Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Повторение темы «Пунктуация»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Беседа по вопросам с. 203.
2. Пунктуационный разбор предложения упражнения 459. «Сенька, хорошо?» — спрашивал он. Комментарий. Знак завершения предложения — точка. Отделительный вопросительный знак в конце прямой речи. Выделительные двойные кавычки при прямой речи. Выделительное тире при прямой речи. Выделительная запятая при обращении.
IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 461: выразительное чтение, устное объяснение орфограмм и пунктограмм.
2. Упражнение 462: комментированное письмо.
3. Упражнение 463: самостоятельная работа.
V. Консультации учителя
Домашнее задание 1. Упражнение 464. 2. Подготовка к контрольному диктанту.
Уроки 168—169. Контрольный диктант и его анализ
Цель: проверка знаний учеников. Методические приемы: диктант, работа над ошибками.
Ход уроков I. Диктант
Из истории астрономии Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды — Сириуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с третьим — летним солнцестоянием. Открытие египтян позволяло предсказывать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей. Созданный древними египтянами весьма точный календарь свидетельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Они еще в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все изменения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения — древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированными с запада на восток так, что наблюдатель, смотрящий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс — сторож пирамид. С большим вниманием относились первые астрономы к регистрации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подобной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальнейшего осмысления и развития. (209 слов) (По А. Вильвовской)
II. Анализ диктанта, работа над ошибками
Урок 170. Итоги учебного года
Цели: подвести итоги изученного за год; выполнить итоговый тест (см. приложение 4); оценить работу класса в целом и лучших учеников; настроить учеников на дальнейшее изучение русского языка. Методические приемы: беседа, консультации.
Ключи к итоговому тесту: Вариант 1: 1) б, в; 2) г; 3) в, г; 4) а, в; 5) а, б; 6) а, г; 7) в; 8) б, г; 9) а; 10) б, в, г; 11) а, б, в; 12) в, г; 13) а, г; 14) б, в; 15) а, в, г; 16) а, б; 17) б, г, д, ж, к. Вариант 2: 1) а, в, г; 2) а, в; 3) в, г; 4) а, г; 5) а, б, в; 6) б, в, г; 7)а, б; 8) б, г; 9) а, б; 10) а, б, г; 11) б, в, г; 12) б; 13) б, в; 14) а, б, г; 15) а, в, г; 16) б; 17) в, г, ж, з, и.
Литература
1. Азимов А. Язык науки. Спб., Амфора, 2002. 2. Аникин А. Е., Корнилаева И. А., Младенов О. М и др. Из истории русских слов: Словарь-пособие. М.: Школа-Пресс, 1993. 3. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1987. 4. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2003. 5. Баранов М. Т, Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. М.: Просвещение, 1999. 6. Большая Советская Энциклопедия. М., 1978. 7. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., Дрофа, 2002. 8. Программно-методические материалы: Русский язык: 5—9 класс / Сост. Л. М. Рыбченкова. М. Дрофа, 2002. 9. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь лингвистических терминов. М., 1985. 10. Словарь русского языка в четырех томах / Под ред. А. П. Евгеньевой. М. Русский язык, 1985. 11. Федорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе. М.: Просвещение, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Индивидуальные задания Задания по теме «Причастие»
1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения: Тайга ист...чала густой запах прелой древ...сины пр...правл...ый ар(а, о)матом плес...ни. 2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения: Со...нце перед самым закатом вышло из(за) туч... покрыва...щих небо. 3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложений, фонетический разбор второго слова: Трава (з, с)г...ба...мая ударами ветра и дождя л...жилась на землю. Тучи охвач...ые синим огнем дрогнули. (М. Горький.) 4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения: С выводами с...бирских уч...ных согл...сились приглаш...(н, нн)ые на д...баты эксперты (из)за(р…жа). 5. Исправить речевую ошибку. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Пред...(е, я)вляемые высокие требования к аб...туриентам (не, ни)отпугнули ж...лающих попытат...ся стать студентами одного из лу...ших вузов страны. 6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения; определить стилевую принадлежность: Аген...ство по торговле (не, ни)движ...мым имущ...ством за инт...ресова(н, нн)о в пр...вл...чени... активных молодых людей имеющ... опыт работы в да(н, нн)ой сфере де...тельности. 7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения; определить стилевую принадлежность: За соблюдением прав граждан г...рантиру(е, и)мы... Конст...туцией обяза(н, нн)ы следить государстве(н, нн)ые органы. 8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения; определить стилевую принадлежность: Рост народ...нас...ления мира предст...вляется ведущей гл...бальной пр... блемой и выр...жает су(м, мм)арный р...зульт всей эк...номической, соц...альной и культурной де...тельности сост...вляющ...й историю человеч...ства. 9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения; определить особенности лексики: Знаменитая Троица Андрея Рублева посе...