II. Повторение темы «Фонетика и графика» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Повторение темы «Фонетика и графика»



1. Беседа по вопросам 74.

 

2. Работа с таблицей.

— Заполним таблицу, данную в упражнении 429, примерами. Таблицу выполним на доске и в тетрадях.

 

3. Фонетический разбор слов.

1-й вариант: сказка, ложь, сжечь.

2-й вариант: просьба, лён, якорь.

После выполнения работы — самопроверка по образцам на доске.

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 430: выполняем на доске и в тетрадях.

 

2. Упражнение 431: 1-й вариант — первое четверостишие, 2-й вариант — второе; проверка по образцам на доске.

 

IV. Работа со словарями

Вопросы и задания:

— По какому главному принципу расположены слова в словарях? (По алфавиту.)

— Запишите данные слова по порядку, в котором они будут расположены в словаре. (Задание на быстроту выполнения.)

Принтер, пунктуальный, параллель, пропорция, президент, публицистика, парадокс, палитра.

(Палитра, парадокс, параллель, президент, принтер, пропорция, публицистика, пунктуальный.)

— В каком словаре искать эти слова? (В словаре иностранных слов.)

 

V. Занимательная лингвистика

— Какие слова получатся, если прочитать звуки в обратном порядке?

Ноль, люк, шей, лёд, лоб.

(Лён, куль, ешь, толь, пол.)

 

Домашнее задание

§ 75; вопросы на с. 193.

 

Урок 161. Лексика и фразеология

 

Цели: закрепить знания учеников по лексике и фразеологии; проверить умение определять лексические группы слов, умение работать со словарями.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистические игры, выполнение упражнений, работа со словарями.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи, укажите их роль в предложениях.

Нап...дающий открывшись на гран... офсайда перебросил мяч через голкипера но выручил защитник насти...ший мяч почти на линии ворот.

В эл...ктро(н, нн)ой почт... поступающ... еж...дневно на наш комп...ютер больш...нство с...общений спам.

(Нападающий, открывшись на грани офсайда, перебросил мяч через голкипера, но выручил защитник, настигший мяч почти на линии ворот.

В электронной почте, поступающей ежедневно на наш компьютер, большинство сообщений спам.)

 

II. Повторение темы «Лексика и фразеология»

1. Беседа по вопросам § 75.

Примечание. Можно заранее дать задания по группам: подготовить сообщения по диалектным, профессиональным, устаревшим словам.

— В чем особенность лексики предложений из лингвистической разминки? (В первом предложении — обилие профессиональной футбольной лексики: нападающий, офсайд, голкипер, защитник. Во втором предложении — неологизмы: электронная почта, компьютер, снам (рекламный и т. п. мусор).)

 

2. Лингвистические игры.

1) Подберите к словам и словосочетаниям синонимы-фразеологизмы из разговорной речи.

Бездельничать — (бить баклуши).

Тесно — (яблоку негде упасть).

Легко сделать — (раз плюнуть).

Далеко — (за тридевять земель).

Быстро бежать — (бежать сломя голову).

Быстро понимать — (ловить на лету).

Разговаривать — (лясы точить, чесать языком).

Дремать — (клевать носом).

Запомнить — (зарубить себе на носу).

2) Подберите к книжным фразеологизмам слова-антонимы.

Одержать победу — (проиграть).

Сдержать слово — (обмануть, подвести).

Отдать приказ — (попросить).

Хранить молчание — (болтать).

Произвести впечатление — (не понравиться).

Взять паузу — (не прерываться).

 

III. Выполнение упражнений

Упражнения 433, 434: выразительное чтение, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Все виды лингвистического разбора выполняются на доске и в тетрадях.

 

IV. Работа со словарями

Задание: 1-й вариант — выписать из толкового словаря значения многозначных слов из упражнения 433.

2-й вариант — попробовать самостоятельно объяснить диалектные слова из упражнения 434, а затем проверить по специальному словарю: сугрев, балок, яр.

Примечание: попросим учеников объяснить также общеупотребительные, но вряд ли хорошо знакомые им слова зябь, гумно, озимь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.004 с.)