II. Закрепление темы «Склонение причастий» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Закрепление темы «Склонение причастий»



1. Упражнение 68: комментированное письмо.

 

2. Работа с учебниками физики, истории, географии (теми, которые есть в портфелях учеников): выбрать и записать предложения с причастиями; сделать схемы словосочетаний, в которые входят причастия.

Примечание: на эту работу дается минут 10, после чего ученики читают выписанные предложения, на доске записывают схемы словосочетаний с причастиями.

 

3. Объяснительный диктант. Синтаксический разбор предложений.

Ученики под диктовку записывают текст, подчеркивают члены предложения, выделяют словосочетания с причастиями.

Сейчас от былого величия остались только свидетели его — замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас — тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом. (В. Некрасов.)

Примечание: знаки препинания при причастных оборотах ученики еще не изучали, но можно попросить их попытаться объяснить все пунктограммы.

 

Домашнее задание

1. § 11.

2. Творческая работа: придумать продолжение текста объяснительного диктанта или его начало.

Дополнительное задание (усложнение): включить в сочинение предложения с причастиями.

 

Урок 22. Понятие о причастном обороте

Цели: дать понятие о причастном обороте: развивать логические способности учеников.

Методические приемы: обсуждение творческих заданий, объяснения учителя; конструирование словосочетаний; наблюдения над текстом.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ.

 

II. Изучение темы «Причастный оборот»

1. Наблюдения над текстом.

Рассмотрим предложения с причастиями в уже знакомом тексте. Выпишем словосочетания с причастиями:

1) венчающая город башня;

2) кипящую смолу;

3) камни, пущенные с расстояния в двести метров;

4) стены и башни, поросшие мхом.

Ответим на вопросы:

— В каких словосочетаниях причастия являются зависимыми словами? (В 1-м словосочетании: башня (какая?) венчающая; во 2-м: смолу (какую?) кипящую; в 3-м: камни (какие?) пущенные, в 4-м: стены и башни (какие?) поросшие.)

— Назовите словосочетания, в которых причастия являются главными словами. (В 1-м словосочетании: венчающая (что?) город; в 3-м: пущенные (откуда?) с расстояния в двести метров, в 4-м: поросшие (чем?) мхом.)

Вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.

— Назовите причастие, не имеющее зависимых слов. (Кипящую.)

— Рассмотрим, на каком месте по отношению к определяемому существительному находятся причастия с зависимыми словами? (В 1-м словосочетании — перед определяемым словом, в 3-м и 4-м после него.)

Замечаем, что интонация подсказывает наличие или отсутствие знаков препинания в предложениях с причастиями.

Учитель поясняет, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который в предложении является одним членом предложения — определением.

— Какие еще обороты вам известны? (Сравнительный оборот. Он тоже является одним членом предложения — обстоятельством.)

 

2. Изучение теоретического материала учебника. Чтение § 12 (с. 31—33).

 

3. Упражнение 69: устный разбор, запись, наблюдения над знаками препинания.

 

4. Упражнение 70: устный разбор, письменное выполнение упражнения, запись схем на доске.

 

Домашнее задание

1. § 12.

2. Упражнение 71 (сочинение-описание)

 

Урок 23. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

 

Цели: углубить представление о причастном обороте; развивать навыки выделения причастных оборотов в тексте, пунктуационные навыки.

Методические приемы: обсуждение сочинений-описаний, объяснения учителя; выразительное чтение; наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение и обсуждение нескольких сочинений — описаний окрестностей местности.

 

2. Проверка усвоения материала.

— Расскажите, что вы знаете о причастном обороте (связное сообщение).

— В каких случаях причастный оборот не выделяется запятыми?

— Приведите примеры предложений с причастными оборотами, стоящими до и после определяемого слова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.007 с.)