III. Изучение темы «Краткие и полные страдательные причастия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Краткие и полные страдательные причастия»



1. Сопоставление полных и кратких страдательных причастий.

Сравним пары предложений, определим основы, выделим причастия (предложения написаны на доске):

Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.

Полный стадион освещен мощными прожекторами.

В окно, распахнутое настежь, влетела птица.

Окно распахнуто настежь.

В первых предложениях каждой пары содержатся полные страдательные причастия, во вторых — краткие.

Сопоставим этот факт с известными нам полными и краткими прилагательными: хороший хорош, белый — бел, смелый — смел и т.д.

Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причастия являются в предложении сказуемыми.

 

2. Работа с теоретическим материалом учебника.

Ученики самостоятельно изучают § 15.

 

3. Вопросы на усвоение материала.

— Как изменяются страдательные причастия в краткой форме? Приведите примеры.

— Какую роль играют полные страдательные причастия в предложении?

— Какую роль играют краткие страдательные причастия в предложении?

 

IV. Орфоэпическая работа

Упражнение 87: прочитаем правильно слова в рамке на с. 40, выполним задание; хором произнесем краткие страдательные причастия женского рода.

 

V. Выполнение упражнений

Упражнение 88: устный разбор, письменное выполнение; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняются у доски и в тетрадях.

 

Домашнее задание

1. § 15.

2. Упражнение 89.

 

Урок 28. Действительные причастия

Настоящего времени. Гласные в суффиксах

Действительных причастий настоящего времени

 

Цели: ознакомить учеников со способами образования действительных причастий настоящего времени научить выбирать гласную в суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя, повторение пройденного (спряжение глаголов), конструирование словосочетаний, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Синтаксический разбор предложения:

Чистка плиты и закопченной посуды — трудоемкое занятие.

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 89: проверка «по цепочке».

Дополнительные вопросы:

— Назовите причастия, встретившиеся в предложении: действительные и страдательные.

— Образуйте краткую форму страдательных причастий.

 

II. Изучение темы «Действительные причастия настоящего времени»

1. Записать глаголы в 3-м лице множественного числа в два столбика (I и II спряжения); оставляя каждый раз чистую строку:

думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

Выделить окончания глаголов.

 

2. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.


думают

думающий

бреют

бреющий

лелеют

лелеющий

сеют

сеющий

каются

кающийся

клеят

клеящий

гонят

гонящий

лечат

лечащий

любят

любящий

строят

строящий


Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий на стоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице множественного числа), от которого они образованы.

Если действительное причастие образовано от глагола I спряжения, в суффиксе пишем гласную у (ю), если от глагола II спряжения — гласную а (я).

 

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 16, с. 42—43), беседа по вопросам.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 90: комментированное письмо.

Комментарий: причастие не образуется от глагола построить (т. к. это глагол совершенного вида).

 

2. Упражнение 91: письменно; взаимопроверка.

 

3. Упражнение 92: устно.

 

4. Упражнение 93: письменно.

 

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамках (с. 44), в словарики. Придумать с этими словами предложения, включающие причастные обороты:

Силуэт, поразительный, тонкий, чуткий, изощренный.

В каком стиле преимущественно используются эти слова?

 

Домашнее задание

1. § 16.

2. Упражнение 94.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.005 с.)