Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 43. Морфологический разбор причастия

Поиск

 

Цели: обобщить знания учеников о причастиях; развивать навыки морфологического разбора причастий; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: работа с учебником, пояснения учителя, лингвистический разбор, элементы анализа текста, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Повторение темы «Вводные слова».

Записать предложения, определить значения и синтаксическую роль одинаковых слов. Объяснить орфограммы. Дать характеристику причастиям:

1) Казалось, конца не будет этой затянувшейся зиме.

Эта затянувшаяся зима казалась бесконечной.

2) Этот деревянный дом, пожалуй, построен лет двести назад.

Открывший мне дверь незнакомец пригласил: «Пожалуйте в гостиную, вас ждут».

Комментарий. В первых предложениях каждой пары есть вводные слова (казалось, пожалуй), они не являются членами предложений.

Во вторых предложениях каждой пары эти слова — члены предложений: казалась бесконечной — часть сказуемого; пожалуйте — глагол-сказуемое в повелительном наклонении.

Причастия: затянувшейся, затянувшаяся, построен, открывший.

 

II. Чтение и анализ нескольких выборочных изложений

 

III. Изучение темы «Морфологический разбор причастия»

1. Слово учителя.

Мы знаем, как делается морфологический разбор самостоятельных частей речи: именных (существительного, прилагательного, числительного, местоимения), глагола и наречия. Порядок разбора причастий тот же: определение части речи, морфологических признаков и синтаксической роли слова. Поэтому попробуйте самостоятельно изучить порядок разбора причастия с помощью учебника.

 

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника (23).

 

IV. Практические задания

1. Записать предложение под диктовку (один ученик у доски остальные — в тетрадях). Сделать устный морфологический разбор причастий.

Все поезда, идущие в футбольную столицу, заполнены болельщиками.

 

2. Записать текст под диктовку, сделать письменный морфологический разбор причастий.

Лес, влажный от стаявшего инея, как от росы, ржавел осиновым и кленовым листом, краснел папоротниковыми ягодами, кис прелью умерших растений, каких-то разлагающихся трав, сгнивших, растекшихся грибов. Только мшистые кочки были сухо и свеже зелены. Зеленым было и болото, широкой полосой прорезавшее лес. (Ю. Нагибин.)

Дополнительное задание:

— Определить художественные приемы, придающие тексту выразительность. (Отметим обилие определений, выраженных в основном причастиями и причастными оборотами; сравнение; ряды однородных членов (сказуемых, определений). Важную роль играет звукопись: богатые аллитерации (сочетания согласных) с шипящими ш, ж, щ и свистящими з, с, которые передают звуки осеннего леса: шорох, шуршание листвы, травы.)

 

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 64; составить с ними предложения. По словарю иностранных слов узнать о происхождении этих слов, найти общее значение.

Акварель, аквариум, акваланг.

 

Домашнее задание

1. § 23.

2. Упражнение 131

3. Подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

 

Уроки 44—45. Контрольный диктант и его анализ

 

Цели: проверить знания учеников о причастиях; закрепить пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: диктант, лингвистический разбор, анализ ошибок, работа над ошибками.

 

Ход урока

I. Диктант

 

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, марочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери. Об его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры.

Однажды в июне доктор решил отправиться в далёкую прогулку, чтобы собрать некоторые виды трав и жуков. День был чудесный: солнце сияло, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей — гвардейцами в чёрных клеенчатых шляпах, украшенных жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. (189 слов)

(По Ю. Олеше)

 

II. Грамматическое задание

1. Сделать словообразовательный разбор и разбор слова по составу:

1-й вариант — дурачившими,

2-й вариант — засыпанные.

 

2. Сделать синтаксический разбор предложений.

1-й вариант — Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника.

2-й вариант — Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды.

 

3. Задание для обоих вариантов: сделать морфологический разбор причастий.

(Причастия: недоучившийся, дурачившими, окружён, украшенных, засыпанные.)

 

Урок 46. Слитное и раздельное написание не с причастиями

 

Цели: повторить написание не с различными частями речи, показать условия выбора этой орфограммы в причастиях; закрепить пунктуационные навыки; навыки лингвистического разбора.

Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, беседа по вопросам, словарная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.

Несколько незнакомцев, некого пригласить, ничего не знаешь, ненавидел лень, невежественный человек, невольник чести, неласковая осень, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, неряшливый вид, неплохое предложение, немалый вклад; поступок нехорош; не страшное, а веселое приключение.

 

II. Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Слово учителя.

В объяснительном диктанте нам встретились случаи слитного и раздельного написания не с именами существительными, именами прилагательными, местоимениями, глаголами. При выборе орфограммы необходимо не только проанализировать слово, но и учесть контекст, то есть рассмотреть слово в предложении. Это очень важно и по отношению к написанию не с причастиями.

Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот.

Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями.

Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетрадях.

Случаи слитного написания не с причастиями:

1) Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

От какого слова образовано причастие? (От глагола «негодовать».)

— Возможно ли употребление причастия без не? (Невозможно.)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

— Подберите однокоренные слова других частей речи. (Негодование, негодовать.)

2) Невыраженный признак, нерешённая задача.

— Есть ли при причастиях зависимые слова?

Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно.

3) Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

— Какое значение имеют наречия очень, весьма? (Значения степени.)

Вывод: если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно и т. п.), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями:

1) Не работающий, а сломанный телевизор. Не прибранные, а разбросанные вещи.

— Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастиями.

Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.

2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

— Есть ли у причастий зависимые слова, т. е. образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно.

3) Реки ещё не скованы льдом. Обед еще не приготовлен.

— В чем особенность этих причастий? (Они краткие.)

— Каким членом предложения они являются? (Сказуемым.)

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

 

III. Выполнение упражнений

1. Упражнение 132: комментированное письмо.

Комментарий. Фонетический разбор слова дорожку один ученик выполняет на доске, остальные — в тетрадях.

Элементы разговорного стиля — обращение, разговорные обороты, слова: через день-два, едва.

 

2. Упражнение 133: самостоятельная работа с последующей проверкой «по цепочке».

 

IV. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 65—66, в словарик; составить с ними словосочетания.

Выровненный, прекратить, претензия, претендовать.

 

Домашнее задание

1. § 24.

2. Упражнение 134.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.127.118 (0.007 с.)