Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Слово учителя. Мы закончили большую, сложную тему — «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня — это деепричастие. Часть «дее -» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее -»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки. — Какое из этих предложений точнее, выразительнее? — Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми — осыпались и роняли, во втором — сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину болёе образной, дополняет ее, добавляет выразительности.) Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи — деепричастием. Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола. (Осыпались что делая? — роняя — несовершенный вид.) Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами (роняя что? — лепестки; роняя куда? — на землю). Рассмотрим другое предложение: Монета упала, звеня и подпрыгивая. Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая — однородные деепричастия не имеют зависимых слов.) — Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?) — Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.) — Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие.) Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.
2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73—74).
III. Выполнение упражнений 1. Упражнение 159: комментированное письмо. Обратим внимание на запятые, уже поставленные в тексте. — Какова роль этих знаков препинания? (Выделительная.)
2. Упражнение 160: устно.
3. Упражнение 161: работа над исправлением речевых ошибок. Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями. Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол-сказуемое и деепричастие-обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу. В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией. Запишем исправленные варианты: 2-е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула. 4-е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш. Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш. 5-е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь. 8-е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.
Домашнее задание 1. § 26. 2. Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.
Урок 56. Деепричастный оборот.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.164.63 (0.006 с.) |