Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как сказать то, что вы хотите сказатьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Устная и письменная формы А-Прим Хотя идея А-Прим очень проста, большинству людей невероятно трудноприменять ее на практике. Мы уже подчеркивали особенности обращения сглаголом "быть". Вообще говоря, А-Прим требует истребления всех форм этогоглагола: "быть", "был", "были", "есть", "являться", "представлять собой", атакже тире. В этой книге мы изредка отступали от этого правила и делали исключениядля особых случаев, например при цитировании. Наша потребность в этомглаголе определяется современной повседневной устной речью и привычнымистаринными изречениями ("быть или не быть"). Кроме того, вы могли заметитьаналоги этого глагола в некоторых общепринятых пресуппозициях НЛП. Мы надеемся, что вы оцените преимущества этого радикальногограмматического приема, особенно ту ясность, к которой он приводит.Попытайтесь вспомнить, не возникало ли у вас при чтении ощущения опущенногоглагола "быть". Если это не бросалось в глаза, то мы достигли своей основнойцели, то есть избавились от многочисленных ловушек этого глагола, неповредив форме изложения. Больше того, если вы сталкиваетесь с непривычнымформами выражения, которые заставили вас глубже вдумываться в смыслсказанного, это приносит еще большую пользу. Вы сами можете проследить затем, насколько хорошо мы справились с задачей избавиться от одного из самыхраспространенных в языке глаголов. Скорее всего, вы еще более оценитеважность этого шага, когда сопоставите его с содержанием этой книги,особенно глав о языке. Со временем вы сами сможете без труда писать иговорить в стиле А-Прим.ИЕРАРХИЯ ИДЕЙ Рис. 8.1. Непрерывное пространство языка. Слова-номинализации (понятия, выражающие концепции высшего уровняабстракции) - например, "честность" - "имеют только самый обобщенный смысл(скажем, "Джин ценит честность"). Однако, опираясь на контекст, мы чащевсего можем сузить содержание таких слов и свести их к конкретным идеям(например, "Джин всегда говорит начальнику правду" или "Она высказываетсяоткровенно"), то есть уточнить те действия, которые служат примерамипроявлений честности. При этом мы выстраиваем определенную иерархию,вершиной которой становится понятие "честность". Нижняя часть иерархии можетуходить как угодно глубоко, до любого уровня подробностей, пока мы недостигнем "глубинной структуры" передаваемого смысла.Масштабирование Рис. 8.2. Иерархия идей. В общении иногда полезно использовать все приемы: увеличивать либоуменьшать масштаб, а также смещать его в сторону. Все зависит от тогорезультата, или отклика, который вам нужен: временами вам достаточновоспользоваться самыми неопределенными обобщениями. В других случаях вампотребуется иметь дело с подробной, конкретной информацией. Увеличениемасштаба позволяет "увидеть общую картину", рассмотреть вопрос с широкойточки зрения, а уменьшение -"сосредоточиться на деталях". Мы уже знаем, чтослова могут отражать предпочтения в формах восприятиях. Сходным образом,используемые нами слова показывают, каким масштабом мы пользуемся, какоеместо занимают эти концепции в иерархии идей. Такой подход к языку принесетвам немедленные результаты в повседневном общении. При заключении сделок илиторговле вам, скорее всего, потребуется умение перемещаться по всемупространству идей, от точных до неопределенных, от крупных масштабов домелких. Например, при заключении договоров увеличение масштаба с большойвероятностью приблизит вас к согласию с партнерами, даже если вы выразитеего самыми обобщенными фразами: "Обе стороны стремятся ко взаимовыгодномурезультату", "обе стороны согласны вести откровенные переговоры", "все мыедины в том, что пытаемся прийти к согласию" или "всем нам хочется как можноскорее уладить этот вопрос". Затем, пользуясь уменьшением масштаба, вы можете выделить тепрепятствия, которые мешают достичь согласия, и конкретные трудности,требующие решения. Возможно, в результате вам удастся обнаружитьодин-единственный спорный пункт договора. Не исключено, что выявленнаяпреграда потребует самых незначительных уступок с той либо иной стороны.