Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Употребление слов категории состояния в художественной речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание: найти или вспомнить предложения со словами категории состояния из художественных произведений и записать их. Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8—10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразительность примеров. Например: 1) На другой день гусару стало хуже. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель».) Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо — хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо. 2) Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В. А. Жуковский.) 3) С души как бремя скатится, Сомненья далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... (М. Лермонтов.) 4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И. С. Тургенев.) 5) Маленькой елочке холодно зимой. — Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей).
Домашнее задание 1. § 45. 2. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).
Урок 97. Морфологический разбор категории состояния
Цели: показать порядок разбора слов категории состояния; совершенствовать навыки анализа и пересказа текста. Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.
Ход урока I. Лингвистическая разминка — Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи. Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.
II. Проверка домашнего задания Беседа по вопросам упражнения 281. Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее значение — состояние природы; синтаксическая роль — сказуемые. Стиль текста — художественный с элементами публицистического (вопросительные предложения; цель текста — привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном:)
III. Сжатое изложение Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4—6 предложениях.
IV. Изучение темы «Морфологический разбор категории состояния» План морфологического разбора дается в учебнике — 46, с. 128. Ученики изучают тему самостоятельно. Обсуждение вопроса: — Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния? (Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяемые части речи, поэтому у них невелик набор грамматических признаков.)
V. Выполнение упражнений Упражнение 280: морфологический разбор слов категории состояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений — 1-й вариант, из 4-го и 5-го предложений — 2-й вариант (письменно в тетрадях).
Домашнее задание 1. § 46. 2. Упражнение 282.
Урок 98. Развитие речи. Подготовка К сочинению на лингвистическую тему Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью аргументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознакомить учеников с основными научными заслугами А. Х. Востокова. Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочинения-рассуждения.
Ход урока I. Лингвистическая разминка — Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова категория состояния. Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скалу оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.) (Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены. Оторочило — категория состояния.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.250 (0.006 с.) |