Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Повторение темы «Фонетика и орфография»

Поиск

1. Беседа по вопросам (с. 9).

Дополнительные вопросы:

— В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах,. примыкающих к другим словам, переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.)

Для сильных классов:

— Есть ли в русском языке слова с мягким «ж»? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко — «ж» смягчается. В древнерусском языке «ж» было мягким. Об этом говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.)

 

2. Фонетический разбор слов.


Сгореть —2 слога

с — [з] — согл., звонк.

г — [г] — согл., звонк.

о — [а] — гласн., безуд.

р — [р’] — согл., звонк.

е — [э́] — гласн., уд.

т — [т’] — согл., глух.

ь — [-]

(7 букв, 6 звуков)

Чувство —2 слога

ч — [ч] — согл., глух.

у — [у́] — гласн., уд.

в — [-]

с — [с] — согл., глух.

т — [т] — согл., глух.

в — [в] — согл., звонк.

о — [а] — гласн., безуд.

(7 букв, 6 звуков)


Напоминаем, что главное при фонетическом разборе — помнить, что нас интересуют прежде всего звуки, мы записываем то, что слышим.

 

3. Работа с упражнением 17.

Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик).

Задание: подобрать примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.

Класс делится на пять групп. Четыре группы подбирают примеры из каждой из четырех строф, пятая группа отвечает на вопрос:

«Какая особенность русской фонетики объясняет возможность рифмы в последней строфе?»

Примеры:

1-я строфа — в словах вода и пронзает первая буква о обозначает звук [а], а в словах светло, стекло последняя буква о обозначает звук [о]; в слове недвижнее буквы е обозначают звук [и]; а в слове глубине — звук [э].

2-я строфа — в словах избы, буграм и божий буква б обозначает звук [б], а в словах березы и глубиной буква б обозначает звук [б’].

3-я строфа — в слове звездочет буква д обозначает звук [д], а в слове звёзд буква д обозначает звук [т]; в слове высоты буква в обозначает звук [в] а в слове великий буква в обозначает звук [в’].

4-я строфа — в словах будто, вид буква д обозначает звук [т], а в словах древний, душе буква д обозначает звук [д].

Ответ на вопрос: по законам русской фонетики согласные в слабой позиции (на конце слова и перед глухими согласными) оглушаются — [вит], [хранит].

 

IV. Подготовленный диктант

Диктуем текст упражнения 16 (стихотворение Н. Заболоцкого).

Задание: сделать фонетический разбор слов лениться (1 вариант) и поблажку (2 вариант).

Справка:


лениться — 3 слога

л — [л’] — согл., звонк.,

е — [и] — гласн., безуд.

н — [н’] — согл., звони.

и — [и́] — гласн., уд.

т — [т] — согл., глух.

ь — [-]

с — [с] — согл., глух.

я — [а] — гласн., безуд.

(8 букв, 7 звуков)

поблажку — 3 слога

п — [п] — согл., глух.

о — [а] — гласн., безуд.

б — [б] — согл., звонк.

л — [л] — согл., звонк.

а — [а] — гласн., уд.

ж — [ш] — согл., глух.

к — [к] — согл., глух.

у — [у] — гласн., безуд.

(8 букв, 8 звуков)


Примечание: в слове «лениться» сочетание «ться» можно за писать как [ца], тогда звуков — 6.

 

Домашнее задание

1. Вопросы с. 10.

2. Упражнения 18, 19.

 

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

1. Рассказать русский алфавит, назвать количество гласных, согласных.

(На первый взгляд, задание элементарное, однако очевидно, что далеко не все ученики хорошо помнят алфавит. Подчеркнем необходимость четкого знания алфавита в повседневной жизни: в алфавитном списке приводятся названия различных объектов и фамилии в справочниках, слова в словарях и т. д.)

 

2. Подумайте, в чем особенность фразы.

Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей же чаю.

