Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совет, как извлекать стратегии

Поиск
Извлечение стратегий образует важную часть процесса моделирования, окотором мы поговорим на следующем уроке. Чтобы определять свои и чужиестратегии, вам потребуется сенсорная восприимчивость. Кроме того, мыприводим ниже ряд полезных советов. Пользуйтесь ими, когда извлекаете чужиестратегии. 1. Оставайтесь в аптайме (см. восьмой урок). 2. Установите раппорт (см. четвертый урок). 3. Установите рамку (см. пятнадцатый урок). 4. Определите контекст стратегии (С чем она связана? С детьми, карьеройили здоровьем?). Если, например, стратегия относится к сфере покупок, то чьиденьги при этом тратит собеседник, свои или чужие? Как он воспринимаетпокупаемую вещь: как крупное приобретение или как обычную мелочь? Однистратегии применимы в различных обстоятельствах и сферах деятельности,другие могут оказаться узкоспециализированными, но определение контекстаобычно существенно упрощает процесс извлечения. 5. Переходите к ассоциированной позиции (см. седьмой урок). Спросите:"Вижу ли я себя со стороны?" Если так, вернитесь "в себя" и следите запроисходящим от первого лица. 6. Поставьте якорь на это состояние (о якорях мы поговорим надевятнадцатом и двадцатом уроках). Иногда у вас может возникнутьнеобходимость вернуться к стратегии. Поставив на нее якорь, вы сможете безтруда вспомнить стратегию и настроиться на нее. К тому же стратегия можетпонадобиться вам только время от время. Например, в редких случаях мы делаемпокупки, о которых после жалеем. Если человек способен восстановить яркиевоспоминания о таком случае, установленный якорь позволит ему быстровернуться к таким воспоминаниям, а вам удастся извлечь больше подробностейстратегии. 7. Пользуйтесь языковыми конструкциями настоящего времени. Вот примертого, как помочь собеседнику извлекать стратегию решения о покупке: "Вывошли в магазин. Что вы делаете прежде всего?" Затем; "Итак, вырассматриваете одежду... Что происходит дальше?" либо "Вы ищете..." Этопоможет вам перевести собеседника в ассоциированное состояние, "оживить"воспоминания. Настоящее время лучше всего соответствует интуиции,подсознанию, для которого понятие времени вообще лишено смысла. По этойпричине такие языковые обороты стимулируют даже давние воспоминания.Обращаясь к воспоминаниям, мы поневоле испытываем искушение воспользоватьсяпрошедшим временем ("Что вы сделали после этого?"). Если же вы применитенастоящее время, собеседник, скорее всего, ответит сходными конструкциями и,по существу, заново осуществит свою стратегию. 8. Пользуйтесь глазными ключами доступа (см. шестой урок) дляопределения активизированной системы представления. 9. Исследуйте стратегию с помощью основных вопросов ("что? кто? где?как?" и так далее): Откуда вам это известно? Что происходит сначала? Что происходит потом? Что происходит сразу перед этим? Как вы понимаете, что уже приняли решение? 10. Как указывает последний из заданных вопросов, вам нужнопродвигаться вперед, чтобы уловить соединительные связки стратегии. Выможете, например, услышать от собеседника замечание, которое наведет намысли о выходе из стратегии. В таком случае верните его к началу, включению,либо заставьте повторить стратегию, 11. При необходимости применяйте "рамку возвращения" (см. пятнадцатыйурок). Это означает, что вы возвращаетесь к тому, что уже узнали остратегии, подводите общий итог и предоставляете собеседнику внестивозможные поправки: "Я хочу убедиться, что все правильно понял. Итак,сначала вы..." Повторите стратегию и следите за физиологией собеседника,которая подтвердит правильность ваших выводов. 12. Отслеживайте петли. Скорее всего, вы без труда заметите очевидныециклы (такие, например, как в модели ТО.Т.Е., о которой мы говорили напрошлом уроке), но мелкие петли тоже возникают очень часто. В частности, ощущение может привести к неприятному внутреннему диалогу (Ad), которыйусилит это ощущение, и так далее, по кругу. В реальной жизни мы нередкосовершаем несколько петель, повторных проверок, но просто не в силах что-тосделать, если рано или поздно не выйдем из цикла стратегии. Чтобы выявитьих, вам может потребоваться пройти по стратегии несколько раз. Добившисьтого, что собеседник ассоциируется и осуществляет у вас на глазах своюстратегию, вы можете наблюдать за перемещениями его взгляда, которыеподскажут, какой системой представления он пользуется. Предикаты иописательные "слова-ощущения" помогут вам убедиться в правильности выводов.Помните, что люди осуществляют свои стратегии неосознанно. Они могутрассказывать о том, что и как, по их собственному мнению, делают, нонаблюдения со стороны нередко приносят более точные сведения. 