Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные

Поиск

 

Цели: показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов; совершенствовать навыки пересказа текста, навыки анализа предложений, лингвистического разбора.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Не кислый, а сладкий апельсин, неглубокая, а рыбная речка; не закрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол, не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог, хлеб да соль; не медленно, а быстро.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о простых и составных союзах.

 

2. Пересказ текста о Ф.И. Буслаеве.

 

3. Упражнение 319: чтение составленных учениками сложных предложений с составными союзами.

Двое учеников в это время записывают на доске предложения и подчеркивают грамматические основы.

 

III. Изучение темы «Сочинительные и подчинительные союзы»

1. Работа с теоретическим материалом учебника: § 56, с. 148.

Вывод: сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.

 

2. Слово учителя.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными. Подробно те и другие предложения мы будем изучать в теме «Синтаксис» в следующих классах. Пока же рассмотрим подробнее отношения, которые выражаются, в том числе, с помощью союзов в обоих видах предложений.

 

IV. Разбор предложений с сочинительными и подчинительными союзами

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить орфограммы и пунктограммы, определить роль союзов в предложениях, записанных на доске:

Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.)

К... стер разг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него.

(Что)бы уд...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр...сыпав загр...зне(н, нн,)ый уч...сток молотым мелом прогладить его через белую бумагу горяч...м утюгом.

Комментарий.

Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны — всё это тянется до горизонта.

Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.

Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, присыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.

Примечание: во 2-м предложении важно почувствовать, что наречие относится ко второй части сложного предложения.

 

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 321: устный разбор, комментированное письмо; задания по синтаксическому и пунктуационному разбору выполняются на доске.

 

2. Упражнение 322: самостоятельная работа с последующим обсуждением.

 

VI. Словарная работа

— Выпишите слова, помещенные в рамках на с. 149—150; составьте с ними сложные предложения. Обратим внимание, что между частями сложных союзов запятая не ставится:

Кромешный, чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

Домашнее задание

1. § 56.

2. Выписать из художественных произведений 5—6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

 

Уроки 115—116. Развитие речи. Употребление

Сочинительных и подчинительных союзов

В художественной речи

 

Цели: расширить знания учеников о сочинительных и подчинительных союзах; показать функции и значение союзов в художественных текстах.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с литературой.

 

Ход уроков

I. Слово учителя

Наша задача сегодня — посмотреть, как действуют союзы в художественных произведениях, какую роль они играют, каково их значение в тексте. Вряд ли вы найдете хоть одно художественное произведение без союзов, разве что это какой-нибудь малый жанр — пословица, поговорка, загадка, анекдот. Мы рассмотрим фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения роли в них сочинительных и подчинительных союзов.

 

II. Проверка домашнего задания

Ученики зачитывают выписанные предложения. Наиболее выразительные и интересные с точки зрения использования союзов запишем на доску и в тетради, проанализируем роль и значение союзов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.24.17 (0.006 с.)