(В этой фразе представлены все буквы русского алфавита.)

Можно дать задание для желающих: придумать свою фразу, в которой были бы все буквы русского алфавита.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Ответы на вопросы с. 10.

Комментарий. Орфография изучает правописание слов. Это слово — калька греческих слов: орфо — правильно, графо — пишу.

Выбор орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков.

Например, в корнях с чередованием гласных е и и выбор зависит от гласной после корня. Если после корня стоит суффикс - а -, в корне пишем и: выб е ру — выб и рать, бл е стеть — бл и стать. То же относится к выбору гласных в корнях –кос- — -кас-: к о снуться — к а саться.

В приставках на з — с выбор согласной зависит от следующего за приставкой звука. Если это гласный или звонкий согласный, пишем з, если глухой согласный, пишем с: ра з бить, и з умительный, во с питание. Другие приставки не имеют вариантов и пишутся всегда одинаково: под писать, над бавка.

В сочетаниях со всегда мягкими согласными ч, щ не пишется ь: точка, мощный, закончить.

В суффиксах в окончаниях существительных и прилагательных выбор буквы после шипящих и ц зависит от качества гласного звука: если он ударный — пишем о, если безударный — пишем е: лучом, сердцем; большого, но большего.

Примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием: сделать [зд’э́лат’], лестница [л’э́сн’ица], очарование [ачирава́н’ийэ], медлительно [м’идл’и́т’ил’на], лёд [л’о́т], встретиться [фстр’э́т’ица], ёж [йо́ш] и т. д.

 

2. Проверка упражнений 18 и 19.

По цепочке проверяем слова с орфограммами, указываем слова, употребленные в переносном значении. В это время трое учеников выполняют у доски фонетический разбор слов (звезды, сережки, ярким); четвертый делает схему 3-го предложения из упражнения 19.

 

III. Работа с учебником

1. Упражнение 20 выполняем по вариантам с последующей взаимопроверкой: нечетные слова — 1-й вариант, четные — 2-й вариант.

 

2. Чтение и разбор текстов упражнения 21.

Вариант краткого пересказа второго текста:

Издаваемые нами звуки — это звуки речи, с ними связано определенное значение. Для человеческой речи важны звуки, которые различают слова, несут какой-то смысл. Значение слова изменится и вас неправильно поймут, если хотя бы один из звуков заменить.

Домашнее задание

1. Вопросы с. 12.

2. Упражнение 22.

 

Уроки 7—8. Словообразование и орфография.

Морфемный и словообразовательный разбор

 

Цель: закрепить знания о словообразовании, умения делать морфемный и словообразовательный разбор.

Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, взаимопроверка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

Сделать фонетический разбор слов: паяльник, просьба. (Два человека выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 22.

Взаимопроверка фонетического разбора слов: мёд, цветы, всем.

 

Примерный план текста:

I. Необычный мед.

II. Цветы Заполярья.

III. Переселение пчел.

IV. Древний союз природы и человека.

III. Повторение темы «Словообразование»

1. Ответы на вопросы с. 12.

Способы словообразования: приставочный (приехать); суффиксальный (лыжник); приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ (милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую (столовая, нападающий).

Дополнительные вопросы:

— Может ли суффикс стоять после окончания? (Может — это суффикс -ся (-сь,) в глаголах: купаешься, тороплюсь, занимаются и т. д.)

— Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бессонный? Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»?

(Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось: сон → сонный → бессонный.)

 

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 23: первое слово разбираем с классом на доске, используя план разбора (с. 207); остальные шесть слов ученики разбирают самостоятельно (по три предложения каждый вариант) с последующей взаимопроверкой).

Упражнение 24: даем время для прочтения текста и обдумывания заголовка. Далее один из учеников выразительно читает текст, обсуждаем заглавие (вариант: «Торжественная тишина природы»); задания выполняем письменно, словообразовательный разбор — выборочно на доске.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.125.107 (0.007 с.)