13. Удостоверьтесь, что выявили основные функциональные фрагменты,масштабные блоки. Часть процесса извлечения стратегии заключается вопределении того, чем она начинается и завершается. Стратегия высокогоуровня (покупка дома или отвыкание от никотина) состоит из многочисленныхмелких "блоков", растянутых на достаточно большой срок. Некоторые стратегии,напротив, подразумевают быстрые решения или интуитивные действия,укладывающиеся в несколько секунд. Все зависит от блоков, которые вы хотитеизвлечь. Выявив их, вы повысите шансы на то, что зададите правильные вопросыи подтолкнете собеседника к повтору стратегии. 14. Следите за так называемыми "звуковыми сигналами": тоном голоса, паузами, эмоциональной окраской, колебаниями при ответе итак далее. 15. Извлекайте все важные модальности, пока стратегия не приобрететзаконченный и внятный вид. Вот пример модальностей, составляющих стратегиюпокупки дома: Включение: визуальная внутренняя + набор критериев Операция: визуальная внешняя в сравнении с визуальной внутренней аудиально-дискретная (внутренний диалог, сопоставление ценности исредств: "Хватит ли у меня денег?") кинестетическая (приятные ощущения) Проверка: аудиально-дискретная, кинестетическая. ("Удовлетворяет ли этовсем критериям?") Выход: Покупка или продолжение поисков 16k Пользуйтесь неопределенными предикатами. ("Что вы думаете о...?"). 17. Ставьте вопросы, допускающие широкий выбор, например: "Вы видитемысленную картину, или что-то слышите, или у вас возникает какое-то чувство,или звучит внутренний голос?" 18. Решив, что вы уже уловили основную последовательность,продемонстрируйте ее собеседнику и проведите калибровку (см. пятый урок).Иными словами, опирайтесь на свою сенсорную восприимчивость, обращайтевнимание на то, согласуется ли невербальный язык собеседника о его словами.Затем, пользуясь рамной возвращения (см. 11-й совет выше), попытайтесьполучить подтверждение стратегии в целом (без пауз). Обратная связь можетвыглядеть примерно так: "Значит, вы видите это платье на вешалке,сравниваете его с мысленной картиной, спрашиваете себя, стоит ли оно такихденег, и, если не возникает неприятных ощущений, покупаете его. Я правильновсе понял?" В данном случае вы извлекли такую последовательность: Ve, Vi,Ad, К. Если стратегия определена правильно, лицо собеседника просветлеет ион согласно кивнет, в противном случае он нахмурится и покачает головой.Наконец, собеседник может просто поправить вас, мысленно повторяя своюстратегию заново. 19. Извлекайте субмодальности (см. седьмой урок), чтобы получитьдополнительные подробности. Вы уже заметили, что условные обозначения,которыми описывается стратегия и моделирование (Ve, Ad и так далее),указывают только системы представления и разницу между внешним и внутренним;субмодальности они не отражают. Однако тот факс, каким становится зрительныйобраз (ярким и четким либо совершенно расплывчатым), вполне может оказатьсярешающим элементом стратегии. То же относится ко всем прочимсубмодальностям, какими бы незначительными они вам ни казались. Вы можете,например, спросить собеседника: "Итак, вы представляете себе... Как выглядит эта картинка? Она яркая?Разноцветная? Вы видите себя со стороны или смотрите вокруг, как обычно? Выслышите внутренний голос? Какой он?" (Помимо прочего, такие вопросы помогутвам определить, какой позицией пользуется собеседник, ассоциированной илидиссоциированной). 20. Извлекайте столько сведений, сколько необходимо вам для того, чтобыдостичь цели: определить стратегию собеседника. Пользуйтесь прямымивопросами типа "Кто? Что? Как?", которые требуют иного ответа, чем просто"да" или "нет". Помните, что большую часть сведений несут не слова, а языктела собеседника, тон его голоса и движения глаз. 21. Проверьте свои выводы. а) Можете ли вы самостоятельно повторить эту стратегию и добиться тогоже (сходного) результата? б) Опробуйте ту же стратегию в других случаях, например, при покупкедругих вещей, принятии других серьезных решений и так далее. Сделайте это,чтобы узнать, насколько широко применима эта стратегия. Спросите себя:"Применима ли она к другому содержанию?" в) Проверьте, не "разваливается" ли стратегия, если опустить один-дваее элемента либо изменить синтаксис, то есть последовательность элементов.Поставьте перед собой цель определить ключевые элементы стратегии, безкоторых она не работает. г) Проверьте, работает ли эта стратегия в другом контексте. Стратегиине всегда переносятся на иные обстоятельства, но временами такое случается.Например, вы можете перенести удачную стратегию из социального или семейногоконтекста в сферу работы и наоборот. Если вы обнаружите, что та жепоследовательность применима в другом контексте, это станет хорошимдоказательством того, что вы верно извлекли стратегию.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИПИЯ

Выбор лучше его отсутствия

Единственная возможность равносильна отсутствию выбора, две возможностиставят перед дилеммой, а три и более предоставляют вам большую власть наднамеченными результатами. Эта пресуппозиция напоминает Закон НеобходимогоРазнообразия: "Система с самым широким набором переменных становитсяуправляющим элементом". Гибкость поведения, присущая четырехступенчатоймодели успеха (второй урок), также предполагает существование выбора.Человеческое воображение открывает новые возможности выбора, оно способноменять рамку восприятия проблем и обстоятельств, чтобы находитьальтернативные способы их решения и оценки. Вертикальное, левополушарноемышление останавливается на первом же разумном решении, но длягоризонтального правополушарного мышления этого мало - оно ищет самый лучшийвариант. Старайтесь мыслить нестандартно, не поддаваться традиционнымподходам и творить новые возможности выбора.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Определите стратегии убеждения ваших хороших знакомых. Какую пользупринесут вам эти знания в общении с близкими людьми? Если вы хотите улучшить свое правописание, воспользуйтесь описанной наэтом уроке стратегией. Проведите эксперименты с найденными в словаретрудными словами (просто для того, чтобы доказать себе, что эта стратегиядейственна). Дополняйте стратегию новыми элементами и попытайтесь повыситьее эффективность. Например, вы можете опираться не только на мысленнуюкартину, но и добиться "ощущения" правильности записанного слова. С другойстороны, вы можете проговаривать слово, чтобы связать его произношение созрительным образом. Наконец, ничто не мешает вам провести опыты с разнымицветами визуальной картины. Продолжайте упражнения с откликами Метамодели (десятый урок) ирасширяйте свой "репертуар" знакомых конструкций и вопросов к ним. Непользуйтесь этими вопросами на практике, пока не проведете мысленныерепетиции, моделирующие реальные обстоятельства. Вспомните одну из своих текущих проблем и попытайтесь выявить поменьшей мере пять возможностей выбора. Можете ли вы, например, выбрать другое ощущения, иное толкованиеявлений или другие действия? Возможно, вы в состоянии выбирать, чему именнонаучиться благодаря этой проблеме или событиям?

