Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические средства изменения

Поиск
Описанные языковые приемы НЛП предлагают вам мощные инструменты дляизменений. С опытом вы сможете уверенно пользоваться ими в любыхобстоятельствах. Не осознавая процесса перемен и вашего "участия" в нем,собеседники вряд ли окажут большое сопротивление. Как мы уже убедились, Метамодель восстанавливает связь языка спереживаниями. Вы можете использовать ее для того, чтобы: • собирать сведения; • уточнять смысл; • определять ограничения; • выявлять возможности выбора; • лучше формулировать результаты; • разрывать и даже устанавливать раппорт; • улучшать свои взаимоотношения; • решать проблемы; • добиваться важных озарений. Некоторые примеры, которыми мы пользовались на этом уроке и предыдущихзанятиях предполагают дальнейшее развитие возможных приложений моделейязыка. Вы можете опробовать их самостоятельно и наблюдать за полученнымирезультатами. Вы можете заметить, например, что, при обсуждении проблем собеседника сиспользованием вопросов Метамодели, у собеседника временами складываетсявпечатление, что проблема решается сама собой. Точнее говоря, этот человекдействительно сам решает проблему, переживая неожиданные прозрения. Посуществу, в этом процессе они создают новые нейрологические цепочки, которыеобретают новое содержание под влиянием ваших наводящих вопросов. Собеседникначинает видеть проблему с иной точки зрения, в новом свете. Это означает,что вы можете применять Метамодель как технику решения проблем. Для этоговам достаточно поставить вопросы Метамодели к "формулировке проблемы". Сдругой стороны, Метамодель поможет вам уточнить цели, поставленные на второмуроке, то есть подвергнуть формулировки результатов дополнительной проверке.Вы можете применять Метамодель и к себе, и к другим.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Не бывает неудач, есть только опыт

Начинающим нередко нужно время, чтобы понять языковые модели и освоитьих на практике. Если модель не дается достаточно долго, в мыслях человекамогут запечатлеться неприятные воспоминания, отмечающие очередную "неудачу".Однако период, когда что-то "не дается", образует неотъемлемую часть самогопроцесса обучения (особенно в тех случаях, когда вы хотите поднять новыенавыки до уровня неосознаваемой компетентности). Вспоминайте этупресуппозицию, когда вас одолевают сомнения. Даже если то, что вы делаете,не приносит ожидаемого результата, вы, по меньшей мере, накапливаетеполезный опыт. Этот принцип относится не только к общению, но и ко всем прочим сферамжизни. Если вы меняете свое поведение, чтобы изменить их результат и современем достичь желаемой цели, меняется и весь смысл того, что сначалаказалось вам неудачами. Пробные попытки неразрывно связаны с самой сущностью процесса, процесса обучения. Эта пресуппозиция перекликается счетырехступенчатой моделью успеха (см. второй урок): 1. Решите, чего вы хотите. 2. Сделайте что-нибудь. 3. Посмотрите, что получится. 4. Меняйте подход, пока не добьетесь желаемого результата. Эта модель подразумевает, что вы не всегда добиваетесь желаемого спервой попытки, но вполне можете воспринимать подобные "неудачи" какполезный "опыт", который поможет вам рано или поздно достичь намеченногорезультата. Метамодель обладает большим преимуществом: она обеспечиваетпрекрасную обратную связь и приносит много опыта.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

• Составьте список тех случаев из прошлого, которые вы считаетенеудачами (судя по своим ощущениям в то время и сейчас). Поразмышляйте отом, чему вы научились благодаря тем событиям и как этот опыт может помочьвам достичь текущих целей. • Выберите те конструкции Метамодели, которые, по вашему мнению,вам удастся легко распознать, и старайтесь замечать их в повседневномобщении. Как и в случае модели Милтона, не старайтесь запоминать формальныеназвания этих конструкций. • Убедившись, что без труда выявляете эти конструкции, придумайтереакцию на них, основываясь на приведенных в этой главе примерах, новидоизменяя их в зависимости от обстоятельств. На этом этапе не высказывайтесвои вопросы вслух. Преждевременное, незрелое применение вопросов Метамоделиможет испортить ваши взаимоотношения с окружающими! Сначала почувствуйтеуверенность в себе, укрепите свои знания о конструкциях и возможных откликахна них. • Вспомните любую проблему или сложность, которую вам нужноразрешить. Сформулируйте ее, то есть запишите простыми, привычными словами,а затем примените к проблеме вопросы Метамодели (видоизменяйте подходящиевопросы и пропускайте те, которые выглядят неуместными). Мысленнопредставьте, что отвечаете на вопросы человека, который ознакомил вас с этойпроблемой в реальной жизни. Обратите внимание на то, как проблема постепенновырисовывается все яснее, а ее формулировка уточняется. Будьте готовы кнеожиданным озарениям, хотя они, скорее всего, придут не сразу, а немногопогодя, когда вы хорошо обдумаете проблему.

УРОК ОДИННАДЦАТЫЙ

ДАВНЫМ-ДАВНО, ВО ВРЕМЯ ОНО...

