Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Англо-европейское и арабское время
Содержание книги
- Как извлечь наибольшую пользу от этой книги.
- Выражайте свою цель точно, в сенсорных категориях.
- Выбирайте такую цель, которой сможете достичь своими силами.
- Управляйте тем, чем можно управлять, и не тревожьтесь об остальном
- Люди сами творят свои переживания
- Определение факторов экологичного результата
- Создание действительности с помощью мыслей
- Решение проблем и другие применения
- Установка раппорта с помощью подстройки
- Подстройка к убеждениям и ценностям
- Смысл общения - в реакции собеседника
- Практика присоединения и ведения
- Присоединение к группам и ведение групп
- Долговременные взаимоотношения
- Переживания имеют свою структуру
- Определение предпочитаемых форм восприятия
- Системы представления и сенсорные предикаты
- Аудиально-дискретные процессы
- Создание уникальных переживаний
- Изменение переживаний и поведения
- Язык как средство достижения жеаемого
- Как сказать то, что вы хотите сказать
- Опущение, обобщение и искажение
- Выборочное нарушение привычных границ
- Применение милтоновских структур
- Каждый действует по-своему безупречно
- Метамодель - глубинная и поверхностная структуры
- Практические средства изменения
- Пробуждение творческих способностей
- Слабые стороны пользования метафорами
- Обучение - это жизнь. Мы не можем не учиться
- Англо-европейское и арабское время
- Нет проблемы, у которой бы не было решения
- Применение модели нейрологических уровней
- Оборудование, обстановка и местоположение
- Рефрейминг содержания и контекста
- Представьте его с длинной седой бородой
- Кем бы кто себя ни считал, на самом деле он всегда нечто большее
- Стратегии как нейронные сети
- Выявление и Применение стратегий
- Извлечение стратегий с использованием модели Т.О.Т.Е.
- Количество масштабных блоков
- Совет, как извлекать стратегии
- Изменения могут быть моментальными
- Переход к подходящему настроению
- Установление полезных якорей
- Заимствование воодушевляющих переживаний
- Системой управляет тот, кто проявляет наибольшую гибкость
- Подробное анкетирование личной истории
- Никто не может не реагировать
Так называемое "англо-европейское время" следует линейной модели, вкоторой события происходят поочередно, друг за другом. Некоторые люди, кпримеру, описывают время как текущее слева направо: далекое прошлоеразмещается на левом конце, а отдаленное будущее - на правом. Учитывая линейную концепцию времени, особую важность приобретаютежедневники и деловые блокноты. Если вы не смогли закончить встречу дочетырех часов дня, то придется "двигаться дальше", так как "впереди ждет ещеодна", а "время не ждет". Вам предстоит "вписывать" все события своей жизнив этот линейный процесс. Время напоминает движущуюся ленту конвейера, и все,что вы делаете, должно идти с ним в ногу. В противном случае вы рискуетеплестись в хвосте, не сделать намеченную работу и навсегда отстать отвремени. Время похоже на реку, безостановочно текущую от истока к океану. С другой стороны, так называемое "арабское время" предлагает намсовершенно иное представление о течении времени. Эта концепция относится нетолько к арабам, но и ко всем народам тропических, жарких стран. Вкультурах, где господствует такая линия времени, события происходят чащевсего в настоящем. Явление разворачивается именно сейчас. Таким образом, выможете провести ту или иную встречу в любой момент, так как время никуда неуходит. Оно неизменно пребывает здесь и сейчас. Такие народы выглядят"живущими в текущем мгновении". Такие различия в восприятии времени способны привести в яростьпредставителя иной культуры или просто человека с другим типом линиивремени. "Англо-европеец" считает отсутствие пунктуальности верхомневоспитанности и является на намеченную встречу с точностью до минуты. Сдругой стороны, тот, кто опирается на "арабское время", сочтет грубостьюневозможность уделить все свое внимание появившемуся гостю, сколько бывремени ни заняла их встреча и кто бы ни дожидался своей очереди. Концепциивремени могут отличаться друг от друга не меньше, чем индивидуальныеценности. Такие представления о времени оказывают влияние на многие миллионылюдей, воздействуют на них на глубочайшем культурном уровне и проявляются вовсех сферах их жизни. Если время существует только сейчас, то либо у насвовсе нет концепции будущего, либо она очень отличается от привычной. Именноэти соображения могут объяснять то, что кажется "англо-европейцу"фатализмом, отсутствием мыслей о будущем, - всем, что присуще представителям"арабского" восприятия времени.
