Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкостьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Запомните пресуппозицию в конце этого урока и составьте общий переченьсвоих личных ресурсов. Помните, что любое достижение, любое воодушевляющеесостояние в прошлом, все, что вы узнали за жизнь, составляет полезныересурсы, ивы можете воспользоваться ими как сейчас, так и в будущем. Не пожалейте времени на то, чтобы старательно восстановитьблагоприятные воспоминания, которые могут принести пользу при изменениисостояния с помощью якорей. Это упражнение повысит ваше умениеманипулировать мыслями, которое вы сможете применять не только в областиякорения, но и в других областях. Оно позволит вам думать о том, о чем выхотите думать, рассматривать явления под разными углами зрения, не идтипротив собственной личности. Границы эффективности этого приема определяютсятолько масштабами вашего воображения. Со временем вы даже сможете вернутьсебе яркое воображение ребенка. Определите, какие ресурсы памяти помогут вам достичь тех результатов,намеченных вами на втором уроке. Не забывайте о других приемах, которые выусвоили на прошлых уроках. Они тоже могут понадобиться для того, чтобывызвать необходимые перемены. Повторите упражнения; связанные с переключением субмодальностей (см.седьмой урок). Вы можете воспользоваться этими навыками, чтобыусовершенствовать силу выбранных для якорения воспоминаний. УРОК ДВАДЦАТЫЙ МГНОВЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВ этой главе: • Установка якоря • Использование якорей На прошлом уроке вы узнали, как переходить к желаемомy состоянию ивыбирать подходящий якорь. Сейчас мы поговорим о том, как "устанавливать"якоря и пользоваться ими, когда вам нужно перейти к более воодушевляющемусостоянию.УСТАНОВКА ЯКОРЯ Чтобы установить якорь для самого себя, воспользуйтесь такойпроцедурой: 1. Найдите спокойное место, где вам никто не помешает. Убедитесь, что ввашем распоряжении достаточно времени, так как вам предстоит расслабиться ипогрузиться в воспоминания. 2. Определите, какое состояние или ощущение из прошлого вы хотели бызакрепить, чтобы позже иметь возможность им воспользоваться (мы рассказывалиоб этом на девятнадцатом уроке). 3. Подберите такой якорь, которым вы сможете пользоваться в любыхобстоятельствах. Руководствуйтесь советами, приведенными в предыдущей главе.Якорь должен быть уникальным, малозаметным и практичным, а также повозможности значимым. 4. Вспомните случай, когда вы остро переживали намеченное состояние. Непожалейте времени на то, чтобы погрузиться в эти воспоминания. Следите завсеми модальностями (зрение, слух, ощущения). Займитесь каждой из нихпоочередно, а затем совместите в едином восприятии воспоминаний.Представьте, что заново переживаете события прошлого. Уделяйте вниманиеподробностям, включая цвета, звуки и осязательные ощущения, окружающих людейи их голоса. Удостоверьтесь, что заняли ассоциированную позицию, то естьсмотрите вокруг собственными глазами, а не наблюдаете за происходящим состороны. В частности, не отстраняйтесь от всех испытываемых чувств. 5. Вспомнив все пережитые эмоции, попробуйте сделать их еще сильнее,повысить интенсивность ощущений. Вы можете, например, повысить яркость иразмеры зрительных образов, увеличить громкость звуков. В поисках идей длятаких экспериментов можете обратиться к списку разнообразныхсубмодальностей, который мы приводили в седьмой главе. 6. Достигнув вершины переживаний, задействуйте все три выбранных якоря(визуальный, аудиальный и кинестетический) одновременно. Задержитесь насвоих ощущениях. Прекращайте якорение прежде, чем интенсивность переживанийначнет уменьшаться. Медленно вернитесь в настоящее. 7. "Измените" свое состояние, занявшись другими делами или мыслями.Затем вновь "включите" якоря. Убедитесь, что они вызывают желаемоесостояние. 8. Повторите этот процесс несколько раз, стараясь усиливать и обогащатьсвои воспоминания дополнительными сенсорными подробностями. После каждогосеанса проверяйте результаты, включая якоря. Вскоре вы заметите, чтодействие якорей всегда вызывает соответствующее состояние. Это даст вампонять, что вы окончательно установили якорь на уровне нейрологии мозга.Если состояние возникает не всегда, повторяйте процесс. При желании выможете выбирать другие сходные воспоминания. 