

— Какие средства связи между предложениями вы знаете? (Лексические средства: синонимы, антонимы, повторения слов. Грамматические средства: союзы, местоимения, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов. Синтаксические средства: порядок слов, цель высказывания (вопросительные, побудительные предложения), виды синтаксических конструкций (простые, сложные предложения); прямая речь.)

— Может ли текст состоять из одного предложения? А из одного слова? (Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет», на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.)

 

2. Обсуждение заглавия текста диктанта.

Варианты: «Весна на озере», «Встреча весны», «Наедине с природой».

 

II. Беседа по вопросам

Вопросы для обсуждения:

— Какими соображениями вы руководствовались при выборе заголовка?

— Какова тема текста? (Встреча весны.)

— В чем идея текста? (Восхищение вечно обновляющейся красотой природы.)

— Объясните своими словами, как вы понимаете термины «тема», «идея»? (Тема — это то, о чем пишет (говорит) автор. Идея — то, для чего создан текст; главная мысль, которую автор высказывает. Идея может быть прямо сформулирована в тексте, а может быть понята читателем (слушателем) по косвенным признакам.)

— Определите тип речи текста. (Описание, повествование.)

— Каков стиль текста? (Художественный.)

 

III. Анализ текста

1. Задание по вариантам: составить план текста: 1-й вариант — обычный, 2-й вариант — цитатный.

I. Красивое озеро / «Я живу на берегу красивого озера».

II. Гуси над озером / «Тянутся на север широкие гусиные стаи».

III. Щуки просыпаются / «К берегу направляются щуки».

IV. Радость от встречи с весной / «Поднимаюсь… поздравить... с наступившей весной».

 

2. Задания по группам.

1-я группа:

— Объясните деление текста на абзацы.

Проанализировав план, заметим, что первый абзац является вступлением, экспозицией. Автор обозначает место, описанное в тексте.

Второй абзац, рассказывает о перелетных птицах, возвращающихся с юга домой. Это взгляд вверх, «над озером».

В третьем абзаце говорится о том, как просыпаются щуки, как они возвещают о приходе весны. Это взгляд вниз, «в глубь озера».

В четвертом абзаце снова появляется человек. Он поднимается на высокую скалу, откуда видна широкая панорама.

Несколько точек зрения, разные точки обзора создают впечатление объемности изображения.

2-я группа:

— Как связаны предложения в тексте? Укажите средства связи.

1-й абзац: связь цепная; средства связи — синонимы (на берегу озера — здесь). Во втором (сложном) предложении связь цепная; средства связи — повторы (скалы — со скал).

2-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средства связи — однокоренные слова (гусиные — гуси). 2-е и 3-е предложения: связь цепная; средства связи — синонимы (гуси — птиц).

3-й абзац: 1-е и 2-е предложения: связь цепная; средство связи — местоимение (щуки — они).

Средством связи является и вид глаголов: все, кроме двух последних (поздороваться, поздравить) — несовершенного вида, что создает впечатление продолженности действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.239 (0.008 с.)