IV. Выразительное чтение текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Выразительное чтение текста



 

Домашнее задание

Задание по группам:

1. Упражнение 45.

2. Упражнение 46.

3. Упражнение 47.

Примечание: упражнения 45 и 47 содержат больше заданий, поэтому 1-я и 3-я группы по численности учеников должны быть больше.

 

Урок 16. Развитие речи. Текст (практическое занятие)

 

Цели: закрепить знания о тексте, его особенностях; развивать навыки анализа текста, навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение.

 

Ход урока

I. Доклады групп

Каждая группа докладывает поочередно, остальные дополняют, оценивают, комментируют выступления. Во время выступлений на доске выполняются задания (лингвистический разбор).

1. Выразительное чтение текста.

2. Обсуждение заглавия текста.

3. Обсуждение деления текста на абзацы.

4. Определение вида текста (приводятся аргументы).

5. Определение стиля текста.

6. Способы связи предложений в тексте.

7. Ключевые слова.

8. Грамматические задания.

9. Выбор орфограмм.

10. Художественные средства текста.

11. Тема текста.

12. Идея текста.

Комментарий. К упражнению 45: предложения, связанные с помощью местоимений — второе (связь внутри сложного предложения: кусты шиповника — их), пятое (связь внутри сложного предложения: ежевичник — его), шестое (связь внутри сложного предложения: роса — ею).

К упражнению 46: порядок предложений текста — 3, 1, 5, 4, 2.

К упражнению 47: вид текста — повествование.

 

II. Самостоятельная работа

Контрольное списывание (упражнение 48).

Устно: доказать, что это текст.

 

Домашнее задание

§8.

 

Урок 17. Развитие речи. Стили литературного языка

 

Цели: закрепить понятие учеников о стилях речи; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Игра «Четвертый лишний».

— Какое слово лишнее в ряду?

Предыстория, разыграть, изымать, сверхинтересный (сверхинтересный — после приставки сверх- и не меняется на ы).

Красно-белый, вагоноремонтный, кисло-сладкий, юго-западный (вагоноремонтный — пишется слитно, т. к. происходит от сочетания: ремонт вагонов).

 

II. Повторение темы «Стили языка»

1. Беседа по вопросам § 8.

 

2. Упражнение 49: устно.

 

3. Упражнение 50: по группам. 1-я — анализирует стиль упражнения 1, 2-я — упражнения 14, 3-я — ищет в учебнике литературы текст научного стиля, 4-я — текст художественного стиля.

Важно не только определить стиль, но и доказать, что он определен правильно.

 

4. Упражнение 51: выразительное чтение, определение принадлежности текстов к определенному стилю (по вариантам).

Комментарий.

Основные черты стилей

1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.

2) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщенность, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.

3) Официально-деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.

4) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).

Основные жанры стилей

1) Разговорный — беседа, телефонный раз го нор, частная переписка, дневниковые записи.

2) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.

3) Официально-деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, за явление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.

4) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.

Примечание: более углубленно стили текста будут изучаться в старших классах, поэтому достаточно ознакомить учеников с основными особенностями стилей литературного языка, показать объективность их существования и функционирования.

(О публицистическом стиле см. урок 19.)

 

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение в любом из стилей литературного языка. Темы: «Каникулы», «Компьютерные игры», «Книги».

 

ПРИЧАСТИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.008 с.)