Кроме того, уменьшение масштаба может потребоваться вам в началепрактического воплощения составленного плана или договора, так как на этомэтапе общих представлений уже мало. Смещение масштаба позволит вам сравнитьтекущий вопрос с другой аналогичной сделкой или привести пример конкретнойпроблемы. Итак, на практике вам пригодятся все три подхода, и каждому из нихсоответствует определенная языковая структура. Чтобы уменьшить масштаб,задайте вопрос: "Что может послужить примером этого?" Повторяйте этот вопросдо тех пор, пока не достигнете необходимого уровня подробностей. Чтобыувеличить масштаб, задайте обратный вопрос: "Примером чего это можетслужить?", либо иначе: "В чем цель этого?" Продолжайте увеличивать масштабслова или концепции, пока не доберетесь до подходящего уровня. Для смещениямасштаба пользуйтесь вопросами: "Что может служить еще одним примеромэтого?" или "Сколько можно вспомнить сходных примеров?" Изучение проблемы с помощью иерархии идей, то есть ее оценка с широкихточек зрения и с позиции существенных подробностей, само по себе принесетвам множество новых идей и открытий. Давайте вообразим типичные деловые переговоры, на которых сторонампредстоит прийти к соглашению о ценах, сроках и условиях. Как мы могли быприменять в подобных случаях масштабирование? "Я уверен, что мы оба хотим достичь взаимовыгодного договора"(увеличение). "Давайте обсудим этот пункт об удержании прибыли" (уменьшение). "Пару лет назад эта формула прекрасно показала себя в контракте сСауди" (смещение). "Отлично, не могли бы вы подробнее описать прочие спорные моменты этогопункта?" (уменьшение). "Да, нам обоим хочется куда-нибудь вырваться в эти выходные"(увеличение). "Как вы получили эту сумму - 800 долларов?" (уменьшение). "Эта наша обычная форма работы с поставщиками" (смещение). "Ведь мы оба хотим, чтобы все прошло гладко" (увеличение). "Похоже, нам осталось договориться о конкретных сроках, после чегоостанется только пара мелочей" (уменьшение). "Давайте передвинем вторую партию товара на более поздний срок в обменна 15 процентов?" (дальнейшее уменьшение). "Мы не в силах что-либо поделать с процентной ставкой (увеличение), нопочему бы нам не срезать часть затрат на оплату администрации?"(уменьшение). "А что, если мы попросим Джона лично руководить этим вопросом?"(уменьшение). "Я уверен, что мы сможем начать до 20-го числа, если это вас устроит"(уменьшение). Увеличение масштаба может отвлечь внимание от сложной, но малозначащейпроблемы и вернуть к единству взглядов, пусть даже на более общем уровне.Уменьшение масштаба позволяет сосредоточиться на относительнонепримечательных вопросах, которые вам осталось обсудить. Если вычувствуете, что раппорт под угрозой, изменение масштаба обычно возвращаетсобеседников к единодушию. Обратите внимание на то, что у каждого из насесть предпочитаемый подход: любовь к подробностям либо, напротив, общийвзгляд на вопросы. Это значит, что вы можете использовать масштабированиедля подстройки к собеседнику. Не забывайте о навыках установки раппорта,которые усвоили на четвертом и пятом уроке. В НЛП новые знания простодополняют то, что вы уже изучили.Аптайм и даунтайм В поисках смысла Подбирая верные слова Многие предложения вовсе не заставляют нас хвататься за словарь.Услышав фразу "Брайан разрезал пирог на четыре части", мы можем вообразить "Брайана", "пирог" и "разрезание", превратить понятия в сенсорныепредставления. Иными словами, мы способны "увидеть" себя или другихсовершающими то или иное действие, которое при этом буквально обретаетсмысл. Как нам уже известно, мы видим и слышим не столько глазами и ушами,сколько разумом: электрохимические реакции мозга превращают сигналы органовчувств в осмысленное содержание. Сверхточная фотокамера, которую мы называемглазом, и втройне чудесное строение внутреннего уха сами по себе не создаютощущений. Ощущения возникают, благодаря электрохимическим реакциям в мозге,где регистрируются сигналы зрения и слуха. В отличие от туманных абстракций,глаголы действия обычно вызывают яркие мысленные образы. Вернемся к примеру Лорны. Некоторые утверждения о ней помогут нампонять, что она сделала или умеет делать. Например, Лорна умеет умножатьстолбиком или готовить омлет, а еще она получила бронзовую медаль поплаванию. Услышав эти подробности, мы можем узнать ее несколько лучше, азатем сделать выбор: назвать ее "умной" или еще какой-нибудь либо вообще нерисковать и не пользоваться подобными метками. Однако наши представления