Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение темы «Сочинительные союзы»

Поиск

1. Слово учителя.

Сочинительные союзы делятся по значению на несколько групп: соединительные, противительные и разделительные.

Сопоставим три предложения и попробуем определить, какие союзы к каким группам относятся.

 

2. Сопоставление предложений.

Иван Иванович всегда дает каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу. (Н. В. Гоголь.)

Луна за облаком спала, но люди ей не подражали. (М. Ю. Лермонтов.)

День пасмурный, и Москва в тумане. (Л. Кассиль.)

(Обсуждение и вывод: соединительный союз в третьем предложении; противительный — во втором, разделительный — в первом.)

Примечание. На самом деле, роль каждого союза проявляется в конкретном предложении, каждый союз может выражать несколько значений. Мы останавливаемся пока только на основных значениях.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 327: устный разбор.

 

2. Упражнение 328: работа с таблицей постановки занятых между однородными членами, запись таблицы в справочные тетради; письменное выполнение с последующей проверкой. Фонетический разбор выполнить на доске.

 

V. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника

Задание: прочитать правило на с. 153, придумать два предложения с составными сочинительными союзами.

 

Домашнее задание

1. § 58.

2. Упражнение 329.

 

Ход урока 2

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказ учащихся о группах сочинительных союзов по значению.

 

2. Запись выученного наизусть монолога Пимена из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» (упражнение 329).

II. Анализ предложения

Задание: записать предложение, записанное на доске, объяснить орфограммы и постановку знаков препинания, сделать синтаксический разбор, указать значения союзов.

Третьяковская гал...рея (не)только огромный музей с мировой извес...ностью но и крупный науч...ный центр занимающ...йся хр...нением и р...ст...врац...ей изучением и проп...гандой музейных це(н, нн)остей.

(Третьяковская галерея — не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.)

(Не только... но и, и — соединительные союзы.)

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 330: комментированное письмо.

 

2. Упражнение 331: составление предложений по данным схемам. Лучшие предложения записываются на доске и в тетрадях.

 

3. Упражнение 332: работа по вариантам (подготовка выразительного чтения отрывков, ответов на вопросы.)

Комментарий. В каждом отрывке последнее предложение относится ко всему тексту, подводит некий итог сказанному. Присоединяются последние предложения к тексту с помощью соединительного союза и. Во втором отрывке три последних строки начинаются с союза и. Первый союз соединяет однородные сказуемые: сияет и озаряет; второй союз соединяет однородные дополнения: сады и замок; третий союз начинает последнее предложение, создает вместе с предыдущими союзами неторопливый, размеренный ритм.

 

4. Упражнение 333: устный разбор.

Комментарий. Тип речи — рассуждение. Стиль текста публицистический. Основная мысль текста выражена в предпоследнем предложении.

 

IV. Орфоэпическая работа

Записать слово, помещенное в рамке на с. 153, в словарик, поставить ударение, придумать предложение с этим словом: междугородный.

 

Домашнее задание

1. § 58

2. Упражнения 334: устно, 336: письменно.

 

Урок 120. Подчинительные союзы

 

Цели: обосновать деление подчинительных союзов на группы по значению; развивать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснения учителя; выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Запишите наречия, укажите, к каким смысловым группам они относятся:

Внезапно, издалека, совершенно, легко, навсегда, назло, очень, нечаянно, вскоре, слева, сгоряча, нарочно.

(Внезапно, легко (образ действия); вскоре, навсегда (время); издалека (место); сгоряча, нечаянно (причина); нарочно, назло (цель); совершенно, очень (степень).)

(Запись ответа остается на доске.)

 

II. Проверка домашнего задания

1. Упражнение 334: чтение, обсуждение вопросов.

Комментарий. В каждом из отрывков высказана одна мысль: внутреннее содержание не соответствует внешней форме. Союз но играет роль противопоставления; он словно зачеркивает сказанное в предложениях, утверждая другую мысль.

 

2. Упражнение 336: выразительное чтение фрагментов стихотворений, определение роли повторяющихся союзов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.208 (0.012 с.)