III. Употребление слов категории состояния в художественной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Употребление слов категории состояния в художественной речи



Задание: найти или вспомнить предложения со словами категории состояния из художественных произведений и записать их.

Можно устроить соревнование: кто за определенное время (8—10 минут) найдет больше примеров. Учитывается и выразительность примеров.

Например:

1) На другой день гусару стало хуже. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель».)

Сказуемое стало хуже выражено словами категории состояния. Обратим внимание на форму сравнительной степени плохо — хуже: она образуется от другого корня, так же как форма лучше от слова хорошо.

2) Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. (В. А. Жуковский.)

3) С души как бремя скатится,

Сомненья далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

(М. Лермонтов.)

4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (И. С. Тургенев.)

5) Маленькой елочке холодно зимой.

— Сделаем вывод: слова категории состояния часто употребляются в художественной речи для передачи эмоционального, интеллектуального, физического состояния человека, состояния природы (описание пейзажей).

 

Домашнее задание

1. § 45.

2. Упражнение 281 (подготовка к сжатому изложению).

 

Урок 97. Морфологический разбор категории состояния

 

Цели: показать порядок разбора слов категории состояния; совершенствовать навыки анализа и пересказа текста.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи.

Опадали последние, ослепительно желтые листья кленов, под ногами шуршало, небо ясное, воздух чист и прозрачен.

 

II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам упражнения 281.

Слова категории состояния: торжественно, тихо. Общее значение — состояние природы; синтаксическая роль — сказуемые.

Стиль текста — художественный с элементами публицистического (вопросительные предложения; цель текста — привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном:)

 

III. Сжатое изложение

Учитель читает текст один раз, ученики пересказывают текст в 4—6 предложениях.

 

IV. Изучение темы «Морфологический разбор категории состояния»

План морфологического разбора дается в учебнике — 46, с. 128. Ученики изучают тему самостоятельно.

Обсуждение вопроса:

— Почему планы морфологического разбора именных частей речи и глагола более развернутые, чем планы морфологического разбора деепричастия, наречия и категории состояния? (Деепричастие, наречие и категория состояния — неизменяемые части речи, поэтому у них невелик набор грамматических признаков.)

 

V. Выполнение упражнений

Упражнение 280: морфологический разбор слов категории состояния. Разбор слов из 1-го предложения выполняется у доски (письменно и устно), слов из 2-го и 3-го предложений — 1-й вариант, из 4-го и 5-го предложений — 2-й вариант (письменно в тетрадях).

 

Домашнее задание

1. § 46.

2. Упражнение 282.

 

Урок 98. Развитие речи. Подготовка

К сочинению на лингвистическую тему

Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью аргументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознакомить учеников с основными научными заслугами А. Х. Востокова.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочинения-рассуждения.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова категория состояния.

Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скалу оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.)

(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.

Оторочило — категория состояния.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.006 с.)