оЛорне по-прежнему далеко не совершенны. На практике слова никогда не могутцеликом охватить полное содержание их "глубинной структуры", то естьнейронной сети человеческого мозга. Итак, какие подвохи готовят нам прямолинейные выражения вроде "Брайанразрезал пирог на четыре части"? Прежде всего, Брайаном могут звать морскогокотика, который разрезает метровый пирог из торфа бензопилой или лазернымрезцом. Это значит, что у нас вполне может сложиться совершенно невернаямысленная картина, какими бы живыми и ощутимыми ни оказались глаголы. Теперь попробуйте произнести это предложение вслух, поочередно выделяякаждое слово - "Брайан", "разрезал", "пирог" и "четыре" - интонацией. Следите за различными оттенками смысла, которые при этом возникают. Они несвязаны со значением самих слов. Например, "Брайан (а не Питер или Джон)разрезал торт " или "Брайан разрезал (а не "испек" или "съел") торт". Именнопо этим причинам мы подчеркиваем важность глубинной структуры, в которойкоренятся значения используемых нами слов. Для эффективного общения нам необходимо достаточное количество слов,несущих в себе содержание. С другой стороны, нам не нужно слишком многослов, иначе мы просто увязнем в глубинной структуре, а это сделает любоеобщение просто невозможным.Иерархия глаголов Хотя глаголы намного конкретнее абстрактных номинализаций, они тожеочень отличаются друг от друга по точности смысла. Глаголы образуют своюиерархию точности-неопределенности. Например, слова "путешествовать","воображать" или "иметь" могут оказаться такими же расплывчатыми, какабстрактные существительные, и вызвать немало вопросов. Фраза "он многопутешествовал" мало что говорит нам о характере этих путешествий. С другойстороны, предложение "однажды он прокатился на мотоцикле от Парижа до Кале,насвистывая и размахивая руками" включает в себя намного большее числосенсорных глаголов, которые делают содержание более отчетливым. Итак, виерархии глаголов слово "путешествовать" окажется выше глагола "ходить",который, в свою очередь, разместится над словами "прогуливаться", "брести","мчаться", "маршировать", "плестись" и "вышагивать". Кроме того, мы можеммаршировать торопливо или размеренно, прогулки совершать короткие илидолгие. Эти примеры отражают непрерывность пространства языка, существованиекрупного и мелкого масштаба, а также различия между неопределенностью языкаМилтона и точностью Метамодели.Рис. 8.3. Иерархия глаголов. Как правило, слова-действия связаны с точной, конкретной границейязыка, мелким масштабом, а абстрактные слова, номинализации, - с крупныммасштабом и обобщениями высокого уровня. Таким образом, мы можем описатьноминализацию как существительное, образованное от глагола действия,например: относиться - отношения общаться - общение любить - любовь уважать - уважениеБыть или не быть? Мы уже убедились в особой роли глагола "быть", который использовался ввиде тире в примере "Лорна - [есть] умная девочка". Судя по всему, появлениев предложении гиагола "быть" вызывает не меньше трудностей для понимания,чем применение абстрактных существительных. Вы можете без труда убедиться вэтом. Возьмите любую журнальную или газетную статью и подчеркните в ней всеслучаи фигурирования глагола "быть" и его аналогов. Не забудьте ограмматических временах, множественном и единственном числе, определяющихтире, синонимах ("представлять собой", "являться"), безличных выражениях истрадательном залоге. Сделав это, перефразируйте каждое отмеченное предложение так, чтобыисключить из него глагол "быть" и сохранить исходное содержание. Некоторыеслучаи окажутся очень простыми. Вместо "она была одинока" вы можете написать"она чувствовала себя одинокой", а вместо "он был хорошим пловцом" - "онхорошо плавал". При этом вы, в частности, сможете избавиться отстрадательного залога. Другие примеры могут вызвать у вас больше сложностей.С одной стороны, вам придется выйти за пределы привычных шаблонов мышления исловоупотребления, но, кроме того, у вас возникнут вопросы касательноподлинного смысла тех или иных утверждений. Например, всегда ли она была одинока, что она чувствовала, что с ней случилось? Согласилась ли бы онасама с таким определением? Возможно, это утверждение выражает только то, чтодумает о ней кто-то другой?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.235 (0.017 с.) |