Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слабые стороны пользования метафорамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
РАЗРАБОТКА СЛОЖНЫХ МЕТАФОР СЕГОДНЯШНИЙ УРОК: РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИПИЯ Сопротивление - реакция на форсируемое общение и вероятный признакнеудачного присоединения Когда собеседники не воспринимают наше сообщение или реагируют не так,как нам хотелось бы, мы нередко обвиняем в этом их самих. Пресуппозицияэтого урока переносит всю ответственность за неудачное общение наговорящего. Вы уже знаете, что самая простейшая подстройка помогает установитьраппорт и улучшить общение. В разговоре мы может просто позабыть онеобходимости присоединяться к собеседнику и укреплять раппорт с помощьюподстройки. Это особенно верно в тех случаях, когда дело касается эмоций.Чтобы сохранить раппорт путем присоединения, вам нужно потрудиться, но тогдасобеседник выслушает вас внимательнее, выразит более благоприятный отклик иокажется готов к сотрудничеству. В противном случае вы можете победить вспоре, но в то же время потерпеть неудачу с точки зрения намеченногорезультата общения. Если вы столкнулись с сопротивлением, не стоит прибегатьк более веским доводам или повышенному тону: сопротивление - просто признактого, что вам следует уделить больше внимания присоединению и укрепитьраппорт.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • Вспомните одну из своих текущих проблем. Чтобы оценить своиумения, придумайте иллюстрирующую эту проблему метафору из мира природы. Ввашем распоряжении все богатство природных явлений! Если такой подход вампонравится, можете перебирать варианты по алфавиту: акула, буря, ветер и такдалее. Теперь сопоставьте свою проблему с метафорой и наоборот. Дайте волюсвоим ассоциациям. Обратите внимание на то, какие чувства вызывает проблемапосле этого упражнения. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменитьобстоятельства. • Придумайте метафору для самого себя. Если вы хотите измениться вту или иную сторону, то какая метафора могла бы описывать вашу личность вбудущем? Подумайте о том, как эти метафоры могут помочь вам провестижелаемые изменения. • Проведите эксперименты с метафорами в повседневном общении. Непожалейте времени на то, чтобы хорошо обдумать случаи, когда общение вам неудалось, например, провалы в попытках убедить в чем-то начальника иликоллегу либо тупиковые ситуации в личных взаимоотношениях. Придумайтесоответствующие метафоры и примените их к тем обстоятельствам. Обратитевнимание, как меняется ваша точка зрения, какие идеи возникают и как выможете воспользоваться ими в последующем общении с теми же людьми. Конечноже, перемены начинаются именно с вас, но вскоре они окажут влияние и на тех,кто, по вашему мнению, участвовал в создании проблемы. Подмечайтеразнообразные проявления полезности метафор в общении, например, упрощениепонимания возникших трудностей. Обдумывайте, как можно воспользоватьсятакими преимуществами в реальных контекстах.УРОК ДВЕНАДЦАТЫЙ В этой главе: • Позиции восприятия • Какую позицию занять В немалой степени искусство НЛП связано с умением увидетьобстоятельства иначе, с другой точки зрения. Это позволяет нам выявлятьчужие карты действительности и обогащать свою собственную. Благодаря этомумы добиваемся большего взаимопонимания, устанавливая более непосредственныйраппорт и делая общение более свободным и продуктивным, что и способствуетдостижению нужных результатов. На седьмом уроке были введены такие понятия, как "ассоциированность" и"диссоциированность". При ассоциированных переживаниях вы видите все "отпервого лица", собственными глазами, и воспринимаете происходящее так,словно это действительно происходит именно с вами. При диссоциированной жеточке зрения вы занимаете роль внешнего наблюдателя и следите за собой состороны. Эти две точки зрения отражают субъективный и объективный способмышления. Соответственно в языке они связаны с грамматическими категориямипервого лица ("я") и третьего лица ("он, она, они"). Такие точки зрения" мыбудем называть позициями восприятия.ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ Первая позиция восприятия Первая позиция, или "ассоциированная точка зрения", отражаетсубъективную точку зрения от первого лица: "Какое влияние все это оказываетлично на меня?" При такой фиксации переживаний, то есть их запоминании, вывидите все "как в жизни", словно смотрите вокруг собственными глазами,запоминая при этом, в частности, связанные с происходящим ваши ощущения. Чтобы попробовать себя в этой позиции, вспомните любое важное событиесвоей жизни - например, первую встречу с каким-то человеком или первый деньна новой работе. Ассоциируйтесь со своими воспоминаниями, активизируя всемодальности (см. шестой урок). При описании таких переживаний мы обычно пользуемся первым лицом: "ячувствую", "с моей точки зрения" и т. п. Эта позиция восприятия равнозначнаиндивидуальному "сознанию". Как вы думаете, воспринимают ли "красный" цветдругие люди так же, как вы? Ученые, которые уже по роду деятельностипривыкли стремиться к объективности в оценках и суждениях, обычно малодоверяют такому субъективному отношению (чем, кстати, во многом объясняетсякрайне вялый темп развития наук о познании и человеческом мышлении). Дляэтого у них есть основания: пребывая в ассоциированной, первой позициивосприятия, мы не в состоянии мыслить вполне объективно, и это следуетучитывать.Вторая позиция восприятия В этой позиции переживания рассматриваются с точки зрения "другого", тоесть с точки зрения соучастника общения или событий, еще одногозаинтересованного лица. Смещаясь в эту точку зрения, вы можете понять, чточувствует собеседник. В любом общении и в любых совместных переживанияхвообще люди воспринимают происходящее по-разному, - в этом мы убедились,обсуждая пресуппозицию первого урока: "карта - не территория". Проецируясебя на карту действительности другого человека, вы можете перейти к иной,не менее значимой точке зрения. Для этого вам достаточно себе представить, что вы смотрите глазамидругого человека, воспринимаете мир так, как это делает он. Прислушайтесь кэтому новому "себе" и обратите внимание на реакции. Мы связываем эту позициювосприятия с сопереживанием, умением "оказаться в чужой шкуре". Способностьпереходить ко второй позиции предоставит вам намного больше сведений, чемпопытки просто угадать, что чувствует другой человек. Занять вторую позицию восприятия узловой проблемы в общении или вовзаимоотношениях в целом обычно понуждает конфликт. Когда для вас станетболее очевидным то, как видит происходящее другой, что он при этомчувствует, - скорее всего, изменятся ваши собственные ощущения. Такоеизменение отношения к собеседнику, как правило, будет способствоватьукреплению раппорта, что, в свою очередь, вызовет перемены в поведениисоучастника общения. Кроме того, укрепившийся раппорт даст вам возможностьболее глубоко и всесторонне уяснить точку зрения другого. "Переключение" позиции восприятия может послужить точкой отсчетаудачного общения. При восприятии с позиции другого его поступки, которыепрежде казались вам странными или неправильными, могут обрести новый смысл.Вообще говоря, в большинстве случаев каждый из нас убежден, что ведет себяправильно, здраво и нормально, то есть на основе веских причин. Явный, тоесть произвольный переход во вторую позицию означает, что вы признаетеобоснованность тех точек зрения, которые отличаются от вашей. Кроме того,вашему пониманию начинают открываться истинные цели, стоящие за поступками исловами окружающих (хотя люди далеко не всегда сами понимают эти скрытыепобуждения). Знание этих целей может послужить для вас ключом к правильномуобщению и, следовательно, скорейшему достижению намеченных результатов. Разумеется, нам никогда не удастся во всей полноте выявить субъективноесознание другого человека. НЛП не приносит "сверхъестественных"способностей, но оно может послужить верным проводником на долгом пути,научить видеть мир так, как видят его другие, независимо от того, согласнывы с ними или нет. Чтобы раскрыть в себе способность занять иную позициювосприятия, требуется активное воображение, развить которое может каждый.Даже малыши пользуются плодородной почвой воображения, умеют сопереживатьбратьям, сестрам и друзьям. Для большинства из нас способность заниматьвторую позицию восприятия означает прежде всего умение отказаться отзашоренного мышления и отвыкнуть от устоявшихся шаблонов. И тогда современем каждый из нас сможет возродить в себе дремлющую естественнуюспособность к сопереживанию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.014 с.) |