Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Повторение темы «Фонетика и орфография»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Беседа по вопросам (с. 9). Дополнительные вопросы: — В каких словах нет безударных гласных? (В односложных: плеть, край, миг. Кроме того, в сильных классах кто-нибудь может догадаться, что ударение отсутствует в некоторых предлогах, частицах, словах,. примыкающих к другим словам, переносится на них: передо мной, на мосту, не хочу, хотел бы и т. д.) Для сильных классов: — Есть ли в русском языке слова с мягким «ж»? Приведите примеры. (В заимствованных словах: жюри, Жюль. Кроме того, в одесском говоре: пожалуйста, жалко — «ж» смягчается. В древнерусском языке «ж» было мягким. Об этом говорит традиционное написание слов: жизнь, лыжи, бежим и т. д.)
2. Фонетический разбор слов. Сгореть —2 слога с — [з] — согл., звонк. г — [г] — согл., звонк. о — [а] — гласн., безуд. р — [р’] — согл., звонк. е — [э́] — гласн., уд. т — [т’] — согл., глух. ь — [-] (7 букв, 6 звуков) Чувство —2 слога ч — [ч] — согл., глух. у — [у́] — гласн., уд. в — [-] с — [с] — согл., глух. т — [т] — согл., глух. в — [в] — согл., звонк. о — [а] — гласн., безуд. (7 букв, 6 звуков) Напоминаем, что главное при фонетическом разборе — помнить, что нас интересуют прежде всего звуки, мы записываем то, что слышим.
3. Работа с упражнением 17. Выразительное чтение стихотворения (читает заранее подготовленный ученик). Задание: подобрать примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков. Класс делится на пять групп. Четыре группы подбирают примеры из каждой из четырех строф, пятая группа отвечает на вопрос: «Какая особенность русской фонетики объясняет возможность рифмы в последней строфе?» Примеры: 1-я строфа — в словах вода и пронзает первая буква о обозначает звук [а], а в словах светло, стекло последняя буква о обозначает звук [о]; в слове недвижнее буквы е обозначают звук [и]; а в слове глубине — звук [э]. 2-я строфа — в словах избы, буграм и божий буква б обозначает звук [б], а в словах березы и глубиной буква б обозначает звук [б’]. 3-я строфа — в слове звездочет буква д обозначает звук [д], а в слове звёзд буква д обозначает звук [т]; в слове высоты буква в обозначает звук [в] а в слове великий буква в обозначает звук [в’]. 4-я строфа — в словах будто, вид буква д обозначает звук [т], а в словах древний, душе буква д обозначает звук [д]. Ответ на вопрос: по законам русской фонетики согласные в слабой позиции (на конце слова и перед глухими согласными) оглушаются — [вит], [хранит].
IV. Подготовленный диктант Диктуем текст упражнения 16 (стихотворение Н. Заболоцкого). Задание: сделать фонетический разбор слов лениться (1 вариант) и поблажку (2 вариант). Справка: лениться — 3 слога л — [л’] — согл., звонк., е — [и] — гласн., безуд. н — [н’] — согл., звони. и — [и́] — гласн., уд. т — [т] — согл., глух. ь — [-] с — [с] — согл., глух. я — [а] — гласн., безуд. (8 букв, 7 звуков) поблажку — 3 слога п — [п] — согл., глух. о — [а] — гласн., безуд. б — [б] — согл., звонк. л — [л] — согл., звонк. а — [а] — гласн., уд. ж — [ш] — согл., глух. к — [к] — согл., глух. у — [у] — гласн., безуд. (8 букв, 8 звуков) Примечание: в слове «лениться» сочетание «ться» можно за писать как [ца], тогда звуков — 6.
Домашнее задание 1. Вопросы с. 10. 2. Упражнения 18, 19.
Ход урока 2 I. Лингвистическая разминка 1. Рассказать русский алфавит, назвать количество гласных, согласных. (На первый взгляд, задание элементарное, однако очевидно, что далеко не все ученики хорошо помнят алфавит. Подчеркнем необходимость четкого знания алфавита в повседневной жизни: в алфавитном списке приводятся названия различных объектов и фамилии в справочниках, слова в словарях и т. д.)
