Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи»

Поиск

1. Слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему — «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня — это деепричастие.

Часть «дее -» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее -»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях):

Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

— Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

— Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми — осыпались и роняли, во втором — сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину болёе образной, дополняет ее, добавляет выразительности.)

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи — деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? — роняя — несовершенный вид.)

Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами (роняя что? — лепестки; роняя куда? — на землю).

Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.

Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая — однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)

— Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

— Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)

— Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие.)

Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.

 

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73—74).

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже поставленные в тексте.

— Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)

 

2. Упражнение 160: устно.

 

3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок.

Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.

Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:

2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.

4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.

Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.

5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.

8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.

 

Домашнее задание

1. § 26.

2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.

 

Урок 56. Деепричастный оборот.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.164.63 (0.006 с.)