УРОК ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

"ЕСЛИ МОЖЕТ ДРУГОЙ, МОГУ И Я"

В этой главе:

• Моделирование

• Умения и способности

• Процесс моделирования

• Действенные стратегии

Научившись извлекать стратегии, вы можете начать копировать, илизаимствовать их. В НЛП этот процесс называется моделированием. Благодаря емусовершенно обычные люди получают удивительные возможности достичьсовершенства.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Моделирование лежит в самой основе НЛП, Действительно, НЛП самим своимпроисхождением обязано моделированию. В свое время основоположники НЛПприменили его к работе знаменитых психотерапевтов, которые добивалисьпоразительных результатов, но не могли объяснить, как именно это получается.Неудивительно, что моделирование по-прежнему занимает в НЛП центральноеместо, хотя сейчас область его применения превосходит рамки терапии ираспространяется на сферы спорта, бизнеса, государственного управления,торговли, переговоров, семейных отношений и личного развития. Чтобы овладетьэтим искусством, вам достаточно найти человека, который хорошо умеет делатьто, что вы тоже хотели бы научиться делать. Затем, применяя действенный ипрактичный прием моделирования, вы сможете быстро достичь совершенства. Мы постигаем совершенство, наблюдая его в поведении других. Это вовсене означает, что нам, обычным людям, никак не обойтись без сверхчеловека,гения, который может послужить образцом. Каждая личность обладаетсобственными талантами и демонстрирует совершенство в той или иной области.Нам нужно просто распознать его и сосредоточиться на том, что насинтересует. Иными словами, вы должны искать совершенное поведение, а неидеальных людей. "Образцом" может стать каждый. Вы можете, например, встретить виртуоза вычислений в уме. Однако вамсовсем не обязательно превращать того же человека в образец того, каквставать с постели пораньше или поддерживать порядок на столе. Сходнымобразом, "совершенство" спортсмена может оказаться результатом весьмаспецифических физических способностей, которые он развивал тренировками напротяжении всей жизни, тогда как в других сферах деятельности этот человекне показывает никаких примечательных достижений. У каждого из нас есть умения, используемые автоматически. НЛП называетих неосознаваемой компетентностью. О каком бы умении ни шла речь, вы безтруда найдете вокруг людей, которые мечтают делать то же самое с такой желегкостью и на таком же высоком уровне. Независимо от результатов, каждый изнас - во всяком случае, наша система - всегда действует безукоризненно. Нампросто нужно научиться превращать так называемые таланты и способности врезультаты, то есть достигать намеченных целей. Мы сразу замечаем выдающиеся способности и таланты. Человек, добившийсясовершенства в искусстве, спорте или бизнесе, очень часто зарабатывает этимна жизнь. Но даже занимаясь другим, он может добиться значительныхрезультатов и получать от этого удовольствие. В некоторых случаях у васможет возникнуть желание перенять их умения, а не слепо подражать этим людям как личностям. Моделирование чужого совершенства означает моделированиеотдельных проявлений поведения и мастерства, а не поведения в целом. Выподражаете тому, что этот человек умеет. Как мы уже выяснили, такоемоделирование связано с изучением стратегий их мышления, а эти стратегиивключают в себя убеждения и ценности, которые побуждают наш образец кдействиям и лежат в основе его поведения.

Природа или воспитание?

У многих людей примечательные умения нередко проявляются еще в детстве.Вероятно, вы и сами знакомы с примерами неординарных способностей у детей.Такие случаи подтверждают мнение о том, что подобные таланты сводятся кгенетике, а остальные люди должны довольствоваться теми способностями,которыми одарила их космическая "лотерея". Однако мы очень редко встречаемвыдающихся мастеров, которым не пришлось прокладывать себе путь к успехубесконечными тренировками и тяжким трудом. Иными словами, любые наклонности,независимо от их источников, требуют воспитания, развития и, чаще всего,специальной подготовки. Только после этого человек может рассчитывать навсемирное признание. Даже так называемые вундеркинды нуждаются в поощрении иразвитии своих талантов, своеобразной "теплице" убеждений и надежд.Например, великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт проявил свою выдающуюсяодаренность еще в раннем детстве, а в шестилетнем возрасте уже давалфортепианные концерты при дворах европейских монархов. Однако отец Моцарта,Леопольд, развивал талант сына и установил для него весьма требовательныйрежим занятий музыкой. Впрочем, природой и воспитанием талантливость объясняется лишьчастично. Кроме них, нам следует поговорить о ключевых сторонахмоделирования.