В этой главе:

• Простые и сложные метафоры

• Метафоры как средство общения

• Слабые стороны пользования метафорами

• Разработка сложных метафор

Метафора указывает на нечто другое, имеет иное, небуквальное значение.По существу, она помогает понять что-то малопонятное в терминах известного,того, что нам знакомо. Например, выражение "Джон - "молоток"!" сообщает намнечто о Джоне, а "Ребенок - просто картинка!" - о малыше. В целяхдоступности изложения мы на время позабудем о школьных уроках грамматики ипока что не будем отличать метафоры от сравнений ("Джон похож на молоток").Приведенные утверждения позволяют нам лучше узнать Джона и ребенка, так какмы уже кое-что знаем о молотках и картинках. Кроме того, метафоры предлагаютособый взгляд на события и поступки. Сегодня мы подробно поговорим ометафорах и их немаловажной роли в общении.

ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ МЕТАФОРЫ

В НЛП в понятие "метафора" включаются сравнения, аналогии, аллегории,шутки, иносказания и сюжетно организованные рассказы. Любое из этих средствможно применить для улучшения общения, решения проблем, выявлениявозможностей и достижения других полезных результатов. Фразы "Джон - "молоток"!", "Этот учитель - просто мечта", "Учебный годбыл настоящим марафоном" - примеры простых метафор. Они помогают экономитьслова и делают нашу речь более запоминающейся, живописной. Удачная метафораспособна вызвать воодушевление либо, напротив, остудить пыл, так каксобеседник связывает ее с соответствующими мысленными образами. Корочеговоря, метафора помогает эффективнее достигать намеченного результатаобщения. Многие простые метафоры и сравнения превратились в устойчивые клише ипотому уже мало способствуют общению. Например, выражение "белый, какпростыня" возникло в те времена, когда еще не было цветного постельногобелья, и, следовательно, в наши дни почти лишилось метафорическогосодержания, а представителям молодого поколения может и вовсе показатьсябессмыслицей. Сходным образом фразы "льет, как из ведра" или "сам черт неразберет" остаются вполне понятными для тех, кто хорошо с ними знаком, номогут вызвать совершенно непредсказуемые ассоциации у другого человека, невстречавшегося с подобными оборотами речи. При этих оговорках устойчивыеклише все же могут значительно обогатить ваш арсенал общения, сделать языкболее живым и красочным. Впрочем, какими языковыми средствами вы бы нипользовались, пусть они не отвлекают вас от намеченного результата. НЛП чаще имеет дело со сложными метафорами: аналогиями, аллегориями исюжетами. В частности, мы пользуемся историями с несколькими смысловымиуровнями. Они не всегда охватывают какое-либо четкое содержание и, скорее,призваны раскрыть и активизировать еще не доступные ресурсы слушателя. Вцелом, сложные метафоры стимулируют мышление. В некоторых случаях онивовлекают в поле рассмотрения проблему, ранее не известную ни рассказчику,ни слушателю, так как обращаются непосредственно к подсознанию. Сюжетныйрассказ беспрепятственно отвлекает осознающий разум и вызывает переход в"даунтайм". Кроме того, он помогает избежать преждевременной критики ирационализации. В терапии метафоры помогают вызывать транс и общаться с погруженным втранс пациентом. В повседневном общении и простые, и сложные метафорыспособны передать желаемое содержание, не вызывая обид, споров и возражений.В некоторых обстоятельствах они могут перевести человека на невероятныеуровни творческих взлетов и способствовать решению самых трудных задач. Метафоры стимулируют правое полушарие, целостное мышление. В отличие отабстрактных языковых конструкций и номинализаций, они возбуждают воображениеи легко превращаются в зрительные образы и прочие чувственные ощущения.Каждый из нас способен мысленно увидеть, услышать и ощутить "молоток". Этонамного проще, чем вообразить себе понятия "молодец", "парень с характером"и другие номинализированные описания личности. Метафора возводит мосты между"картами" мышления. У каждого она может вызывать разные ассоциации, но любоеиспользование слов с большой сенсорной нагрузкой повышает наши шансы навзаимопонимание. Помимо прочего, мы ассоциируем метафоры с подсознательными мыслями и, вчастности, с тем, что происходит, когда мы "вынашиваем" решение проблемы, необдумывая ее осознанно. Обычно это происходит, когда мы думаем о чем-тосовершенно другом. Подсознание как бы пытается связать текущие проблемы итрудности с любыми событиями из обширной базы данных, предоставляемых самойжизнью, едва лишь в них содержится хоть намек на подсказку. При этомметафора играет роль связи, катализатора ассоциации, "резонатором" этогозагадочного мыслительного процесса. Она как бы "предлагает" прозрения осознающему разуму, от которогозависит поиск решений и перемен. Итак, не следует недооценивать значимость метафор не только в изящнойсловесности, но и во многих сферах достижения "человеческого совершенства".Великие учителя и знаменитые ораторы умели передать с помощью простыхисторий и на их примере глубочайшие истины, оказывать влияние на слушателей,воодушевлять их. Во многих культурах особое место занимает традиция устногосказительства как для детей, так и для взрослых. Наконец, именно метафорыподтолкнули многих ученых к величайшим открытиям и изобретениям. Как ни печально, в последние десятилетия мы позабыли об искусствеметафор и устных повествований. На Западе их место заняли радио, телевидениеи эрзац-культура, характерная для нынешнего образа жизни в ускоренном темпе.Впрочем, любой из нас может заново освоить искусство образного,метафорического повествования. Помимо одной лишь функции развлечения,метафоры суть мощное средство общения и обучения, приближения и ускоренияположительных перемен. Слова "Давным-давно, во время оно..." почтинезамедлительно переводят большинство из нас в подобие транса, заставляютподсознание раскрыться и делают это намного действеннее, чем более"объективные", формализованные формы общения.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.013 с.)