9. Помимо прочего, вы можете проверить установленный якорь методом присоединения к будущему. Подумайте, в каких обстоятельствах выбранноесостояние пригодится вам в будущем. Вообразите, что уже переживаете события, непосредственно предшествующие предполагаемым обстоятельствам (например,поднимаетесь к пюпитру, выходите в центр спортивного зала, стоите переддверью в кабинет трудного клиента и так далее). Считайте эти события сигналом к необходимости включить якорь, затем приводите якорь в действие иследите за дальнейшими событиями. Когда возникнет необходимость, вывернетесь в выбранное состояние с такой же легкостью, с какой делали это ввоображении. Присоединение к будущему позволяет проверять работу якорей в самыхразнообразных контекстах. Проведите такие проверки для нескольких сценариевбудущего и убедитесь, что в каждом из них ваш якорь работает достаточноуспешно. Помните, что мозг не отличает яркие картины будущего от подлинныхпереживаний. 10. Повторите проверку якоря на следующий день. Убедившись, чтопоставленный якорь долговечен, вы почувствуете себя уверенными в том, чтосможете призвать его на помощь в любое мгновение. Воспользуйтесь якорем вреальных обстоятельствах при первой благоприятной возможности. Вы можете повторять этот процесс когда угодно - чем чаще, тем лучше.Очередные успехи укрепят якорь и связанные с ним ассоциации. Затем высможете усиливать этот успех, опираясь на любые последующие переживания:пользуясь якорем, вы вновь переживаете желаемое состояние, а позже можетеприменить его как опорное воспоминание для следующего сеанса якорения. При регулярном применении этого приема для различных состояний вынаучитесь быстрее повышать интенсивность переживаний и устанавливать якоря.Кроме того, процедура поможет вам быстрее восстанавливать яркиемультисенсорные воспоминания. Эти воспоминания станут ценными личнымиресурсами, и вы сможете пользоваться ими, чтобы улучшить свое будущее. До сих пор мы говорили о применении трех типов якорей, но вскоре вамуже не потребуется одновременно устанавливать все три якоря, и длянемедленного перехода в выбранное состояние станет достаточно и одного(наибольший эффект обычно оказывают кинестетические якоря, но вы сами должнывыяснить, какой тип для вас полезнее). Впрочем, со временем вам вообще непонадобится тот или иной конкретный якорь -вы научитесь вызывать желаемоесостояние, просто подумав о нем. Теперь у вас появится инструмент,обеспечивающий контроль в любых обстоятельствах, мощный источниксовершенствования.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯКОРЕЙ Якорение других людей Вы можете воспользоваться своими навыками, чтобы помочь другу иликоллеге перейти к ресурсному состоянию. Якорение приносит особую пользу,когда речь идет о детях и молодых людях вообще. Осознанно или неосознанно,они обычно легко откликаются на установленные извне якоря. Таким образом, пользуясь той же общей методикой, вы можете намеренноустанавливать якоря на те состояния, которые полезны и другим людям, и вам. Если вы научились устанавливать якоря для себя, то без особого трудасделаете это с другим человеком. Пользуясь сенсорной восприимчивостью, вамнужно определить подходящий момент, когда следует приводить в действие якорьдругого. Установите раппорт и займите "вторую позицию" (см. двенадцатыйурок). Перенеситесь на его место, попробуйте на время стать этим человеком.Это потребует не так уж много времени. Прием якорения допускает самое широкое применение, включая коллективноеобщение. Например, постукивание чашек для кофе может послужить сигналом кзавершению тренировки, так как мысли участников занятия переключаются натему перерыва. Сходным образом, два-три хлопка в ладоши обычно заставляютвсю аудиторию разразиться аплодисментами. Дайте волю своему воображению,размышляя о возможных сферах применения этой техники. Ниже мы предлагаем вамлишь несколько примеров.Репертуар состояний Вы можете устанавливать якоря в подготовке к конкретным предстоящимсобытиям - собеседованию, выступлению или финалу спортивного состязания. Вкаждом из таких случаев вам придется подобрать и самое благоприятноесостояние, и подходящий якорь. Конечно, этот процесс может относиться клюбому нужному состоянию, и это означает, что у вас, скорее всего, возникнетряд различных якорей для состояний спокойствия, уверенности в себе,настойчивости, напористости, гнева, беззаботности, нежности, сострадания,собранности, энтузиазма, бдительности, безмятежности, самообладания,добросердечности, веселья и так далее. Возвращайтесь в эти состояния с помощью конкретных воспоминаний, азатем проводите простой процесс якорения. Некоторые предпочитают закреплятьразличные состояния с помощью разных пальцев руки, но вы можете изобрестисобственную систему выбора якорей и опробовать ее на практике. Обладая таким репертуаром состояний и набором ключей к ним, вы сможетесправиться практически с любыми событиями. Они пригодятся вам при встрече снезнакомым человеком, подготовке к экзамену или собеседованию, налаживанииотношений с коллегами, незапланированном выступлении, передаче плохихновостей, сосредоточенной работе с документами или заключении важной сделки.