ТОП 10:

Системы представления и сенсорные предикаты



Мы уже упоминали о "словах-ощущениях", или сенсорных предикатах. Все мыпользуемся такими выражениями и оборотами речи. При попытках их выявить выубедитесь, что слышите эти слова каждый день. Ниже мы приводим примерыподобных выражений, а вы, безусловно, сможете дополнить этот список: "Он видит мир в розовом свете". "Все померкло". "Мне не удалось осветить проблему". "Все шло гладко". "Она прожила очень яркую жизнь". "В моей жизни никаких проблесков". "Все это просто обрушилось на меня". "Я оставил прошлое позади". "Он попросту выводит меня из себя". "Не люблю оглядываться назад". "Давай дальше, я слушаю". "Нельзя тебя заставить сдвинуться с места". "Сказанным он нагнал тоски". "Все выглядит достаточно мрачно". "Рассмотрим проблему с иной точки зрения". "От нее исходит колоссальный заряд". Ниже мы приводим достаточно большой список сенсорных предикатов,соответствующих каждой системе представления. Список весьма полезен своейнаглядностью и может служить своего рода сравнительной таблицей.
Визуальные Аудиальные Кинестетические Аудиально-дискретные
видеть слышать почувствовать ощущать
смотреть слушать коснуться переживать
казаться звучать ухватиться понимать
взгляд призывать удержать думать
показывать гармонировать выскользнуть разузнавать
прояснять настраивать уловить обдумывать
ясный обратиться в слух подключиться решать
фокус вызывать отклик войти в контакт побуждать
воображать безмолвие отбросить полагать
обрисовывать перекликаться оборачиваться к лучшему менять
уловить проблеск глухота жесткий воспринимать
туманный обертон ощутимый теория
получить представление созвучный взять в свои руки неощутимый
с глазу на глаз высказывать опираться явственный
в свете (чего-либо) говорить приводить (к чему-либо) задумывать
устроить сцену отчетливый решительно взяться знать
мысленный взор выраженный связывать с чем-либо вопросы
как на картинке оговаривать холодный собранный человек
представлять в выгодном свете прожужжать все уши прохладные отношения разумная идея
глянуть одним глазком прислушаться крепкая опора способ исключения
очертить придержать язык мурашки по коже  
  грохотать сбросить бремя  
  слово за слово вылетело из головы  
    связаться с кем-либо  
    на ровном месте  
    рука об руку  
    не падать духом  
    под давлением  
Другие модальности Время от времени вы можете услышать слова и выражения, указывающие навкусовое и обонятельное восприятие, например: "это дурно пахнет" или"оставляет неприятный привкус". Вам без труда удастся подстроиться к этимсистемам представления. Как уже говорилось, при определении предпочтений ввосприятии НЛП обычно относит вкус и обоняние к кинестетической системе.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Как явствует из "портретов" носителей различных систем представления, вНЛП об их предпочтениях в восприятии можно судить, помимо "языка тела" исловесных предикатов, прежде всего по движениям глаз. Если вы обратитевнимание, в каком направлении смотрит собеседник, задумываясь над вашимвопросом или что-то вспоминая, то заметите, что движения его глаз тесносвязаны с мыслительными процессами, такими, как работа воображения, памяти иразговор с самим собой. Вероятно, движения глаз согласуются с обработкойсенсорной информации различными участками мозга (их локализация известна потомограммам и общей диагностике больных с повреждениями мозга). Недаромглаза называют "зеркалом души". Начиная отслеживать на микроуровне движенияглаз, вы заметите, что они в самом деле куда правдивей и выразительнейвсего, что бы ни говорил собеседник. Как и многие другие характеристики, о которых мы уже говорили, движенияглаз указывают на предпочитаемую человеком систему представления. Этопоможет вам подстраиваться к собеседнику и устанавливать раппорт (например,путем использования подходящих сенсорных предикатов). В некоторых случаяхглазные движения могут сообщить весьма многое о сознании человека, особенноо том, как он мыслит.

Смысл глазных движений

Если вы попросите кого-нибудь вообразить, что он прикасается к бархату,его взгляд, скорее всего, устремится вправо вниз: это направлениесоответствует доступу к кинестетическим переживаниям. Если же ведущаямодальность этого человека визуальная, то он, возможно, сначала броситбыстрый взгляд вверх - так мы обычно обращаемся к зрительным воспоминаниям.Эти правила описывают схему визуальных (взгляд вверх) и аудиальных (взгляд встороны) представлений. В свою очередь, человек посмотрит влево, если онвспоминает зрительный образ, и вправо, если его конструирует. В отличив отвоспоминаний о реальных переживаниях, образы или звуки при ихконструировании синтезируются (создаются). Это происходит, например, когдавы пытаетесь представить себе знакомую комнату с другой мебелью. Показатели кинестетического и аудиально-дискретного восприятиянесколько отступают от этой схемы. Выше мы упоминали, что при обращении ккинестестическим воспоминаниям взгляд переводится вправо вниз, ааудиально-дискретная память заставит глаза обратиться вниз влево. Конечно,глядя на собеседника, вы должны поменять эти направления местами (см. рис.6.1). На практике малозаметные и почти неосознаваемые движения глаз имеютзначение только для наблюдателя. "Сигналы глаз" остаются одинаковыми для подавляющего большинстваправшей и большей части левшей. В очень редких исключениях правая и леваясторона меняются местами: движение глаз влево означает визуальное иаудиальное конструирование, а вправо - визуальные и аудиальные воспоминания. К счастью, при определении системы представления вы можете полагатьсяне только на движения глаз. Используемые собеседником слова (предикаты),физиология и характеристики голоса обычно предлагают те же сведения. Однаков сочетании с другими признаками глазные движения становятся надежным иустойчивым критерием, поскольку их практически невозможно "подделать": вы несможете долго отслеживать направление собственного взгляда. Глаза двигаютсянепроизвольно - именно поэтому их движения становятся наиболее надежнымисточником сведений о предпочитаемой системе представления. Движения глаз могут рассказать нам очень многое о том, как человекмыслит, и, следовательно, помогают лучше понять его слова и поступки. Онибесхитростно и совершенно наглядно показывают, как мы работаем с мыслями вплане основных систем представления. По этой причине, установив схемудвижений глаз собеседника - "обычную" (показана на рис. 6.1) или"зеркальную", - вы можете воспользоваться нх подсказками, чтобы выявитьложную или "сконструированную" информацию. Однако этот инстинктивный внешний процесс, стремительный и едвауловимый (не говоря уже о процессе внутреннем), временами крайне запутан длянаблюдателя. Сами по себе движения глаз могут выглядеть довольно странными: например, чтобы мысленно "увидеть" нечто, ваш собеседник может вначалемысленно почувствовать, "ощупать" предмет или даже вслушаться в него и лишьпотом вызвать в воображении четкий зрительный образ. При этом его взглядопишет дугу, хотя вы попросили собеседника просто "представить себе" нечто.Однако если вы спросите этого человека, как именно он мысленно представлялсебе соответствующие воспоминания или предполагаемые события будущего, всесразу станет понятно. Скорее всего, ему сначала придется повторить своидействия и задуматься о них (возможно, впервые). На практике подобное"уточнение" может потребовать дополнительных вопросов, после которых вы ужеможете опереться на несколько согласующихся признаков.

Глазные ключи доступа

На рисунке 6.1 показаны сигналы глаз, направления взгляда собеседника(если с вашей точки зрения правая и левая сторона поменялись местами). Нижемы подробнее описываем каждое направление и предлагаем примеры вопросов,которые помогут вам уточнить наблюдения.






Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.007 с.)