Индивидуальные отличия
Мы можем обнаружить подобные культурные стереотипы во взглядах каждойличности независимо от их родной культуры. Например, многие представителиЗапада отличаются беззаботностью, характерной для "арабского времени"Временами жена и муж относятся ко времени совершенно по-разному: один из нихчрезмерно пунктуален и педантичен а другой рассеян и позволяет себе в этомотношении полную свободу. Итак, серьезные различия существуют даже в рамкаходной и той же культуры. Мы можем без труда заметить разницу, скажем, между жизнью южных штатови суетливых мегаполисов северо-восточной части США. Большую разницу междусельскими и городскими жителями мы обнаружим во многих странах мира.Наконец, нам удастся встретить множество индивидуальных исключений даже присовпадении общегеографических, национальных и культурных норм. В некоторыхслучаях у человека даже возникает нечто вроде "расщепления личности": наработе он ведет себя совсем не так, как дома в выходные дни. Кроме того,отношение человека ко времени может меняться с возрастом и жизненным опытом.Поучительно что это часто происходит после того, как человек узнает чтосмертельно болен. В целом, все мы пользуемся собственным способомкодирования времени, и потому наши предпочтения не в силах до концаобъяснить ни культура, ни воспитание. Все происходит в мозге, так какнейрологические процессы развиваются уникальным образом.
СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ВО ВРЕМЕНИ
Как мы уже сказали, используемые нами слова и выражения могут послужитьнамеками на индивидуальную линию времени, то есть способ хранениявоспоминаний. Но в то же время мы можем выражать линию временипространственными метафорами. Куда бы вы показали, если попросить вас указать на прошлое или будущее? Возможно, такой вопрос выглядит глупым,однако давайте допустим, что вы не обратили внимания на его бессмысленностьи инстинктивно указали пальцем в ту или иную сторону. Что это можетозначать? Как мы выяснили, люди часто представляют время в виде прямой. Обычноона направлена слева направо (от прошлого к будущему), хотя некоторыеразворачивают ее в обратном направлении. В таком случае все вашивоспоминания о прошлом, а также впечатления о настоящем и будущем находятсягде-то впереди, они словно вписаны в дугообразное поле зрения. Такимобразом, вы способны "видеть" прошлое в форме воспоминаний и "заглядывать" вбудущее. Именно эти выражения мы и применяем, когда говорим о времени. Мыназовем такое восприятие подходом "сквозь время", поскольку оносоответствует описанному ранее "англо-европейскому времени". Кроме этого подхода, существует восприятие "во времени", характерноедля "арабского" представления. В этом случае время простирается от точкивпереди (будущее) до точки где-то за спиной (прошлое), причем часть линиипроходит через самого человека, находится "внутри". Линия "сквозь время"совпадает с линией ходьбы, а прямая "во времени" ей перпендикулярна.
Рис. 13.1. Линии времени.
Давайте поговорим об этих важных отличиях подробнее. Мы уже упоминали отом, что представители типа "сквозь время" хорошо осознают его течение иогорчаются, когда окружающие не относятся ко времени с тем же почтением. Сих точки зрения время течет непрерывно, его поток ничем не нарушается. Втечении времени не должно быть необъяснимых провалов. Оно может бежатьбыстро или двигаться медленно, но те, кто воспринимает "сквозь время",принимают во внимание фактор продолжительности. Воспоминания таких людейобычно диссоциированы, то есть они видят себя со стороны. Вспомним, что ихлиния времени целиком вмещается в воображаемое поле зрения. Заглядывание вбудущее может стать для них не только средством позитивного планирования, нои причиной тревог и беспокойств. Прошлое, которое приносит полезные уроки,одновременно может вызывать у них сожаления и угрызения совести. Такимобразом, линия времени человека может служить источником многих довольнораспространенных черт характера. Все это отражается в том, как человек воспринимает явленияповседневности. Например, представитель типа "сквозь время" обычно оцениваетуслуги (например, консультанта), исходя из потраченного на них времени. Длянего эта продолжительность становится мерилом денежной компенсации. Чащевсего люди типа "сквозь время" хотят добиться большей продолжительности зату же сумму, так как, с их точки зрения, время ценно само по себе. Впротивоположность этому, человек типа "во времени" оценивает консультациюисключительно по ее результатам, даже если она занимает считанные минуты. Стереотипный представитель восприятия "во времени" почти не заботится опунктуальности и часто опаздывает. Он склонен "смаковать" мгновения и видетьтолько то, что находится в непосредственной близости. Будущее кроется где-тодалеко, вне поля зрения, либо перед событием, которое разворачивается прямосейчас, либо позади этого события. По этой причине такие люди редкоозабочены предварительным планированием и без интереса оглядываются напрошлое. Во всяком случае, они почти никогда не "живут прошлым". Если вы распознали в себе характеристики каждого типа, то, вполневозможно, храните события обоими способами: и "во времени", и "сквозьвремя". Научившись замечать различные концепции времени и их влияние на людей,вы сможете действеннее устанавливать раппорт с теми, чья линия времениотличается от вашей. Кроме того, вы можете провести эксперименты ипопытаться изменить собственную линию времени (на долгий или краткий срок).Например, в целях установления раппорта вам может потребоваться подстроитьсяк одному из коллег или изменить свое восприятие времени, чтобы достичьнамеченного результата. Каждая линия времени "наилучшим образом" служитсвоему владельцу. В этом вопросе не существует правильного и неправильного.Однако немалую пользу вам принесет гибкость, умение по собственному желаниюменять свое отношение ко времени. Так или иначе, теперь нам нужно научитьсяопределять линию времени.
|