2. Подумайте, в чем особенность фразы. Съешь ещё этих мягких французских булочек да выпей же чаю. (В этой фразе представлены все буквы русского алфавита.) Можно дать задание для желающих: придумать свою фразу, в которой были бы все буквы русского алфавита.
II. Проверка домашнего задания 1. Ответы на вопросы с. 10. Комментарий. Орфография изучает правописание слов. Это слово — калька греческих слов: орфо — правильно, графо — пишу. Выбор орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков. Например, в корнях с чередованием гласных е и и выбор зависит от гласной после корня. Если после корня стоит суффикс - а -, в корне пишем и: выб е ру — выб и рать, бл е стеть — бл и стать. То же относится к выбору гласных в корнях –кос- — -кас-: к о снуться — к а саться. В приставках на з — с выбор согласной зависит от следующего за приставкой звука. Если это гласный или звонкий согласный, пишем з, если глухой согласный, пишем с: ра з бить, и з умительный, во с питание. Другие приставки не имеют вариантов и пишутся всегда одинаково: под писать, над бавка. В сочетаниях со всегда мягкими согласными ч, щ не пишется ь: точка, мощный, закончить. В суффиксах в окончаниях существительных и прилагательных выбор буквы после шипящих и ц зависит от качества гласного звука: если он ударный — пишем о, если безударный — пишем е: лучом, сердцем; большого, но большего. Примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием: сделать [зд’э́лат’], лестница [л’э́сн’ица], очарование [ачирава́н’ийэ], медлительно [м’идл’и́т’ил’на], лёд [л’о́т], встретиться [фстр’э́т’ица], ёж [йо́ш] и т. д.
2. Проверка упражнений 18 и 19. По цепочке проверяем слова с орфограммами, указываем слова, употребленные в переносном значении. В это время трое учеников выполняют у доски фонетический разбор слов (звезды, сережки, ярким); четвертый делает схему 3-го предложения из упражнения 19.
III. Работа с учебником 1. Упражнение 20 выполняем по вариантам с последующей взаимопроверкой: нечетные слова — 1-й вариант, четные — 2-й вариант.
2. Чтение и разбор текстов упражнения 21. Вариант краткого пересказа второго текста: Издаваемые нами звуки — это звуки речи, с ними связано определенное значение. Для человеческой речи важны звуки, которые различают слова, несут какой-то смысл. Значение слова изменится и вас неправильно поймут, если хотя бы один из звуков заменить. Домашнее задание 1. Вопросы с. 12. 2. Упражнение 22.
Уроки 7—8. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Цель: закрепить знания о словообразовании, умения делать морфемный и словообразовательный разбор. Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, взаимопроверка, самостоятельная работа, занимательная лингвистика. Ход урока 1 I. Лингвистическая разминка Сделать фонетический разбор слов: паяльник, просьба. (Два человека выполняют задание на доске, остальные в тетрадях.)
II. Проверка домашнего задания 1. Упражнение 22. Взаимопроверка фонетического разбора слов: мёд, цветы, всем.
Примерный план текста: I. Необычный мед. II. Цветы Заполярья. III. Переселение пчел. IV. Древний союз природы и человека. III. Повторение темы «Словообразование» 1. Ответы на вопросы с. 12. Способы словообразования: приставочный (приехать); суффиксальный (лыжник); приставочно-суффиксальный (подоконник); сложение: слов (театр-студия), основ (милосердный), начальных букв (ГАИ, вуз), переход одной части речи в другую (столовая, нападающий). Дополнительные вопросы: — Может ли суффикс стоять после окончания? (Может — это суффикс -ся (-сь,) в глаголах: купаешься, тороплюсь, занимаются и т. д.) — Что необходимо знать, чтобы правильно написать слово бессонный? Почему в этом слове две буквы «с» и две буквы «н»? (Надо знать состав слова, знать, как оно образовалось: сон → сонный → бессонный.)
2. Выполнение упражнений. Упражнение 23: первое слово разбираем с классом на доске, используя план разбора (с. 207); остальные шесть слов ученики разбирают самостоятельно (по три предложения каждый вариант) с последующей взаимопроверкой). Упражнение 24: даем время для прочтения текста и обдумывания заголовка. Далее один из учеников выразительно читает текст, обсуждаем заглавие (вариант: «Торжественная тишина природы»); задания выполняем письменно, словообразовательный разбор — выборочно на доске.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.125.107 (0.007 с.) |