Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запятые при деепричастном обороте

Поиск

 

Цели: дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний»

Зависевший, умывшись, подействовав, играя.

(Зависевший — причастие, остальные слова — деепричастия.)

Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.

(Углубляясь — деепричастие несовершенного вида, остальные совершенного вида.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на усвоение материала:

— Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.

— Какие глагольные признаки имеет деепричастие?

— Назовите наречные признаки деепричастия.

— Какова синтаксическая роль деепричастия?

 

2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение видов деепричастий.

 

III. Объяснение темы «Деепричастный оборот»

1. Слово учителя.

При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное — правильно определить его границы.

Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения — обстоятельство.

 

2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.

(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».)

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 162: комментированное письмо.

 

2. Упражнение 163: устный разбор.

Комментарий. Тип речи — рассуждение. Стиль текста — научный.

Дополнительный вопрос:

— Какая наука изучает действие силы? (Физика.)

Примерный вопросный план текста:

I. От чего зависит результат действия силы?

II. Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?

III. Что называется давлением?

IV. Как определить величину давления?

 

3. Упражнение 164: самостоятельная работа.

 

Домашнее задание

1. § 27.

2. Упражнение 165.

 

Урок 57. Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме»

 

Цели: закрепить умение находить деепричастный оборот в предложении; показать роль деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость активизировать самостоятельную работу учеников.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

— Что такое деепричастный оборот?

— Что общего у деепричастного оборота с причастным?

— Каким членом предложения является деепричастный оборот?

 

2. Упражнение 165: взаимопроверка; в это время на доске выполняются схемы предложений.

 

II. Практическое задание

В предложениях, записанных на доске, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. (Выполняется на доске и в тетрадях.)

1) (Не, ни) ост...навливаясь он (з, с,)делал мне знак и(д, т)ти следом. (В. Пелевин.)

2) Любой лаб...ринт можно пройти всё время пов...рач...вая (на)прав... (В. Пелевин.)

Комментарий. В первом предложении — опережающая орфограмма: не с деепричастиями. Предложим ученикам порассуждать, слитно или раздельно пишется деепричастие с не.

Во втором предложении важно правильно (по смыслу) определить границы деепричастного оборота: он начинается с зависимого от деепричастия слова.

1) Не останавливаясь, он сделал мне знак идти следом.

2) Любой лабиринт можно пройти, всё время поворачивая направо.

 

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 167: устно.

Упражнение 166: комментированное письмо. Необходимо сопоставить предложения с однокоренными словами — с причастием и деепричастием: как меняется смысл предложений? Определим вид причастий и деепричастий.

 

3. Конструирование предложений.

Упражнение 168: обсуждаем варианты предложений, сконструированных по данным схемам, лучшие записываем на доске и в тетради.

 

4. Роль деепричастных конструкций в предложении. Упражнение 169: обсуждение вопросов, письменное выполнение по вариантам (1-й вариант — предложения под цифрами 1 и 2, 2-й вариант под цифрами 3 и 4) с последующей взаимопроверкой.

 

Домашнее задание

1. § 27.

2. Выписать из художественных произведений пять предложений с деепричастными конструкциями, сделать синтаксический разбор.

 

Урок 58. Раздельное написание не

С деепричастиями

 

Цели: повторить правописание с не различных частей речи; показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант (повторение правописания с не различных частей речи).

Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина, непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нерешенная проблема, неделикатный поступок.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Связные рассказ о деепричастии и знаках препинания при деепричастных конструкциях.

 

2. Чтение предложений с деепричастными конструкциями, выполнение синтаксического разбора и схем предложений у доски.

 

III. Изучение темы «Раздельное написание не с деепричастиями»

Слово учителя.

В объяснительном словарном диктанте мы повторили правописание с не имен существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, полных и кратких причастий.

Мы знаем, что не с глаголом пишется раздельно, за исключением случаев, когда слово без не не употребляется. Это же относится и к деепричастию, части речи, близкой к глаголу по значению. Запишем примеры, подберем свои:

Не уставая, не желая, не присев, не ответив. Негодуя, неволя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.133.194 (0.006 с.)