Стратегия

Как мы узнали на семнадцатом уроке, виртуозы своего дела вдействительности опираются на определенную стратегию (осознанную илинеосознаваемую) действий. Если они начнут задумываться о собственныхдействиях либо кто-то другой отметит их врожденные таланты, эти люди могутвыявить свои прежде неосознаваемые умения. Постигнув их, они поймут, что втаком мастерстве нет никакого чуда. Несмотря на то, что некоторые стратегиивыглядят странными или особенными, они, как и любая стратегия вообще,заключаются только в определенной последовательности, синтаксисепредставлений (VAK). Самое важное мы узнали уже на первом уроке: каждый изнас способен воспроизвести практически любую стратегию.

Мотивация

Причиной успеха часто становится не столько врожденный талант, сколькомотивация человека, его целеустремленность и настойчивость. Временамиприрода действительно наделяет человека выдающимися способностями, но далеконе всегда дополняет их желанием двигаться вперед. Однако все мы ощущаемвысокую мотивированность в определенных сферах своей жизни и обстоятельств,пусть даже их перечень ограничен. Это означает, что вы можете перенестимотивированность (иную стратегию) из одной сферы своей жизни в другую (см.рассказ о переключении субмодальностей в седьмой главе). С другой стороны,вы можете "заимствовать" (моделировать) чужие стратегии, если те окажутсяболее действенными. Как правило, у каждого из нас есть все необходимыересурсы и умения (в том числе мотивация), просто мы пользуемся ими только вограниченных областях своей жизни. Упорную нацеленность на успех нередкообъясняет благоприятная среда, окружавшая человека еще в раннем детстве. После того, как отец Чарльза Диккенса попал в тюрьму за долги, матьмальчика отправила его работать на гуталиновый завод, а сама обосновалась состальными членами семьи в той же тюрьме. Однако даже после освобожденияотца Чарльз, который уже пережил психологическое потрясение, продолжилработать на заводе по настоянию матери. В течение всей жизни Диккенс скрывалэти мрачные и болезненные воспоминания даже от жены и близких друзей, но этидетские переживания, судя по всему, внесли существенный вклад в еготворчество и, вероятно, могут объяснить интерес к теме отчужденности ипредательства, который проявляется в романах "Дэвид Копперфильд" и "Большиенадежды". Многочисленные, даже менее очевидные препятствия в ранние периодыжизни способны стать серьезным источником мотивации и подтолкнуть человека квыдающимся достижениям.

Личный опыт

Вам не стоит надеяться, что само моделирование незамедлительно принесетолимпийские награды или поможет одолеть конкурента благодаря неожиданнойвспышке проницательности. Такие надежды противоречат потребности в личномопыте и, в частности, многочисленных "провалах" (обратной связи), на которыеопирается успех. Сходным образом, спортивные достижения во многомобъясняются состоянием здоровья, системой питания и образом жизни. Большетого, не забывайте, что "образцы", которых вы моделируете, имеют посравнению с вами долголетнюю фору. Однако, даже принимая во внимание тот факт, что вы взялись за делонесколько позже либо не обладаете такими же физическими данными, вы всеравно можете с большим успехом пользоваться заимствованной стратегией. Пустьвы не станете лучшим в мире, не войдете в сборную страны, но вполне можетевыйти на уровень сборной города или округа. Вам нужно оценивать совершенствоотносительно своего нынешнего уровня, по собственным меркам. Применяяпроцесс моделирования, многие люди добиваются весьма примечательныхрезультатов.