Якорь поведения Совмещение якорей Вы можете одновременно совмещать несколько сочетаемых состояний.Например, у вас может возникнуть желание сохранять спокойствие и в то жевремя проявить настойчивость либо ощутить уверенность в себе, не теряянежности и чуткости. Таким образом, вы можете соединять несколькоблагоприятных состояний и связывать их с одним якорем (как, скажем, встратегии "соизмерения ставок"). Для этого вы должны просто вспомнитьжелаемые состояния с помощью соответствующих якорей. Помимо "совмещения" различных ощущений, вы можете закреплять нескольковоодушевляющих воспоминаний о каком-либо состоянии, связывая их с однимякорем, что существенно повысит его эффект. Для этого вам достаточно либовнести соответствующие поправки в только что описанный процесс работы снесколькими состояниями, либо дополнить набор воспоминаний о выбранномсостоянии при якорении.Цепочки якорей СЕГОДНЯШНИЙ УРОК: РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ У каждого есть все необходимое для осуществления перемен и достиженияуспеха Не добиваясь намеченных целей, мы часто обвиняем в этом внешниеобстоятельства, других людей или невезение, но на самом деле переменыначинаются с изменений в том, как мы мыслим и воспринимаем все вокруг.Согласно этой пресуппозиции, в вашем распоряжении есть все ресурсы,необходимые для успеха, нужно лишь выявить их и направить на осуществлениенамеченных результатов. Все что происходит у нас в голове, остаетсяисключительно нашей собственностью и подчинено нашей власти. Даже в самыхнеблагоприятных обстоятельствах вы не теряете способности управлять своимимыслями, придавать событиям любое содержание и откликаться на них пособственному выбору. Никто не в силах заставить вас чувствовать себянесчастным. Никто не сможет принести вам больше счастья, чем вы сами. Всеопределяется вашими решениями и действиями. Мы часто недооцениваем тот факт, что эти внутренние ресурсы способнывызвать радикальные изменения в нас самих и окружающих. Конечно, главнымфактором, который определяет ваши достижения, остается то, что вы думаете осебе и своих способностях. Но мы уже знаем, что эти убеждения составляютчасть нашей нейрологии, причем мы сами создали ее своими толкованиямисобытий прошлого, принципами "фильтрации" переживаний. Кроме того, намизвестно, что некоторые из этих убеждений просто "устарели", пересталиприносить нам пользу в повседневной жизни. Однако мы в состоянии разобратьна части то, что когда-то выстроили. Вы уже знаете, как менять свои ощущения и добиваться власти надрешающим источником побуждений и успеха, но что можно сказать о физическихресурсах? Мы часто жалуемся на недостатки своего тела, хотя нам не нужнодалеко ходить в поисках примеров выдающихся достижений, которых добилисьлюди с еще более незавидными физическими данными. Это еще один образецправдивости высказывания "Если может кто-то, смогу и я". Принимая такуюпресуппозицию (см. шестнадцатый урок), мы можем выявить свои практическибеспредельные нейрофизиологические ресурсы и во всей полноте воспользоватьсяими.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Решите, какое благоприятное состояние может потребоваться вам вконкретных обстоятельствах в ближайшем будущем. Закрепите его якорем. Расширяйте свой репертуар языковых конструкций модели Милтона иМетамодели путем дальнейшего общения и наблюдений. При необходимостивозвращайтесь к описанию этих моделей в девятой и десятой главе. Начнитеприменять отклики Метамодели в малозначащих ситуациях, когда вы ничем нерискуете, но в то же время не забывайте сверяться с общими правилами.