VI. Словарная и орфоэпическая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Словарная и орфоэпическая работа



Записать слова, помещенные в рамках (с. 46), в словарики, сделать их словообразовательный разбор. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты.

Прибывший, повлёкший, увядший.

Комментарий. Чтобы запомнить правильное произношение слова прибывший, запишем бесприставочное однокоренное слово бывший, в котором ударение тоже падает на корень.

Прибывший ←прибыть ← быть.

Заметим, что причастие образуется от глагола прибыть, а не от бесприставочного бывший. Кстати, это слово может быть и причастием, и прилагательным:

Иван Степанович, бывший в то время главным врачом земской больницы, запомнился людям как добрый и отзывчивый человек. (Бывший — причастие).

Очень не хотелось ему встречаться с бывшим другом. (Бывший — прилагательное).

Повлёкший ← повлечь ← влечь

Обратим внимание на чередование согласных в корне: -к-, -ч -. Подберем слова с таким же чередованием: рыбак — рыбачить, маяк — маячить, кулак — кулачный.

Увядший ← увядать ← вянуть

Причастие совершенного вида увядший образовано от основы глагола увядать (несовершенного вида), а не от увянуть (совершенного вида).

 

Домашнее задание

1. § 16, 17.

2. Упражнение 97.

 

Урок 30. Практикум «Действительные причастия

Настоящего и прошедшего времени»

Цели: закрепить навыки правописания действительных и страдательных причастий; развивать навыки монологической речи, пунктуационные навыки.

Методические приемы: выступления учеников, лингвистический разбор, самостоятельная работа, консультации учителя.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

По мху то тут, то там разбросаны мелкие желтые цветы.

Обратим внимание на краткую форму причастия разбросаны, образуем полную форму, сделаем словообразовательный разбор:

Разбросаны ← разбросанный ← разбросать ← бросать.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Связный рассказ о действительных причастиях настоящего времени.

 

2. Связный рассказ о действительных причастиях прошедшего времени.

 

3. Упражнение 97: комментированное чтение.

 

III. Закрепление темы «Действительные причастия прошедшего времени»

Придумать по 3 словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени с суффиксом - вш - и с суффиксом - ш -.

Суффикс встречается гораздо реже. Например: угаснуть — угасший костер, спасти — спасший из огня, унести — унёсший печаль.

Заметим, что все эти глаголы совершенного вида, найдем к ним видовые пары (глаголы несовершенного вида) и образуем от них действительные причастия прошедшего времени:

угасать — угасавший, спасать — спасавший, уносить — уносивший (все они имеют суффикс - вш -).

 

IV. Самостоятельная работа «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»

Упражнения 98, 99: самостоятельно, на оценку.

 

Домашнее задание

1. § 17.

2. Упражнение 100: подготовка к изложению: составление вопросного плана.

 

Уроки 31—32. Развитие речи. Изложение с использованием причастий

 

Цели: развивать речь учеников; закрепить знания о причастиях.

Методические приемы: обсуждение плана; пересказ, самостоятельная работа.

 

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

1. Примерный вопросный план текста:

I. С какими чувствами вспоминает Т. А. Сухотина своё детство?

II. В какой атмосфере выросла дочь Л. Н. Толстого?

III. Кому она особенно благодарна за своё детство?

IV. Какую роль сыграл отец в жизни дочери?

V. За что Т.А. Сухотина благодарна своей матери?

VI. Что дала детям семьи Толстых Ханна, английская воспитательница?

 

2. Ключевые слова текста — причастия:

любящих, руководившему, украсившей, давшей.

 

3. Пересказ текста от 3-го лица. Пересказывают текст несколько человек, остальные корректируют, поправляют, добавляют.

 

II. Изложение

Примечание: учитель читает текст один раз. Возможен предварительный краткий рассказ о большой семье Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых, о жизни семьи в Ясной Поляне.

 

Домашнее задание

Изучить самостоятельно § 18 (с. 48—49).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.006 с.)