ще(н, нн)ая пам...ти Пр...подобного Сергия Радонежского стала вопл...щ...(н, нн)ым симв...лом ид...алов духовного ед...нения всеобщей любви и готовности к сам...пожертвованию. 10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения: Древние греки пытавш...еся тем или иным образом об...яснить существующий мир пользов...лись результатами астр...номических наблюдений ег...птян. 11. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, записать числительное словами; сделать синтаксический разбор предложения: Это малюс...нькая деревня со 180 ж...телями прил(е, и)пивш...ся среди скал (не, ни)большого плато. 12. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий: На стене краш...(н, нн)ой под кирпич... в(е, и)сел понош...(н, нн)ый серый плащ... 13. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий: Стриж...(н, нн)ые кусты и (не, ни)высокие дер...вца обр...зуют ведущ...ю к уса(д, т)ьбе а(л, лл)ею. 14. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор причастия, сделать синтаксический разбор предложения: (Не)напом...нают(ли) вам (не)которые наши уроки Сказку о потер...(н, нн)ом времени. 15. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор причастий, обозначить стилевую принадлежность текста: Городок (не)большой с бухтой пр...вр...щающ...йся в канал с молом двумя ма...ками и цепью вытянувш...хся (в)доль моря больших отелей (сей)час пустовавших. Стари(н, нн)ая улоч...ка вымощ...на гр...мадными булыжн...ками. (На)прав... и (на)лев... крох...тные замкнутые дворики развеш…(н, нн)ое белье увитые плющ...м стены.
Задания по теме «Деепричастие»
1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; определить грамматические характеристики деепричастий; сделать синтаксический разбор предложения: Бабушка (не, ни) пл...сала а словно ра...сказывала что(то). Вот она идет т...хонько задумавшись покач...ваясь и погляд...вая вокруг из (под) руки. Ост...новилась вдруг и...пугавшись чего(то). Опустив голову она зам...рла пр...слушиваясь улыбаясь всё вес...лее. (М. Горький.) 2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; определить грамматические характеристики деепричастий; сделать синтаксический разбор предложения: Гр...мадные гнедые кони об...зумев рвались по вытопта...ому хлебу среди людей и подвод в(з, с)дымаясь на дыбы хр...пя и брызгая пеной. (А. Фадеев.) 3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Тарантас в...ехал во двор шурша колесами по кр...пиве и ост...новился перед крыльцом. (И. Тургенев.) 4. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Д...ржа кувшин над головой грузинка у(з, с)кою тропой сх...дила к берегу. (М. Лермонтов.) 5. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания: сделать морфологический разбор деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Тихий голубой плёс м...нил к себе об...щая прохладу и п...кой. (А. Чехов.) 6. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Сидя за комп...ютером старайтес... держать спину прямой. 7. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор деепричастий; сделать синтаксический разбор предложения: Тщат...льно отдел...вая свои произв...дения переж...вая муки творч...ства каждый писатель отводит огромную роль ч...тателю. 8. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Сопост...вляя различ...ные редакц…и мы имеем возможность просл...дить труд автора его поиск наибол...е точ...ного слова. 9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор деепричастия словообразовательный разбор первого существительного; сделать синтаксический разбор предложения: Художник(аниматор) созд...вая мультипл...кац...о(н, нн)ый фильм словно ож...вляет р...сунки. 10. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Друг за другом накр...нившись от ветра возвр...щались рыба...кие суда. (В. Некрасов.) 11. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор причастия и деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Об...рнувшись я увид...ла метрах в двадцати от себя человека г...ган...ского роста стоявш...го возле ф...нтана. (В. Пелевин.) 12. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор причастия и деепричастия; сделать синтаксический разбор предложения: Свеж...е ж...рные и масл...(н, нн,)ые пятна со светлых тканей можно уд...лить посыпав загр...зне(н, нн)ый уч...сток порошком мела.
Задания по теме «Наречие»
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор наречия: С...дели в саду в тени вишен... б...гато украш... ых ам...тистовыми бусами ягод. (М. Горький.) 2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать фонетический разбор глагола, морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения: Тесную обувь можно ра(з, с)т...нуть туг... набив ее влажной г...зетной бумагой. 3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения: Первый утр...ий вет...рок бе(з, с) шор...ха осторожно ш...веля мол...чаем бурыми стебл...ми прошлогодн... бурьяна проб...жал вдоль дороги. (А. Чехов.) 4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения: Лодка (с) размаху почти до пол...вины в(з, с,)ползла на песок (в)месте с волной и пок...чнувшись (на) бок стала а волна ск...тилась назад в море. 5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения: Дни бегут быстро (в) пр...пры(ж, ш)ку как ш...ловливые дети. (А: Бруштейн.) 6. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложений: Со...нце уже зашло но (по)прежнему было жарко. Мы всегда ж...ли дружно и редко друг на друга об...жались.
