Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях».

Поиск

Слово учителя

Правила правописания междометий и знаков препинания при них довольно просты:

1) Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис: Ой-ой-ой! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах!

2) Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком: Эх, дубинушка, ухнем!

Как обычно, если вы правильно определите часть речи и ее роль в предложении, то трудностей в постановке знаков препинания не будет.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 417: комментированное письмо.

 

2. Упражнение 418: выразительное чтение, объяснение орфограмм и пунктограмм, записывание двух-трех предложений с междометиями; морфологический разбор слова — на доске и в тетрадях.

 

Домашнее задание

1. § 71.

2. Упражнение 420 (подготовить исполнение диалогов по ролям).

 

Урок 153. Производные междометия

 

Цели: формировать умение отличать производные междометия от самостоятельных частей речи; развивать навыки диалогической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, выполнение упражнений.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Раскройте скобки, вставь пропущенные буквы и знаки препинания, определите интонацию высказывания, определите части речи, укажите их роль в предложении.

Ах как пр...ятно оч...тит...ся у теплой печ...ки после лыжной прогулки (по)зимн...му лесу.

Комментарий. Восклицательная интонация предложения создается при помощи смысловой частицы как, а междометие ах поддерживает восклицательную интонацию, выражает чувства радости, Удовольствия.

Ах, как приятно очутиться у теплой печки после лыжной прогулки по зимнему лесу!

 

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о дефисном написании междометий и о знаках препинания при них.

 

2. Упражнение 420: исполнение составленных учениками диалогов с включением междометий (по ролям).

 

III Понятие о производных междометиях

1. Беседа по вопросам.

— Что такое производные слова?

— Слова каких частей речи бывают производными?

— Приведите примеры производных наречий, союзов.

 

2. Сопоставительный анализ предложений.

1) При виде предводителя пиратов ужас охватил меня.

Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!

2) Слова батюшки привели меня в смущение.

Батюшки! Да как же тебя угораздило?!

3) «Кошмар на улице Вязов» — фильм ужасов.

Как ты себя ведешь?! Кошмар!

Комментарий. Очевидно, что совпадающие слова во вторых предложениях каждой пары произошли из существительных. Это и есть производные междометия.

 

3. Жаргонные междометия.

— Приведите примеры разговорных междометий современных школьников, объясните, какие чувства, настроения они выражают. (Круто! Вау! Отстой! и т. п.)

— Подобные междометия, как и вообще молодежный жаргон, употребляются исключительно в разговорной речи и не должны выходить за рамки общения сверстников. Заметим, что непроизводное междометие Вау! заимствовано из английского языка и соответствует русским аналогам: Вот это да! Здорово! Ого! Влияние английского языка объективно усиливается, особенно в последние годы. Заимствование этого междометия говорит о влиянии даже на способы выражения чувств и настроений молодежи.

 

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 419: выразительное чтение, письменное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняется на доске и в тетрадях.

 

Домашнее задание

1. § 70—71.

2. Упражнение 421.

 

Урок 154. Междометия и другие части речи

 

Цели: показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, от звукоподражательных слов.

Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, выразительное чтение, анализ предложений.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложении.

К...манда стояла (на)смерть но увы пропустила мяч... в самом конце ма...ча.

(Команда стояла насмерть, но, увы, пропустила мяч в самом конце матча.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 421: чтение вариантов текста с добавлением междометий.

В это время фонетический разбор, разбор слова по составу, словообразовательный и морфологический разбор трое учеников выполняют на доске.

 

III. Анализ предложений

— Сопоставим предложения и определим роль и значение омонимичных слов.

1) О тихий Амстердам с певучим перезвоном старинных колоколен! (К. Д. Бальмонт.)

О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. И. Тютчев.)

О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная! (А. А. Григорьев.)

Комментарий. В первом предложении О — усилительная частица при обращении, она не отделяется от обращения запятой. Во втором предложении О — предлог. В третьем — междометие.

2) Далече грянуло ура.

Ура, мы ломим, гнутся шведы! (А. С. Пушкин.)

Комментарий. В первом предложении междометие ура употребляется в значении существительного-подлежащего. Во втором — собственно междометие, выражающее восторг, душевный Подъем, взлет.

3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос!

Ого-го! Отзовитесь!

Комментарий. В первом предложении междометие ого-го. Употребляется в значении наречия-обстоятельства, во втором собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.

Вывод: междометия могут выступать в роли разных членов предложения, хотя по сути они не являются членами предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.246.108 (0.009 с.)