Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Формообразующие частицы»

Поиск

1. Эвристическая беседа.

— У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые. Понятно, что формообразующие частицы служат для образования форм слов. Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть (пускай) — для образования повелительного наклонения глагола.)

— Попробуем определить значения других формообразующих частиц:

1) Ребята, давайте жить дружно.

(Частица давайте (давай) служит для образования повелительного наклонения глагола.)

2) В этой ситуации надо действовать более решительно.

(Частица более служит для образования превосходной степени наречия.)

 

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника — § 63, с. 166.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 360: устно: выразительное чтение, беседа по вопросам. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.

Комментарий. Стиль речи — разговорный (диалог). Формообразующая частица бы служит для образования условного наклонения глаголов.

 

2. Упражнение 361: комментированное письмо; различение частиц и союзов.

Фонетический и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.

 

3. Упражнение 362: комментированное письмо; различение частиц и других частей речи.

Комментарий. Каждая пара предложений начинается с частиц. В первой и второй парах предложений частица совпадает по облику с глаголом давай-ка, пускай; в третьей — с союзом да в значении но.

 

Домашнее задание

1. § 63.

2. Упражнение 364: рассказ по данному началу.

 

Уроки 133—134. Смысловые частицы

 

Цель: показать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения, словарная работа.

 

Ход урока 1

I. Лингвистическая разминка

— Запишите куплет песни, объяснить орфограммы и пунктограммы, определите роль и значение частиц. (Можно включить аудиозапись песни.)

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, —

Тем более что жизнь короткая такая.

Б. Ш. Окуджава

 

II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение нескольких творческих работ по упражнению 364.

 

III. Изучение темы «Смысловые частицы»

1. Слово учителя.

Ознакомимся со вторым разрядом частиц. Он гораздо шире, функции частиц этого разряда разнообразнее. Чтобы правильно определить значение частицы, надо, как вы догадываетесь, вдуматься в смысл предложения, в котором данная частица «работает».

Сегодня коснемся лишь некоторых значений смысловых частиц. Кстати, в только что произнесенном предложении тоже есть смысловая частица — лишь, она вносит ограничительное значение.

 

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника — 64, с. 168.

 

3. Беседа по вопросам.

— Какова роль смысловых частиц?

— Что выражают смысловые частицы?

В каких стилях речи чаще всего употребляются смысловые частицы?

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 365: устно.

2. Упражнение 366: выразительное чтение, определение частиц.

Комментарий. В восклицательном предложении частица что за служит для усиления восклицания. Глаголы в условном наклонении: было б, поскакал бы. В предложениях со смысловыми частицами очень важна верная интонация, выразительность речи.

 

3. Упражнение 367: выразительное чтение, комментированное письмо; морфологический разбор слова чуть выполняем на доске и в тетрадях.

 

4. Упражнение 368: выразительное чтение, беседа по вопросам, письменное выполнение.

 

V. Словарная работа

— Запишите слова, помещенные в рамках на с. 165, 168, в словарики, составьте с ними предложения с использованием смысловых частиц:

Чемпион, предварительный.

 

Домашнее задание

1. § 64.

2. Упражнение 369.

3. Записать примеры предложений со смысловыми частицами в словарики.

 

Ход урока 2

I. Лингвистическая разминка

— Запишите предложения, поясните значения смысловых частиц.

1) Вот эта синяя тетрадь с моими детскими стихами. (А. А. Ахматова.)

(Частица вот служит для указания.)

2) Неужели в самом деле все сгорели карусели? (К. И. Чуковский.)

(Частица неужели выражает вопрос.)

3) Как же мне не веселиться, не грустить от разных бед!

(Частица как выражает восклицание, смену настроений.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Расскажите, что вы знаете о смысловых частицах.

 

2. Упражнение 369: проверка по цепочке.

В это время двое учеников на доске выполняют морфологический и синтаксический разбор.

 

3. Чтение составленных или найденных в текстах предложений со смысловыми частицами.

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 370: устный разбор, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

Фонетический и морфологический разбор выполняем на доске и в тетрадях.

 

2. Упражнение 371: устно: повторение правил орфографии, содержащих частицы.

Синтаксический разбор — письменно.

 

3. Упражнение 372: устный разбор, обсуждение вопросов, письменное выполнение.

 

4. Упражнение 373: выразительное чтение, самостоятельная работа.

 

Домашнее задание

1. § 64.

2. Упражнение 374.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.187 (0.006 с.)