Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Степени сравнения наречий»

Поиск

1. Беседа по вопросам.

— Какая часть речи имеет степени сравнения? (Имя прилагательное.)

— Все ли прилагательные имеют степени сравнения? (Нет, только качественные прилагательные.)

— Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? (Сравнительную и превосходную; каждая из них имеет простую и составную формы.)

 

2. Работа с таблицей.

Задание: заполните таблицу степеней сравнения прилагательных своими примерами. (На доске открывается заранее начерченная таблица, куда вносятся примеры.)

 

Степени сравнения качественных прилагательных Примеры
простая сравнительная длиннее, дороже, чище, щедрее
составная сравнительная более чёткий, менее усталый
простая превосходная добрейший, крепчайший, премудрый, наилучший
составная превосходная самый умный, наиболее чистый, мужественнее всех (всего)

 

3. Конструирование предложений.

— Составьте предложения с прилагательными в простой сравнительной степени. Пропустите после каждого предложения строчку.

(Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.

Что может быть дороже дружбы?

После грозы небо казалось ещё чище, чем раньше.

Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая.)

 

4. Объяснение темы «Степени сравнения наречий».

— Запишем в свободные строки предложения:

Учитель объяснял, на мой взгляд, длиннее, чем следовало.

Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.

Квартира к приходу гостей вымыта чище, чем обычно.

По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее.

Вопросы и задания:

— Определите начальную форму слов в сравнительной степени в каждой группе предложений. К какой части речи относятся слова каждой группы? (Первая группа: длинный, дорогой, чистый, щедрый — прилагательные. Вторая группа: длинно, дорого, чисто, щедро — наречия.)

— Как образованы эти наречия? (Они образованы от качественных прилагательных.)

Вывод: наречия, образованные от качественных прилагательных могут иметь степени сравнения.

 

5. Изучение теоретического материала учебника.

Ученики самостоятельно читают 34 (с. 98, 100), уточняя вывод.

 

6. Вопросы на усвоение материала.

— Что вы узнали о степени сравнения наречий, прочитан мате риал учебника? (Степени сравнения могут иметь наречия на -о (-е), образованные от качественных прилагательных.)

У наречий две степени сравнения — сравнительная и превосходная. Сравнительная степени имеет простую и составную формы; превосходная — обычно имеет составную форму.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как?)

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 212: комментированное письмо.

 

2. Упражнение 213: самостоятельная работа, консультации учителя.

 

Домашнее задание

1. § 34.

2. Упражнение 214: письменно.

3. Упражнение 215: устно (подготовка к диктанту).

 

Урок 70. Морфологический разбор наречия

 

Цели: обобщить изученное о наречии; ознакомить учеников с порядком морфологического разбора наречий; закрепить умение отличать формы сравнительной степени наречий и прилагательных.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, лингвистический разбор слов, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 215).

 

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

— Какие наречия могут иметь степени сравнения?

— Какие степени сравнения могут иметь наречия?

— Как образуются степени сравнения наречий?

 

2. Упражнение 214: проверка по цепочке.

Варианты заглавия текста: «Россия строилась», «Как возник посёлок».

 

III. Задания на закрепление материла «Степени сравнения наречий»

Запишите предложения, подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения; определите их принадлежность к определенным частям речи.

1) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А.С. Пушкин.)

2) Гарун бежал быстрее лани.

3) Лес делался выше, таинственнее, темнее.

4) Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь!

После бури над землею

Светит радостней лазурь,

После бури, молодея

В блеске новой красоты,

Ароматней и пышнее

Распускаются цветы!

И. А. Бунин

Комментарий. В первых двух и в четвертом предложении наречия являются обстоятельствами (стреляйте как? скорее, бежал как? быстрее, светит как? радостней, распускаются как? ароматней и пышнее).

В третьем предложении перед нами прилагательные в сравнительной степени, которые входят в состав сказуемого (делался выше, таинственнее, темнее). Сильные ученики сами могут догадаться о роли наречий и прилагательных в третьем предложении.

Найдем начальные формы подчеркнутых слов: скорее — скоро; быстрее — быстро; выше — высокий, таинственнее — таинственный, темнее — темный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.165.105 (0.007 с.)