Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Переживания имеют свою структуру
Содержание книги
- Урок 1: Как работает человек
- Урок 20: Мгновенное совершенство
- Как извлечь наибольшую пользу от этой книги.
- Выражайте свою цель точно, в сенсорных категориях.
- Выбирайте такую цель, которой сможете достичь своими силами.
- Управляйте тем, чем можно управлять, и не тревожьтесь об остальном
- Люди сами творят свои переживания
- Определение факторов экологичного результата
- Создание действительности с помощью мыслей
- Решение проблем и другие применения
- Установка раппорта с помощью подстройки
- Подстройка к убеждениям и ценностям
- Смысл общения - в реакции собеседника
- Практика присоединения и ведения
- Присоединение к группам и ведение групп
- Долговременные взаимоотношения
- Переживания имеют свою структуру
- Определение предпочитаемых форм восприятия
- Системы представления и сенсорные предикаты
- Аудиально-дискретные процессы
- Создание уникальных переживаний
- Изменение переживаний и поведения
- Язык как средство достижения жеаемого
- Как сказать то, что вы хотите сказать
- Опущение, обобщение и искажение
- Выборочное нарушение привычных границ
- Применение милтоновских структур
- Каждый действует по-своему безупречно
- Метамодель - глубинная и поверхностная структуры
- Практические средства изменения
- Пробуждение творческих способностей
- Слабые стороны пользования метафорами
- Обучение - это жизнь. Мы не можем не учиться
- Англо-европейское и арабское время
- Нет проблемы, у которой бы не было решения
- Применение модели нейрологических уровней
- Оборудование, обстановка и местоположение
- Рефрейминг содержания и контекста
- Представьте его с длинной седой бородой
- Кем бы кто себя ни считал, на самом деле он всегда нечто большее
- Стратегии как нейронные сети
- Выявление и Применение стратегий
- Извлечение стратегий с использованием модели Т.О.Т.Е.
- Количество масштабных блоков
- Совет, как извлекать стратегии
- Изменения могут быть моментальными
- Переход к подходящему настроению
- Установление полезных якорей
- Заимствование воодушевляющих переживаний
- Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость
Структура лингвистической стороны мышления была выявлена уже много летназад, но субъективная составляющая разума -мистическое "нейро-" -до сих порне поддавалась научной методике. Однако представленная на первом урокемодель НЛП позволяет нам анализировать субъективные переживания, опираясь наопределенную структуру. Модель НЛП, учитывающая деятельность "пяти органовчувств", вполне понятна любому человеку, который легко воспринимает такойпростой подход к мышлению. Кроме того, теперь мы можем воспользоватьсяспециальными понятиями и определениями, позволяющими описывать темыслительные процессы, которые прежде оставались для неспециалистовзагадками. Это имеет большое значение для всех сфер НЛП, так как станет основойвсех дальнейших изысканий в данной области. Кроме того, это очень важно длякаждого человека, поскольку теперь любой может начать постигать и осознанноменять свои мысли и ощущения. Такого рода умения и навыки повлияют, в своюочередь, на наше поведение и достигаемые результаты. Мы начали осваивать ипокорять субъективные переживания. Эта возможность сулит нам увеличениестепени личного контроля при участии в непредсказуемом, иррациональном миребесконечного числа индивидуальных карт восприятия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Испробуйте себя в искусстве калибровки: присоединяйтесь,присоединяйтесь, присоединяйтесь. Сначала это может показаться тяжелым ипочти бессмысленным занятием, но вскоре вы заметите, что без особогонапряжения подмечаете многие характеристики. Продолжив практические занятия подстройкой, проведите эксперименты спростейшим ведением. Прежде чем перейти к нему, дождитесь раппорта. Неспешите. Подумайте, в каких обстоятельствах у вас может возникнуть желаниепрервать беседу или встречу. Попробуйте сделать это с помощью изученных вамиприемов отстройки. Подумайте, какие из важных для вас отношений вы хотели бы улучшить.Воспользуйтесь освоенными навыками, чтобы установить или восстановитьраппорт. Обдумайте эти взаимоотношения с точки зрения пресуппозиции в концепервого урока: "Карта -не территория".
