Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 18. Причастие как часть речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников. Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.
Ход урока I. Проверка домашнего задания Чтение и обсуждение сочинений (по 1—2 сочинения на каждую тему).
II. Объяснение темы «Причастие как часть речи» Слово учителя. Мы продолжаем изучение большой темы — «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение — и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи — глагол. Именно с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство — в несомненной связи с глаголом. Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса. Итак, начинаем новую тему — «Причастие». Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике.
III. Работа с учебником 1. Чтение § 9 (с. 24).
2. Обсуждение вопросов. Заметим, что оба слова: летучий и летящий — обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений. Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня — неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной. — Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.) — Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.) В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во втором — определение-причастие. — В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.) — В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.) Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д. Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).
3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.
IV. Выполнение упражнений 1. Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод — причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.
2. Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причастие, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени. Дополнительный вопрос: — Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему? Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.
3. Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих.
4. Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 и его обсуждение.
5. Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля текста (художественный), самостоятельная работа (письменно).
Домашнее задание 1. § 9. 2. Упражнение 57. 3. Принести на урок любую свежую газету или журнал.
Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль
Цели: закрепить представления о причастии как части речи; ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста. Методические приемы: лингвистическая игра, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоятельная работа.
Ход урока I. Лингвистическая разминка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.96 (0.006 с.) |