Результаты

Еще один важный фактор связан с "хорошей формулировкой цели" (см.второй и третий уроки). Она подразумевает сочетание "вторичной выгоды" иэкологичности, которая также оказывает существенное влияние на результат."Совершенство" обязано приводить к результату, а удовольствие от достиженияпоставленной цели оправдывает затраченные усилия. Однако, независимо отисточника самых разнообразных желаний и побуждений, нам не следуетнедооценивать вероятные возможности. Единственным сдерживающим факторомостается только наше воображение. Врожденные нейрофизиологические ресурсыпочти неисчерпаемы, и это значит, что вы можете на время забыть о природе ивоспитании. Правильно сформулированный результат оказывает намного большеевоздействие на ваши действия и окончательные достижения. В марафоне жизниуверенность в том, что "если может другой, могу и я" гораздо ценнее, чемгенетическая предрасположенность или ранний старт. Благодаря моделированию увас появляется практический инструмент, позволяющий воплотить это "могу и я"в действительность.

Прочие факторы

Даже самые убежденные сторонники генетики согласны в том, что природныенаклонности определяют лишь один из многочисленных факторов успеха.Благодаря опыту, самоотдаче и тренировкам мы способны взять верх над теми,кто обладает "врожденным даром". Родительская забота в раннем детстве,поощрение сверстников и общества в целом, благоприятные возможности иразвитие умения, без сомнений, склоняют чашу весов в пользу менее одаренногочеловека, то есть определяют факторы, которые рано или поздно приводят куспеху. Возвращаясь к основному вопросу, мы можем утверждать, что выспособны моделировать даже те таланты, которые выглядят исключительно"природным даром", причем осуществляется это тем же путем, что и работа слюбыми стратегиями. Это обнадеживающее заявление для всех тех, кто считаетсебя "генетически отсталым". Естественные преимущества не решают ничего,кроме разве что определенной форы. Таким образом, вы можете считать любой талант или дар, независимо от его источника, просто хорошей основой длямоделирования.

Умения и способности

При моделировании вам следует различать умения и способности.Моделирование чаще всего помогает перенять конкретное умение, а неспособность, которая, вполне вероятно, распространяется сразу на несколькоумений. Как мы объясняли на шестнадцатом уроке, вы должны рассматриватькаждое из них как отдельный "масштабный блок". Например, повар обязаносвоить умения взбивать смеси, разделывать мясо и красиво раскладывать пищуна блюдах - лишь после этого мы можем сказать, что у него есть способности ккулинарии. Сходным образом, умение устанавливать раппорт со слушателями ещене означает, что у вас есть способности к ораторскому искусству, посколькутакие способности подразумевают множество других умений.

ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ

Вы без труда можете применить процесс моделирования к таким физическимдействиям, как ремесленная работа, спортивная деятельность или изучениенового танца. Определите умение, которому вы хотели бы научиться. Выберите образец для подражания. Вам нужно достичь совершенства тольков выбранном умении. В частности, этот человек может не вызывать у васвосторга как личность; кроме того, он может не входить в ту сферу, частьюкоторой является выбранное вами умение. Например, он может прекраснорисовать акварелью, но совершенно не владеть черчением или оказатьсялишенным чувства перспективы. Мастер вождения карта может не иметь обычныхводительских прав. Вам нужно иметь доступ к выбранному образцу. Вы должны иметьвозможность внимательно наблюдать за ним - возможно, под различными угламизрения. Не исключено, что вам придется делать это незаметно для самогочеловека. К примеру, если дело касается спорта или кулинарии, вы можетеизвлечь большую пользу из видеозаписей выступлений и работы лучшихпредставителей этих умений. Если у вас есть возможность поговорить собразцом для моделирования, вы можете заставить его осуществить своюстратегию на ваших глазах, следить при этом за движениями его взгляда изадавать вопросы, связанные с ценностями и убеждениями, которые лежат воснове этого умения. Наблюдайте за тем, как образец применяет свое умение, и простоподмечайте последовательность его действий. Не старайтесь подражать ему вточности. Мысленно вернитесь в детство, вспомните, как ваш друг делал нечтоособенное, а вы пытались ему подражать. Затем представьте образцом самого себя, но оставайтесь при этом в диссоциированном состоянии, наблюдайте за собой со стороны. Вообразите, как"входите в шкуру" выбранной модели. Когда образец вновь начнет осуществлять свою стратегию, представьте,что оказались на его месте, добейтесь полной ассоциированности. Наблюдайтеза происходящим от первого лица, ощутите все чувства, которые возникали бы увас, если бы вы сами это делали. Добейтесь слияния с образцом и егоощущениями. Проделайте все это мысленно, а затем инстинктивно повторите выбраннуюдеятельность на практике. Не раздумывайте, не пытайтесь анализировать своидействия - просто делите. Повторяйте весь процесс до тех пор, пока непочувствуете, что можете проникнуть "внутрь" образца. У вас должна появитьсяуверенность в том, что вы освоили это умение. Каждая, самая малая поправка,основанная на обратной связи, повысит ваши шансы на успех. Вы не в силах достичь "полного" совершенства. Однако из этого следует,что во время моделирования вы никогда не ошибетесь: каждая "неудача"означает реальность процесса обучения. Вы не можете не учиться (пресуппозиция в конце двенадцатого урока). Таким образом, вам нужностарательно учиться и улучшать свои результаты. Вы способны совершенствоватьсвои умения путем осознанных экспериментов в соответствии счетырехступенчатой моделью успеха (см. второй урок). Сходным образом выможете пробовать вносить изменения в стратегии, которые перенимаете спомощью моделирования. Очевидно, что вы достигнете такого уровня компетентности только послетого, как почувствуете, что сделали все возможное, подражая своему образцу.В определенный момент вы ощутите действие "закона уменьшающейся отдачи":усилия начинают приносить все меньшие результаты. С этого мгновения выможете переходить к применению врожденных творческих способностей инепрерывно улучшать умение, двигаясь по самораскручивающейся спиралисовершенствования. Представим, что выбранный вами образец играет в теннис или другую игрус мячом. Моделирование действий опытного специалиста быстро поднимет вас назаслуживающий внимания уровень компетентности. Положительные мысленныерепетиции в плане стратегии выбранного образца укрепит ваше умение, нетребуя обучения на ошибках. В свою очередь, это станет хорошей основой дляповышения вашей самооценки как игрока в теннис. Однако вскоре вы заметите(возможно, случайно), что немалую пользу приносят и ваши собственные приемы,хотя вы не перенимали их у своего образца. Проводя эксперименты с различнымивидами ударов и тактическими приемами, обращая внимание на их результаты, высможете соответственным образом улучшить свою стратегию. Иными словами,почаще делайте то, что приносит пользу, и прекращайте делать то, чтоприводит к неудачам. Каждый новый успех начнет укреплять вашу самооценку. Удовольствие отвыбранного занятия, скорее всего, заставит вас посвящать ему больше времени(например, относиться к теннису более серьезно), что принесет еще большеуспехов. Вы начнете истолковывать провалы и неудачные дни позитивно ("простоневезение" или "я был сам не свой"), а это верный признак целенаправленногодвижения вверх по спирали успеха. При использовании четырехступенчатоймодели успеха (см. второй урок) и мысленных репетиций даже неосознаваемые действия чаще всего начнут приближать вас к цели. Если же после очереднойудачи вы начнете осознанно ставить перед собой новые, более сложные цели, томожете не сомневаться, что никогда не собьетесь со спирали успеха.

ДЕЙСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ

Конечно, процесс моделирования не сводится исключительно к извлечениюстратегии. Если вы хотите не просто понять стратегию, но и успешно перенятьчужое умение, то должны проводить основную проверку моделирования: "Могу лия воспользоваться этим?" Процесс извлечения стратегии, которому вы научились на шестнадцатом исемнадцатом уроках, выявляет элементы поведения и их синтаксис(последовательность смены этих элементов). В этих случаях обычно применимоуниверсальное правило "80:20", а успех стратегии определяется одним илидвумя ключевыми элементами. Например, навыки чтения и правописания (см.семнадцатый урок) чаще всего определяются зрительным элементом, то естьсамые грамотные люди обычно пользуются той или иной формой визуальнойстратегии. Одни из них могут дополнять ее аудиально-дискретными элементами(внутренним диалогом), а другие - телесными ощущениями, но при этом ихумение может совершенно не зависеть от этих вторичных составляющихстратегии. То же относится к некоторым аудиальным элементам в музыке икинестетическим элементам в спорте. При переносе стратегии (то есть впроцессе моделирования) решающее значение приобретают самые важные, ключевыеэлементы. Затем вы можете освоить еще одно очень важное умение -учить других.Люди, демонстрирующие "совершенство", далеко не всегда становятся хорошимиучителями. Способность передать свои навыки другим требует дополнительныхумений (стратегий), связанных с общением, а также понимания того, какосуществляется моделирование стратегий.

Навыки общения

Помимо моделирования, у НЛП есть другая опора, которая связана смежличностным общением. Теоретическая модель карт и фильтров позволила людямнамного лучше понять процесс общения. Однако, независимо от познаний втеории общения, моделирование остается лучшим способом к подлиннымпеременам. Для этого вам достаточно найти виртуоза общения, а затем,невзирая на то, где применяет свои умения этот человек и насколько онисоответствуют общепринятой модели, освоить его навыки. Вспомнимпресуппозицию в конце четвертого урока: "Смысл общения - в реакциисобеседника". Путем моделирования мы расширяем границы совершенства, так какобмениваемся стратегиями с другими людьми. Моделирование делает совершенствоодновременно понятным и доступным.

Убеждения и ценности

Вы можете также моделировать убеждения и ценности. Они образуют частьневрологической иерархии (см. четырнадцатый урок), где высшие уровни"управляют" низшими. Таким образом, любая способность требует конгруэнтныхубеждений. Например, убеждение "я не в ладах с математикой" едва ли укрепитматематические способности или бухгалтерские навыки. С одной стороны, намнужно моделировать реальное поведение, то, что человек делает, но, с другой,приходится учитывать и высокоуровневое мышление, которое определяетповедение человека, в том числе его стратегию побуждения, ценности и образсамого себя. Люди часто раскрывают свои убеждения и ценности в самом обычномразговоре. Они выражают их явно либо намеками, вам достаточно лишьприслушаться. Кроме того, вы можете задавать вопросы типа "почему?": "Почемувы считаете это важным?" или "Почему у вас возникает такое ощущение?" Этивопросы помогут вам понять их глубинные убеждения и ценности. Вам необходимовыявить их, если вы действительно хотите воспроизвести результаты выбранногодля моделирования образца. Эти факторы образуют часть его стратегии. Выможете не придерживаться тех же убеждений, но должны вести себя так,"словно" они ваши. Только такой подход позволит вам воспроизвести чужоеповедение с тем же качеством. Старайтесь моделировать весь пакет умения,иначе вы рискуете упустить его ключевые элементы.

Синтаксис стратегии

Начиная с шестнадцатого урока, мы говорили о самых разных сторонахмоделирования: о личном опыте, физиологии, мысленной стратегии, кодированиии, наконец, убеждениях и ценностях. Эта последовательность поднимала нас полестнице нейрологических уровней, которые мы обсуждали на четырнадцатомуроке. Вероятнее всего, выбранная вами модель не сможет обеспечить вассведениями, выстроенными в такую стройную последовательность. Таким образом,большую пользу вам принесет определенная структура, например, иерархиянейрологических уровней. Она поможет вам выбрать подходящие категории исоставить план процесса извлечения. Пользуясь простыми процессами моделирования, которые мы описали выше,вы сможете перенять у других любые навыки. Извлечение стратегий позволит вампонять, как люди делают то, что они делают. Что касается самого процессамоделирования, то он поможет вам перенять удачные стратегии. Эти приемыневероятно расширяют границы совершенства личности. При желании вы можете,например, моделировать чужие "побуждения" или стратегию "уверенности" (см.седьмой урок). Кроме того, вам по силам моделировать мысленные и физическиестратегии, чтобы приобрести желаемые навыки.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.02 с.)