УPOK ШЕСТОЙ
ПОСТИЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МИРА
В этой главе:
• Как видит мозг
• Надежный "автопилот"
• Системы представления
• Определение предпочитаемых форм восприятия
• Движения глаз
• Синестезия
На первом уроке мы ввели концепцию "субъективных переживаний", которуюиллюстрирует модель НЛП. Теперь мы подробнее ознакомимся с деятельностьюважнейших органов чувств и системами представлений (В литературе по НЛПиспользуется также понятие "репрезентационные системы". - Прим. персе.), посредством которых каждый из нас воспринимает мир по-своему. Мы поговорим озрении, слухе и осязании. Кроме того, вы узнаете, как определять собственныепредпочтения в восприятии и системы представлений других людей, с которымивы вступаете в общение. Эти умения составляют еще одну важную сторонураппорта.
КАК ВИДИТ МОЗГ
Начнем с разговора о том, как мы воспринимаем те или иные явления - тоесть "чувствуем" или "воспроизводим" у себя в голове, - а также о важностиподсознательных мыслей и "машинального" поведения. Модель НЛП, с которой выпознакомились на первом уроке, предполагает определенную структуру"субъективных переживаний" и описывает наше мышление как динамическуюсистему, то есть непрерывный процесс. Согласно модели НЛП, Мы "видим" не глазами, а мозгом
Мы по-настоящему "видим" - точнее, истолковываем увиденное глазами, -только после того, как волны света "регистрируются" зрительными участкамикоры головного мозга. То же относится и к другим органам чувств. Несмотря насложное устройство "рецепторов" наших органов чувств, само восприятиепроисходит именно в мозге, где все мы храним, помимо прочего, переживанияпрошлого, уже сформированные убеждения и отношения. Однако даже такое описание дает лишь очень неполную картинунепередаваемо сложного процесса восприятия. На практике физическиеограничения сужают сферу восприятия посредством рецепторов еще до того, какмы переходим к фильтрации внешних данных. В случае зрения, например, мы способны обработать только крошечную долюощущаемых волн света. За пределами человеческого восприятия остаются, вчастности, целые миры ультрафиолетового и инфракрасного излучения-неспособность видеть их заложена в самом "устройстве" человеческого зрения.Фильтры восприятия, которые искажают и обобщают получаемые сведения,одновременно классифицируют и упрощают непрерывные сигналы органов чувств.Благодаря этому мы способны действовать на высокой скорости и спримечательной эффективностью, даже воспринимая лишь крошечную долю внешнегомира. В нашем распоряжении потрясающе мудрая, поистине уникальная своимсовершенством система. Сесть за руль - прекрасный повод вспомнить, чтоименно она ведет машину. Однако даже такая фантастически эффективная система выживания,случается, может подвести в запутанном современном мире человеческихвзаимоотношений. Например, "поспешные выводы" сберегают немало драгоценноговремени, но отнюдь не способствуют хорошим отношениям с окружающими. Так илииначе, мы представляем, то есть истолковываем, других людей и весь мир всоответствии со своими индивидуальными критериями, в модели НЛПфиксированными как фильтры восприятия. НЛП позволяет вам обрести большуювласть на тем, как "видит" ваш мозг, оно открывает богатый выбор реакций наявления окружающего мира и поступки других людей. НАДЕЖНЫЙ "АВТОПИЛОТ"
Конечно, сам процесс представления происходит машинально. Мы можемотчасти сознавать свои намерения, но в целом этот непрерывный процесс протекает в подсознании. Вообще говоря, мы способны одновременно удерживатьв сознании совсем немного мыслей. Это значит, что в подавляющем большинствесвоих действий мы опираемся на подсознание. Однако основополагающиефизиологические акты (например, дыхание и пищеварение), а также простейшиедействия (умение поймать мяч или без раздумий, скажем, взять со стола стаканс водой) подразумевают великолепную координацию сотен мышц. Обычно мы просто не задумываемся о том, как (с физиологической точкизрения) совершаем те или иные действия. Даже если мы начнем думать об этом,то просто не сможем удержать в голове все составляющие этих операций. Большетого, размышляя о том, как применяется уже усвоенное умение, мы весьмарискуем просто