Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 18. Причастие как часть речи

Поиск

 

Цели: дать понятие о причастии как о части речи; показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; развивать логическое мышление учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение сочинений (по 1—2 сочинения на каждую тему).

 

II. Объяснение темы «Причастие как часть речи»

Слово учителя.

Мы продолжаем изучение большой темы — «Морфология и орфография». В предыдущих классах мы изучали именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение — и еще одну важнейшую самостоятельную часть речи — глагол. Именно с глаголом тесно связаны части речи, которые нам предстоит изучать в течение примерно двух четвертей. Речь идет о причастии и деепричастии. Как видите, эти части речи сходны по звучанию. Главное же их сходство — в несомненной связи с глаголом.

Сразу отметим, что значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие и деепричастие не самостоятельными частями речи, а особыми формами глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на своё мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса.

Итак, начинаем новую тему — «Причастие».

Рассмотрим выразительный пример, приведенный в учебнике.

 

III. Работа с учебником

1. Чтение § 9 (с. 24).

 

2. Обсуждение вопросов.

Заметим, что оба слова: летучий и летящий — обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются одной лишь буквой. Вдумаемся в смысл этих определений.

Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев всегда, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня — неподвижность. Лететь он будет, причем лишь какое-то время, только если его бросить или если его столкнет, предположим, лавиной.

— Как называются семена деревьев? Какие они? (Летучие.)

— Как назвать камень, который летит? Какой он? (Летящий.)

В первом случае перед нами определение-прилагательное. Во втором — определение-причастие.

— В чем сходство прилагательного и причастия? (Отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета.)

— В чем разница? (Прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени. Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо.)

Действие может производить сам предмет: работающий компьютер (тот, который работает); улыбающийся ребенок (тот, который улыбается); продолжающийся разговор (тот, который продолжается) и т. д.

Но действие не всегда производит сам предмет. Иногда над ним производится действие: придуманная история (та, которую кто-то придумал); решаемая задача (та, которую кто-то решает); включенный телевизор (тот, который кто-то включил).

 

3. Задание: подобрать примеры причастий, доказать принадлежность слова к причастиям.

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 52. Наблюдения, ответы на вопросы, вывод — причастие изменяется так же, как прилагательное, и зависит от существительного, к которому относится.

 

2. Упражнение 53. Находим признаки глагола у причастия, делаем вывод: причастие, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.

Дополнительный вопрос:

— Может ли причастие стоять в будущем времени? Почему?

Вывод очевиден: не может. Будущего времени у причастия нет: признака по действию в будущем не существует.

 

3. Упражнение 54: выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения: спаленной, ночующий, белеющих.

 

4. Упражнение 55: чтение теоретического материала на с. 25 и его обсуждение.

 

5. Упражнение 56: выразительное чтение, определение стиля текста (художественный), самостоятельная работа (письменно).

 

Домашнее задание

1. § 9.

2. Упражнение 57.

3. Принести на урок любую свежую газету или журнал.

 

Урок 19. Развитие речи.

Публицистический стиль

 

Цели: закрепить представления о причастии как части речи; ознакомить учеников с основными признаками публицистического стиля, показать его значение; развивать навыки анализа текста.

Методические приемы: лингвистическая игра, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоятельная работа.

 

Ход урока

I. Лингвистическая разминка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.96 (0.006 с.)