Исследование чужих карт мышления и заметное улучшение качества общениядолжно принести вам немало удовольствия. Несколько раз в течение одного дня применяйте свои навыки присоединенияи ведения. Делайте это при любой возможности, в коллективном общении иразговорах с глазу на глаз. Начинайте с малозначащего общения и постепеннонакапливайте уверенность в своем мастерстве, способности применять этинавыки интуитивно. УРОК ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВСЕ МЕНЯЕТСЯВ этой главе: • Методики изменений • Изменение личной истории • Избавление от фобий • Подробное анкетирование личной истории НЛП означает изменения - перемены в том, что вы делаете и как мыслите,изменения отношений и убеждений. Как мы убедились на четвертом уроке, вомногих случаях вы можете вызывать перемены и в окружающих, например,устанавливать раппорт, чтобы улучшить качество общения. Однако изменениедругих людей обычно начинается с изменений в самом себе. Что касаетсяулучшения раппорта, то подобные внутренние перемены означают понимание того,что собеседник видит мир иначе, имеет другие убеждения, ценности и цели,руководствуясь не менее искренними побуждениями. В некоторых случаях вамможет потребоваться изменить те привычки, которые раздражают собеседника испособны разрушить раппорт.МЕТОДИКИ ИЗМЕНЕНИЙ На этом уроке мы поговорим о трех популярных методиках изменений,которые помогут обобщить все то, чему вы научились на протяжении всегонашего курса занятий. В частности, для применения этих техник вам придетсявоспользоваться сенсорной восприимчивостью и навыками установки раппорта, атакже только что усвоенными приемами якорения. В то же время, упомянутые тритехнологии наглядно демонстрируют, насколько мощные средства измененияпредлагает НЛП. 1. Метод изменения личной истории. Он помогает избавиться от мелкихнеприятных ощущений, которые стали укоренившейся и нежелательной привычкой. 2. Лечение фобий. Эта методика открыта основоположником НЛП РичардомБендлером. Традиционные психотерапевтические методы лечения фобий обычнорастягиваются на долгие месяцы, но НЛП не требует усложненных методов идлительной психиатрической подготовки. С его помощью вы сможете излечитьфобию всего за десять минут. Ниже мы расскажем о нескольких разновидностяхэтого приема. 3. Подробное анкетирование личной истории. Этот метод заключается вряде вопросов, которыми вы можете воспользоваться в работе с другимчеловеком, чтобы достичь глубинных уровней, найти корни "поверхностной"проблемы. Наш вариант анкеты составлен на основе опросного листа ТэдаДжеймса (TimeLine Therapy (Meta Publications Inc.).).ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ Вы можете применять этот метод для избавления от неприятных чувств,вредных привычек и тех убеждений, которые ведут к понижению самооценки.Метод допускает простую адаптацию к самым разнообразным личным проблемам. 1. Определите негативное состояние собеседника. Вам нужно выявить его,откалибровать (следите за невербальными признаками и словами, а затемприсоединяйтесь для достижения раппорта) и закрепить якорем (см.девятнадцатый и двадцатый уроки). 2. Приведите в действие негативный якорь и предложите собеседникумысленно вернуться в прошлое и вспомнить тот случай, когда он испытывалсходные чувства. Продолжайте возвращаться вспять, пока не выявите самоераннее переживание, которое собеседника состоянии вспомнить. Отключитеякорь, выводя собеседника из соответствующего состояния и полностьювозвращая его в настоящее. 3. Учитывая выясненные сведения, предложите собеседнику подумать о том,какие ресурсы могли бы пригодиться ему в тех обстоятельствах, чтобы он смогсделать их последствия по меньшей мере удовлетворительными. Подобный ресурсможет выражаться словом или фразой, например: "безопасность" или "чтобы менялюбили". Ресурс должен определить "хозяин" проблемы, а не кто-то другой(скажем, член группы, если это происходит на семинаре). 4. Точно и подробно определите переживания необходимого ресурсногосостояния, закрепите их якорем и проверьте этот положительный якорь (см.девятнадцатый и двадцатый уроки). 5. Приводя в действие положительный якорь, вернитесь к самому раннемупереживанию собеседника. Предложите ему следить за самим собой со стороны ипредставить, как он пользуется новым ресурсом и как меняются егопереживания. Затем предложите ему повторить воспоминания с ассоциированнойпозиции (при этом продолжайте поддерживать положительный якорь) и повторитеработу с новым ресурсом. Попросите собеседника отметить, что происходит: какреагируют на измененное поведение окружающие, какие изменения возникают вощущениях и выводах самого собеседника. Если на каком-то этапе высталкиваетесь с неудовлетворительным развитием событий, вернитесь к пункту 4и найдите дополнительные ресурсы, которые могут принести решение ("решение"означает в данном случае тот результат, когда собеседник может переживатьсвои воспоминания и учиться на этом опыте без привычных болезненныхощущений). 