запутаться. Чтобы убедиться в этом, попробуйтепродемонстрировать другим, как нужно завязывать галстук. В большинствеслучаем мы полностью доверяем своему "автопилоту", то есть действуем незадумываясь. К режиму сознательных действий нам приходится переходить лишь тогда,когда мы сталкиваемся с незнакомым явлением или новыми обстоятельствами. Востальном мы полагаемся на уже известные шаблоны мышления и привычныедействия. Мы помещаем каждую крупицу полученных сенсорных данных в отдельный"ящичек", какими бы иррациональными ни оказались принципы классификации иистолкования этих сведений. Затем мы вверяем эту "коллекцию" автоматическойсистеме управления, которая занимается всеми привычными действиями. Иныеточки зрения и формы поведения означают необходимость изменений и частонарушают нашу привычную и удобную версию "действительности". Итак, всевокруг должно, по мере возможности, быть отражено в чертеже, превратиться впрограмму и стать привычкой. Благодаря этому мы можем сберечь драгоценные иограниченные запасы сознательного мышления, которых хватает лишь на то,чтобы одновременно обрабатывать не более полудесятка единиц информации. Унас появляется возможность направить эти ресурсы на размышление о том, чегомы хотим, а не на обдумывание безнадежно запутанного вопроса о том, как мыэто делаем. К сожалению, думая и действуя по привычке, мы временами чувствуем себяслугами, а не хозяевами собственных мыслей и целей. Такое впечатление, чтомозг мыслит независимо от нас: мы делаем то, чего на самом деле не хотим, ине делаем того, что можно или следовало бы сделать. Научившись намереннополучать осознанный доступ к этим системам, мы можем стать в своих действиях эффективными и умелыми. Мы способны приручить эту "силу мысли", направить еев желаемое русло, нацелить на конкретные и стоящие результаты. НЛП поможетвам разобраться в этих процессах и тем самым обрести больше власти надсобой.
СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Вы уже встречались с основными образами мышления: зрительным, аудиальным и кинестетическим. Мы называем их модальностями,или системами представления, поскольку они определяют то, как мы представляем себе мир. Каждое из пяти чувств - зрение, слух, осязание, вкуси обоняние - имеет внутренний эквивалент, складываясь в "зеркальную"систему. В этих привычных модальностях мы вспоминаем, воображаем и "мыслим". Все сведения, поступающие в мозг посредством органов чувств,переводятся в смысловую форму и образуют наши субъективные "переживания" - представление воспринимаемого мира. Мысли в сознании основаны на той же сенсорной модели. В этом разделе мы сосредоточимся на системахпредставления. Вы узнаете, как определять предпочитаемую форму восприятиячеловека (его основную систему представления). Хотя органы чувств устроены у нас примерно одинаково, все мыпредставляем явления каждый по-своему, неким неповторимым и уникальнымобразом. Наши системы представления исполняют роль особого языкапереживаний. Этот "язык" распространяется на все душевные процессы(мышление, воспоминания, воображение, восприятие и сознание). Самыепростейшие знания о системах представления и их особенностях позволят вамполучить больше власти над своим разумом. Получив возможность управлятьтолкованием явлений, вы начнете управлять своими ощущениями и,следовательно, поведением. Что касается оценки результатов, то такиепознания помогут вам "творить" собственные переживания (см. урок второй). Мы получаем, кодируем и храним информацию, пользуясь четырьмя основнымисистемами представления: 1. Визуальная (V): зрение. 2. Аудиальная (А): слух. 3. Кинестетическая (К): ощущения, осязание, движение. 4. Аудиально-дискретная (Ad): внутренний диалог. С последней, аудиально-дискретной системой представления вывстречаетесь впервые. Иногда ее называют разговором с самим собой. Есть ещедве системы - вкусовая и обонятельная, - но в плане повседневного общения ихзначение гораздо меньше. В НЛП их обычно объединяют с кинестестическойсистемой. Интересно, однако, что временами запахи и вкусовые ощущенияспособны пробуждать давние воспоминания, и потому в некоторых случаях могутоказывать большее воздействие, чем сигналы трех основных органов чувств.
