Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 63. Морфологический разбор деепричастия

Поиск

 

Цели: показать, как делается морфологический разбор деепричастий; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: лингвистический разбор, подготовленный диктант, задания по занимательной лингвистике.

 

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких творческих работ

II. Изучение темы «Морфологический разбор деепричастия»

1. Так как морфологический разбор деепричастия не представляется сложным, ученики вполне могут самостоятельно изучить этот вопрос по учебнику: § 31, с. 88.

В качестве примеров для разбора предложим им найти деепричастия в своих сочинениях. Разберем их устно и письменно (у доски и тетрадях).

 

2. Упражнение 188: письменный разбор деепричастий. Пока ученики выполняют это задание, несколько человек разбирают деепричастия устно.

 

III. Занимательная лингвистика

Задание: определите морфологические признаки слов: устав, неволя, пролив; составьте с ними предложения.

Комментарий. Сложность задания заключается в том, что эти слова имеют по крайней мере два значения, в зависимости от контекста. Они могут быть как существительными, так и деепричастиями. Напомним, что такие пары слов называются омонимами. Вне контекста, то есть вне конкретной речевой ситуации мы не можем определить, какое слово перед нами.

Запишем лучшие предложения в тетради.

Воинский устав довольно строг. — Очень устав за день, я хотел наконец-то отдохнуть.

Неволя тяготила пленника, не привыкшего к ограничению свободы. — Неволя себя, я всё же принялся за уроки.

Пролив Лаперуза отделяет российский остров Сахалин от японского острова Хоккайдо. — От неожиданности я вздрогнул, пролив нечаянно чай.

(В первых предложениях каждой пары данные слова являются именами существительными, во вторых — деепричастиями: устав — совершенного вида, неволя — несовершенного вида, пролив — совершенного вида.)

 

IV. Свободный диктант

Напишем его по упражнению 189.

 

Домашнее задание

1. § 31.

2. Повторить тему «Деепричастие» по вопросам и заданиям учебника (с. 89).

3. Подготовиться к словарному диктанту (упражнение 191).

 

Урок 64. Итоговый урок по теме «Деепричастие»

 

Цели: закрепить и обобщить знания и умения по теме «Деепричастие»; развивать навыки монологической речи, проверить усвоение учениками материала.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, словарный диктант, тест, самостоятельная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить орфограммы и пунктограммы, сделать морфологический разбор деепричастия:

Напряжение лески вдруг ослабло, и из воды, чмокнув, выскочил пустой крючок. (Ю. Казаков.)

 

II. Контрольные вопросы по теме «Деепричастие»

Опираемся на вопросы учебника (с. 89).

Дополнительные вопросы:

— Что общего у деепричастия и глагола и чем они отличаются?

— Что общего у деепричастия и причастия и чем они отличаются?

— Какую роль играют деепричастия в тексте?

 

III. Словарный диктант с заданием

Составить словосочетания с деепричастиями, используя слова:

Бассейн, галерея, дистанция, комбинация, сиять, экспресс.

 

IV. Тест

Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. приложение 4).

Ключи к тесту:

Вариант 1: 1) а, б; 2) а, г; 3) б, в; 4) в, г. 5) Тарантас въехал во двор, шурша колесами по крапиве, и остановился перед крыльцом. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки.

Вариант 2: 1) б, в; 2) а, в; 3) а, г; 4) б, г. 5) Друг за другом, накренившись от ветра, возвращались рыбацкие суда. Тесную обувь можно растянуть, туго набив ее влажной газетной бумагой. Медалистам полагалось сдать два экзамена — сочинение и английский, набрав в сумме минимум девять баллов.

 

V. Выполнение упражнений

1. Упражнение 192: устно, по цепочке.

 

2. Упражнение 193: устные ответы на вопросы (вид и стиль текста), письменное выполнение.

 

3. Упражнение 194: самостоятельная работа.

 

Домашнее задание

1. Упражнение 195.

2. Подготовиться к диктанту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.51 (0.006 с.)