III. Анализ фрагментов художественных произведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Анализ фрагментов художественных произведений



Примечание: необходимо, чтобы фрагменты текстов были если не у каждого ученика, то хотя бы на каждой парте.

1. Союзы в былинах.

А тут сели на добрых коней, поехали.

Как хвост-то у ней расстилается,

А грива-то у ней да завивается.

У оратая кобыла поступью пошла,

А Вольгин конь да ведь поскакивает.

У оратая кобыла грудью пошла,

А Вольгин конь да оставается.

Вопросы:

— Из какой былины взят фрагмент? («Вольга и Микула Селянинович».)

— Какова роль союзов во фрагменте? (Союзы а начинают каждую нечетную строчку. Союзы а создают напевность, неторопливый ритм былины. Кроме того, во всех случаях, исключая первый, этот союз играет роль противопоставления.)

1) Не успел он слова вымолвить,

Как настоят ели новгородские

Ударили о велик заклад...

 

2) Потом поезжали корабли по синю морю,

Полетели, как черные вороны

 

3) Сидит в палате царь морской,

Голова у царя как куча сенная.

Вопросы:

— Из какой былины эти фрагменты? («Садко»)

— Одинаковы ли роль и значение союза как во фрагментах? (В первом фрагменте подчинительный союз как находится между частями сложного предложения, выражает временные отношения. В двух других фрагментах союз как сравнительный, находится внутри простых предложений.)

— Почему во 2-м фрагменте перед союзом как стоит занятая, а в 3-м предложении не стоит? (Во 2-м фрагменте вопрос к сравнительному обороту задается от глагола-сказуемого: Полетели как? как черные вороны. В 3-м фрагменте вопрос задается от существительного-подлежащего: Голова какова? как куча сенная. В этом случае сравнительный оборот сам является сказуемым, запятая между подлежащим и сказуемым не ставится.)

 

2. Союзы в прозаических текстах.

Примечание. Дадим ученикам возможность самостоятельно подготовиться к ответу и затем обсудить роль и значение союзов. Можно дать несколько фрагментов для подготовки в группах. Можно, если позволяет время, записать фрагменты под диктовку и разобрать Основные пунктограммы.

Хотя основная задача — исследовать роль союзов во фрагментах, несколько слов о художественных особенностях текстов стоит сказать.

Для анализа можно взять любой небольшой фрагмент, например, из А. М. Горького:

Окна нашего подвала упирались в яму, вырытую перед ними и выложенную кирпичом. Рамы были окружены частой железной сеткой, и свет солнца не мог пробиться к нам сквозь стекла, покрытые мучной пылью. Нам было тяжело в каменной коробке с копотью, покрывающей потолок. Мы вставали в пять часов утра и в шесть садились делать крендели из теста, приготовленного для нас товарищами. Лампа, висящая над столом, скудно освещала хмурые лица. Огромная печь была похожа на голову сказочного чудовища, открывшего свою широкую пасть.

(Обратим внимание на разную роль союза и в предложениях.)

Фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

Вот он сверкает вдали и темной полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он, дотоле спертый порогами, брал, наконец, своё и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались по самой земле, не встречая ни утесов, ни возвышений.

(Обратим внимание на устаревший союз дотоле, создающий образ времени, найдем синонимичный ему союз: до тех пор; рассмотрим усилительную роль составного союза ни... ни в последнем предложении)

 

3. Союзы в поэтических текстах.

См. примечание к п. 2.

1) Немного лиц мне память сохранила,

Немного слов доходят до меня,

А прочее погибло безвозвратно...

Но близок день, лампа да догорает...

А. С. Пушкин

(Во фрагменте два противительных союза. С помощью союза а третье предложение в составе сложного сопоставляется с первыми двумя, как бы отсекая минувшее. Союз но, начинающий последнюю строку, обрывает размышления, воспоминания Пимена, прерывает паузу.обозначенную многоточием.)

2) И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут

А. С. Пушкин

(Повторяющийся соединительный союз и открывает первые три строки строфы — три предложения с параллельной связью. Этот союз скрепляет мысли, словно нанизывает строчки, усиливает плавность поэтической речи, придает ей легкость, стремительность, усиливает выразительность речи. Четвертый союз и — внутри последней строки, находится после паузы, обозначенной тире. С его помощью завершается логическая цепочка, следствие которой — выплеск поэтической энергии: и стихи свободно потекут.)

3) По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

М. Ю. Лермонтов

(В этом фрагменте тоже наблюдается анафора — одинаковое начало строк. Союз и тоже встречается четыре раза, но синтаксическая роль его другая. Первый союз соединяет однородные сказуемые, остальные союзы стоят при перечислении однородных подлежащих второго простого предложения в составе сложного. Повторяющиеся союзы и придают строфе плавность, напевность, звучность.)

 

IV. Итог урока

Вывод о разнообразии роли союзов в художественных текстах, об их значении в создании последовательности, логичности изложения, в создании образа времени, в создании ритма, плавности речи и т. д.

 

Домашнее задание

1. § 56.

2. Выписать из школьных учебников (по биологии, географии, физике и т. д.) 5 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.008 с.)