Ведущая и первичная системы
Мы постоянно пользуемся всеми системами представления, но, как правило,у каждого есть свои предпочтения, которыми он руководствуется. Мы ужесталкивались с этим на четвертом уроке, когда обсуждали сенсорные предикатыв речи и языке. Эти предпочтения и наклонности проявляются двумя способами. Во-первых, у нас есть "ведущая система" - та система представления,которой мы обычно пользуемся, чтобы получить доступ к хранимой в памятиинформации. Вспоминая, например, событие, которое случилось на прошлойнеделе, вы прежде всего возродите в мыслях нечто из того, что тогда видели,слышали или чувствовали. Какой именно способ вам ближе? Ответ зависит отвашей ведущей системы. Она и определяет то главенствующее чувство, которойуводит вас к воспоминаниям. Во-вторых, каждый из нас предпочитает тот или иной способ обработки информации, и он определяется "первичной (предпочитаемой) системой". Усклонного к образному мышлению человека, который без труда создает мысленные"картины", роль первичной играет визуальная система. Это не значит, чтотакой человек мыслит исключительно образами, однако он определеннопредпочитает зрительное представление, оно для него удобнее и доступнеедругих. Итак, жесткие ярлыки (например, "человек визуального типа")временами могут увести в неверном направлении. Кроме того, модальностиведущей и первичной систем совпадают далеко не у всех. Некоторые могутпользоваться в качестве ведущей системы одной модальностью, а в качествепервичной - другой. Система представления собеседника существенна для установки раппорта,так как предлагает важную сферу потенциального "сходства". То, как человексоздает свою "мысленную карту" и ею пользуется, указывает на особенности егоподлинной личности. Определив первичную систему представления собеседника иприбегнув к ней, вы сможете "заговорить на его языке", улучшить общение сним. Взаимопонимание усилится благодаря тому, что вы оба пользуетесь однойсистемой. С другой стороны, использование разных форм представления приведетк тому, что слушателю придется "переводить" ваши слова на свой язык -например, превращать предложенные вами зрительные образы в соответствующие"звуки" или "ощущения". Иногда такой перевод довольно затруднителен и можетпривести к исчезновению взаимопонимания. Это говорит о той пользе, которуюприносит в общении подстройка к образу мышления. На пятом уроке мы узнали, что присоединение и ведение при групповомобщении требует от вас активизации целого спектра систем представления. Этонеобходимо, чтобы "не упустить" никого из присутствующих. При установкераппорта в общении один на один вы можете подстроиться не только к позе идвижениям собеседника, но и к его системе представления. Большая часть людейне любит отклоняться от предпочитаемого образа мышления, но после того, каквы установили раппорт, они с большей готовностью последуют за вами иперейдут к иной, менее предпочитаемой модальности. Это значит, что вы можетепроводить присоединение и ведение по отношению к образу мышлениясобеседника. Вы можете, например, заставить "просто выслушать" вас человекас живым образным мышлением, "набросать мысленные картины" в общении с тем,кто мало пользуется визуальной системой, либо выразить свои чувства человекусо слабо развитой кинестетической модальностью. Распространение переживанийна несколько систем представления способствует взаимному обогащению "карт"участников общения.
|