Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Элементы анализа поэтических текстов

Поиск

1. Слово учителя.

Для того чтобы бегло, на первый взгляд определить место междометий в творчестве какого-либо поэта, достаточно бывает взять алфавитный список его стихотворений, полистать сборник.

Возьмем, например, том Пушкина: «О, если правда, что в ночи...», «О, кто бы ни был ты...», «Увы! Зачем она блистает...», «Ура! В Россию скачет...».

 

2. Закрепление материала.

— Запишем поэтические строки, рассмотрим роль и значение междометий.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

(А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Междометие чу выражает призыв к вниманию, тишине, настороженности.)

Ух, жарко!.. до полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли — навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной

Река луговая...

(Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Междометие ух выражает чувство усталости, имеет простонародный оттенок.)

Эх, вы, сани! А кони, кони!

Видно черт их на землю принес.

В залихватском степном разгоне

Колокольчик хохочет до слез.

(С. А. Есенин. Междометие эх выражает чувство удали, веселья, воли, тоже имеет простонародный оттенок.)

Примечание. Можно заранее дать задания по группам: проследить употребление междометий в поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Некрасова, современных авторов.

Сопоставление выступлений групп может показать изменения в частотности употребления междометий, изменения в лексическом наборе междометий.

Отметим, что в поэзии ХIХ века часто употребляются междометия о, увы, ах, чу, редко встречающиеся в современном языке. Эти междометия имеют возвышенный оттенок, в отличие от простонародных, разговорных эх, ух, эй и т. п.

 

Домашнее задание

Повторить § 70—71, подготовиться к обобщающему уроку.

 

Урок 156. Обобщение по теме «Междометие»

 

Цели: закрепить знания учеников о междометии; проверить умение отличать междометия от других частей речи; определять значения междометий.

Методические приемы: составление диалога, конструирование предложений, элементы лингвистического разбора, составление плана.

 

Ход урока

I. Выполнение заданий

Задание 1. Запишите междометия, выражающие:

Удивление — (ба, о, ну, ого)

Восторг — (ах, ай, ура, браво, о)

Страх, испуг — (ай, ой, ух, ужас, кошмар)

Сожаление — (увы, ах, ох)

Недовольство, досаду — (эх, тьфу, у)

Побуждения, призыв, запрет — (эй, ау, шабаш, цыц, тсс)

Недоумение — (да ну, ну и ну)

Замешательство — (гм, э, эге)

Облегчение — (уф, ух)

Примечание. Одни и те же междометия могут выражать разные чувства и настроения.

Задание 2. Представьте речевую ситуацию и составьте небольшой диалог с использованием междометий.

1-й вариант — на рыбалке; 2-й вариант—на стадионе.

 

Задание 3. Составьте и запишите два предложения с производными междометиями.

 

Задание 4. Запишите предложения, определите, в роли какой части речи и какого члена предложения выступают междометия.

1) Твои ха-ха-ха здесь совсем не уместны. (Существительное-подлежащее.)

2) Эхо трижды повторило моё ау. (Существительное-дополнение.)

3) Вдруг слышу: вода в озере буль-буль-буль. (Глагол-сказуемое.)

 

Задание 5. Запишите звукоподражательные слова, которые вы можете использовать, рассказывая о:

1-й вариант — выступлении музыкальной группы; 2-й вариант— фильме-боевике.

Задание 6. Расставьте знаки препинания в предложениях.

1) Ах как нежно светило солнце Ах как синело небо.

2) Ура — закричал наследник так пронзительно что в дальних деревнях отозвались гуси.

3) Разразился общий восторг Браво Браво.

Ответ:

1) Ах, как нежно светило солнце! Ах, как синело небо!

2) «Ура!» — закричал наследник так пронзительно, что в дальних деревнях отозвались гуси.

3) Разразился общий восторг: «Браво! Браво!»

 

Задание 7. Составьте план морфологического разбора междометия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.80.48 (0.006 с.)