II. Беседа о значении описания действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Беседа о значении описания действий



Слово учителя.

Работу по развитию речи мы начинали с описания портрета, внешности человека. Вы пробовали себя также в описании природы, местности, интерьера. Сегодня нам предстоит поучиться, как описывать действия. Очевидно, что нам не обойтись в этой работе без наречий, которые покажут, как, каким образом действует, трудится человек.

— Вспомните, описания каких действий вам встречались в художественной литературе? Зачитайте некоторые из этих описаний. (Например, описание работы Герасима из рассказа И. С. Тургенева «Муму». Описание Полтавского боя А. С. Пушкиным. Описания действий в бою в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Много описаний действий в повести А. М. Горького «Детство»: описание игры на гитаре дяди Якова, описание пляски бабушки, описание работы мастера в красильной мастерской. И т. д.)

— Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? (Разговорный стиль — рассказ-описание, например, рыбалки, приготовления пищи и т. д.)

Официально-деловой стиль — инструкции, например, по работе с различными механизмами.

Научный стиль — описание порядка действий, например, в научном эксперименте, в лабораторной работе.

Публицистический стиль — например, репортаж или интервью о каких-либо действиях; наиболее часто встречается в спортивной журналистике.)

Найдите примеры описания действий в разных стилях речи.

 

III. Работа с учебником

1. Упражнение 237: чтение, обсуждение вопросов, определение роли наречий.

Комментарий. Заголовок текста не соответствует его содержанию. Варианты названия: «Работа мастера», «Мастерство плотника».

Наречия, с помощью которых автор «рисует» действия: лучше всех, быстро, ровно.

Наречия, с помощью которых автор указывает на последовательность действий: сначала, потом.

 

2. Упражнение 238: работа по исправлению речевых ошибок.

Комментарий: в отрывке из сочинения неоправданно повторяется наречие потом (трижды). Можно использовать его синонимы: затем, после (после этого), наконец.

 

3. Реализация домашнего задания (упражнение 239): сообщения учеников о последовательности действий работающих людей, о характере их работы.

 

IV. Устное сочинение

1. Работа над планом сочинения.

 

2. Задание: подобрать наречия которые относятся а) к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после), б) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски), в) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно).

 

3. Устное описание действий, обсуждение описаний.

 

4. Работа с черновиком сочинения.

Примечание. Можно дать опережающее задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе, дома (например, как мама готовит обед); описать последовательность своих действий и действий товарищей, например, на уроке труда.

 

Домашнее задание

Написать сочинение — описание действий в публицистическом стиле.

 

Урок 79. Буквы о и е после шипящих на конце наречий

 

Цели: закрепить навыки правописания о и е после шипящих в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях.

Методические приемы: объяснительный диктант, лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа.

 

Ход урока

I. Чтение и анализ нескольких сочинений — описаний действий

II. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Мальчонка, шёпот, задачей, чёлка, бельчонок, врачом, шоколад, шорох, лучом, с товарищем, свечой, бочонок, сверчок, малышом, большой, меньшего, грачом, дачей, медвежонок, на плечо, алычой, лучшего, ежовый.

 

III. Изучение темы «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»

Ученики самостоятельно изучают теоретический материал учебника (§ 40, с. 111).

 

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 241: комментированное письмо, конструирование предложений.

Вопросы:

— От каких слов образованы данные наречия? (От прилагательных и причастий.)

— Какой частью слова являются буквы о и е на конце наречий? (Суффиксами.)

 

2. Упражнение 242: работа с таблицей (выполняется на доске и в тетрадях).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.005 с.)