6. Продолжая приводить в действие ресурсный якорь, перенеситесобеседника вперед и предложите заново пережить последующие сходные событияпрошлого, которые были выявлены в самом начале работы. Убедитесь, что онитоже не вызывают у собеседника привычных неприятных чувств. Принеобходимости добавляйте новые ресурсы. Снимите якорь и выводите собеседникаиз этого состояния. 7. В завершение проверьте устойчивость изменений, предложив собеседникувспомнить любое из переживаний, которые прежде вызывали неприятные чувства.Пусть он сам убедится, изменились ли они. Калибруйте физиологию собеседника(см. пятый урок), чтобы самому удостовериться в устойчивости изменений.Затем проведите присоединение к будущему, попросив собеседника вообразитькакой-нибудь случай, который раньше вызвал бы у него сходные негативныеощущения. Обратите внимание, какие ресурсы помогай изменить его переживания. Учитывайте такие рекомендации: • Устанавливайте положительный ресурсный якорь, прежде чем начнетеработу, - на тот случай, если собеседник слишком глубоко погрузится внеприятные ощущения (см. раздел "Установка полезных якорей" в девятнадцатойглаве и "Использование якорей" в двадцатой главе). • Если вам не удается найти ресурс, с помощью которого можноудовлетворительно изменить переживания, предложите собеседнику встать наместо другого человека, который, по его мнению, обладает таким ресурсом:"Представьте, что вы уверены в себе, как Билл" или: "Что подумала бы в такихобстоятельствах Салли?" Определите позитивное намерение, кроющееся за этимповедением, а затем предложите собеседнику те ресурсы, в которых оннуждается.ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ФОБИЙ Фобии иллюстрируют могущество негативных якорей. Хотя фобии могутказаться крайними проявлениями психики, на самом деле они укладываются встандартную схему процесса "включение-реакция", которой практическипостоянно подчиняются все люди. Особенность фобий заключается только вповышенной остроте неприятного воздействия. Вы заметите, что этот методизменений избегает прямых ассоциаций с тем, что вызывает у человека мощнуюэмоциональную реакцию. Обратите внимание на применение позиций восприятия(см. двенадцатый урок) и приемов диссоциированности (см. седьмой урок). 1. Установите кинестетический якорь безопасности (положительный ресурс)и проверьте его. Якорь безопасности должен мгновенно вызывать положительное,воодушевляющее состояние, например спокойствие. Описанные ниже шаги на практике принимают вид словесных указаний,которые следует давать страдающему фобией. Пользуясь навыками установкираппорта, вы можете приспособить их к конкретным обстоятельствам и личностисобеседника. 2. "Я попрошу вас кое-что сделать. Вы сможете делать это мысленно,причем очень быстро, а потом ваши страхи исчезнут и никогда больше вас необеспокоят. Я буду высказывать указания по одному, а вы мысленно выполняйтеих. Кивните, когда закончите". 3. "Для начала я попрошу вас представить, что вы сидите в самом центрекинотеатра. На экране застывший черно-белый кадр. Вы видите самого себя водной их тех ситуаций, когда испытывали приступы страха". 4. "Пожалуйста, мысленно покиньте свое тело, которое остается в зале,поднимитесь в воздух и перенеситесь в помещение, где стоит кинопроектор.Оттуда вы можете видеть того себя, который сидит в зале и смотрит на экран.Вы одновременно видите обоих: и себя в зале, и себя на экране". 5. "Превратите застывший кадр на экране в черно-белый фильм. Следите заэтим неприятным случаем, просмотрите ленту от начала до конца. Когда оназакончится, последний кадр застывает и остается на экране. Мысленноперенеситесь на экран и прокрутите фильм в обратном порядке. Все участникисобытий ходят задом-наперед, события разворачиваются в обратную сторону.Представьте, что вы перематываете пленку назад, но не забывайте, что сейчасвы - главный герой этого фильма". 6. "Задумайтесь о том, чего вы обычно боялись. Мысленно представьтевсе, что видели бы, если бы это происходило на самом деле". 7. "Что, по-вашему, могло послужить источником этих проблем?" (Описаниеметода основано на работе Richard Bandler, Using Tour Brain for a Change.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.53 (0.018 с.) |