Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 131. Частица как часть речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: дать понятие о функциях частицы как служебной части речи; учить отличать частицу от других частей речи. Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений.
Ход урока I. Лингвистическая разминка — Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель. (Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог: алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)
II. Изучение темы «Частица как часть речи» 1. Слово учителя. Название этой части речи говорит само за себя: частица — маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет. Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов. Рассмотрим несколько предложений: Я бы выучил уроки... Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге. Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель. Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы: — сомнительное станет явным (Я выучил уроки); — нарушится логика (Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге); — смысл поменяется на противоположный (Я хочу разочаровать тебя, дорогой читатель). Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала: 62, с. 164.
III. Выполнение упражнений 1. Упражнение 357: устный разбор, письменное выполнение; фонетический разбор слова что выполняется на доске и в тетрадях. Комментарий. Обратим внимание на слово что в первом и шестом примерах. Во-первых, его фонетический облик — [што]. Во-вторых, в первом случае что является усилительной частицей, а в шестом предложении — вопросительным местоимением. Частица бы в этом примере относится к глаголу-сказуемому в условном наклонении, ее место в предложении не закреплено, частицу можно переместить: Что вы еще включили бы в программу вечера самодеятельности?
2. Упражнение 358: устно. Комментарий. Доказательство того, что выделенные слова частицы: они не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, они не имеют самостоятельного лексического значения.
Домашнее задание 1. § 62. 2. Упражнение 359.
Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы
Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи. Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выразительное чтение.
Ход урока I. Лингвистическая разминка — Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?» Пр...н...мающая сторона (не)была (во)время поставлена в извес...ность о сокр...щени... сроков пр...бывания иностра(н, нн)ых туристов. Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые. Принимающая сторона не была вовремя поставлена в известность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.
II. Проверка домашнего задания 1. Беседа по вопросам. — Для чего служит частица как часть речи? — Как отличить частицу от других частей речи?
2. Упражнение 359: проверка по цепочке. В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.193 (0.006 с.) |