Задания по теме «Союз»
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор союзов. Гора обр...сла тонкими и высокими елками словно еж иглами. (А. Иванов.) 2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор союзов. Склоны гор открылись словно разв...рнулась книга на (з, с)гибе которой бл...стела как закла(д, т)ка, серебр...(н, нн,)ая т...семка реки. (А. Иванов.) 3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор союзов. Чем меньше загр...мождены кв...ртира тем больше в ней воздуха тем ле...че дыш...тся ее об...тателям.
Ответы По теме «Причастие» 1. Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени. 2. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо. 3. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Тучи, охваченные синим огнем дрогнули. 4. С выводами сибирских ученых согласились приглашенные на дебаты эксперты из-за рубежа. 5. Высокие требования, предъявляемые к абитуриентам, не отпугнули желающих попытаться стать студентами одного из лучших вузов страны. 6. Агентство по торговле недвижимым имуществом заинтересовано в привлечении активных молодых людей, имеющих опыт работы в данной сфере деятельности. (Официально-деловой стиль.) 7. За соблюдением прав граждан, гарантируемых Конституцией, обязаны следить государственные органы. (Официально-деловой стиль.) 8. Рост народонаселения мира представляется ведущей глобальной проблемой и выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, составляющей историю человечества. (Научный стиль.) 9. Знаменитая «Троица» Андрея Рублева, посвященная памяти Преподобного Сергия Радонежского, стала воплощенным символом идеалов духовного единения, всеобщей любви и готовности к само пожертвованию. (Лексика высокого стиля.) 10. Древние греки, пытавшиеся тем или иным образом объяснить существующий мир, пользовались результатами астрономических наблюдений египтян. 11. Это малюсенькая деревня со ста восьмью десятью жителями, прилепившаяся среди скал небольшого плато. 12. На стене, крашенной под кирпич, висел поношенный серый плащ. 13. Стриженые кусты и невысокие деревца образуют ведущую к усадьбе аллею. 14. Не напоминают ли вам некоторые наши уроки «Сказку о потерянном времени»? 15. Городок небольшой, с бухтой, превращающейся в канал, с молом, двумя маяками и цепью вытянувшихся вдоль моря больших отелей, сейчас пустовавших. Старинная улочка вымощена громадными булыжниками. Направо и налево крохотные замкнутые дворики, развешанное белье, увитые плющом стены. (Текст художественного стиля.)
По теме «Деепричастие» 1. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь и поглядывая вокруг из-под руки. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то. Опустив голову, она замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее. 2. Громадные гнедые кони, обезумев, рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод, вздымаясь на дыбы, хрипя и брызгая пеной. 3. Тарантас въехал во двор, шурша колесами по крапиве, и остановился перед крыльцом. 4. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. 5. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой. 6. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой. 7. Тщательно отделывая свои произведения, переживая муки творчества, каждый писатель отводит огромную роль читателю. 8. Сопоставляя различные редакции, мы имеем возможность проследить труд автора, его поиск наиболее точного слова. 9. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки. (Художник-аниматор — сложение слов.) 10. Друг за другом, накренившись от ветра, возвращались рыбацкие суда. 11. Обернувшись, я увидела метрах в двадцати от себя человека гигантского роста, стоявшего возле фонтана. 12. Свежие жирные и масляные пятна со светлых тканей можно удалить, посыпав загрязненный участок порошком мела.
По теме «Наречие» 1. Сидели в саду в тени нише богато украшенных аметистовыми бусами ягод. 2. Тесную обувь можно растянуть, туго набив ее влажной газетной бумагой. 3. Первый утренний ветерок, без шороха, осторожно шевеля молочаем, бурыми стеблями прошлогоднего бурьяна, пробежал вдоль дороги. 4. Лодка с размаху почти до половины всползла на песок вместе с волной и, покачнувшись набок, стала, а волна скатилась назад в море. 5. Дни бегут быстро, вприпрыжку, как шаловливые дети. 6. Солнце уже зашло, но по-прежнему было жарко. Мы всегда жили дружно и редко друг на друга обижались.
По теме «Союз» 1. Гора обросла тонкими и высокими елками, словно еж иглами. 2. Склоны гор открылись, словно развернулась книга, на сгибе которой блестела, как закладка, серебряная тесемка реки. 3. Чем меньше загромождена квартира, тем больше в ней воздуха, тем легче дышится ее обитателям.
Приложение 2. Диктанты
Диктант по теме «Причастие»
Гроза Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас в держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров. Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой. Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы. (136 слов)
Грамматическое задание 1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные обороты как члены предложения. (Сказуемое: не занавешены. Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затянутая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.) 2. Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант — не просохшая, 2-й вариант — не закрытые.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.115 (0.01 с.) |