Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 105. Простые и составные предлоги

Поиск

 

Цели: показать отличия простых и составных предлогов; совершенствовать речевую компетентность учеников.

Методические приемы: лингвистический разбор, работа по предупреждению речевых ошибок, самостоятельная работа, Выполнение упражнений, элементы анализа текста.

 

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

— Исправьте речевые ошибки в предложениях:

Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечению срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста.

(Ты любишь пирожки с капустой? Согласно приказу вы приняты на работу с завтрашнего дня. По истечении срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин за хлебом, пожалуйста.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 301: проверка по цепочке.

 

III. Изучение темы «Простые и составные предлоги»

Эта тема не представляет особой трудности, поэтому ученики самостоятельно прочитают теоретический материал учебника — § 51, с. 139.

Замечание учителя: не надо принимать предлоги из-за, из-под за составные. Они состоят из одного слова, образовались путем соединения двух непроизводных предлогов. Составные же предлоги — производные.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 303: комментированное письмо, обсуждение вопросов, разбор словосочетаний.

 

2. Упражнение 304: выразительное чтение, повторение морфологии глаголов, элементы анализа текста.

 

Комментарий. Глаголы употреблены в форме 2-го лица настоящего времени, с помощью этой формы в текстах художественного стиля часто передаются чувства, переживания любого человека, читатель словно участвует в действии.

 

V. Занимательная лингвистика

— В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит — «по»?

«Что значит — «за»?

И «за», и «по» — предлоги...»

А хорошо бы — ЗА порог

И — мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

 

Домашнее задание

1. § 51.

2. Упражнение 305 (кроме морфологического разбора).

 

Урок 106. Морфологический разбор предлога

 

Цели: ознакомить с планом морфологического разбора предлога; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, элементы анализа текста.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знак препинания; сделайте синтаксический разбор предложения, определите грамматические характеристики предлогов.

Со...нце перед самым закатом вышло из(за) туч... покрыва…щих небо.

(Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.)

 

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 305: беседа по вопросам упражнения, объяснение орфограмм — по цепочке; элементы анализа текста.

— С помощью каких художественных приемов И. А. Гончаров создает величественную картину моря?

Комментарий. Тип текста — повествование. Стиль — художественный. Варианты заголовка — «Над морем», «Стихия моря».

Глаголы передают движение морской стихии и фрегата; перечисление однородных глаголов-сказуемых создает основу повествования, его остов. Глаголы, передающие движение моря, употреблены, в настоящем времени: встают, падают, опять встают, поднимаются, носится. Большинство глаголов стоит во множественном числе, подчеркивая могущество морской стихии.

Глаголы, передающие движение фрегата, употреблены, главным образом, в будущем времени: взберется, дрогнет, упадет, выпрямится. Эти глаголы передают напряженное, трудное движение фрегата. Форма будущего времени не имеет значения «будет происходить», она означает в данном случае повторяющееся действие в прошлом. Такая форма позволяет приблизить читателя к повествованию, помочь ему ярче представить картину.

Основные художественные приемы — метафора и олицетворение. Морские гигантские волны метафорически названы «холмами с белым гребнем», с помощью глаголов движения и метафорических существительных (с воем, стон, на голову волны) достигается олицетворение моря. Живым существом представляется и фрегат, упорно преодолевающий бесконечно долгий морской путь. Довершает картину сравнение брызги, как дым, понимаются; оно делает образ еще объемнее, воздушнее.

Синтаксические приемы — повторы (встают, падают, опять встают) и ряды однородных сказуемых тоже играют важную художественную роль: создают ощущение протяженности времени, бескрайности моря.

Словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов: видно из окон, холмы с гребнем, толкая с воем, носится в воздухе, взберется на голову, дрогнет на гребне, упадет на бок, скользить с горы, спустившись на дно, спустившись между бугров, перевалиться на другой бок, лезть на холм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.21 (0.006 с.)