Решение проблем и другие применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение проблем и другие применения



Давайте применим эти вопросы к одному простому примеру: "Ядействительно хочу получить повышение". Пользуясь схемой, спросим: • Что случится, если вы получите это повышение? • Что не случится, если вы получите это повышение? • Что случится, если вы не получите это повышение? • Что не случится, если вы не получите это повышение? Эти вопросымогут выявить самые разнообразные побочные сложности. Как мы уже знаем,последний, самый запутывающий вопрос часто поднимает на поверхность прежденеосознававшиеся аспекты намеченной цели. Воспользуйтесь этими вопросами,чтобы начать диалог сознания с подсознанием. Так вы увеличите свои шансыпонять, что именно значит для вас этот результат. Декартовы вопросы можно также применять к деловым целям и задачам целойорганизации. По меньшей мере, они помогут вам прояснить неясные, неточныецели. Кроме того, вполне вероятно, что они помогут глубже понять те цели,достижение которых требует продолжительных усилий.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Обсуждая вопрос выбора целей, мы уже несколько раз сталкивались сважностью системы ценностей. Теперь вам пора подумать о том, как определитьи понять свои ценности, как они влияют на ваши цели и результаты. Послеэтого вы начнете рассматривать намеченные результаты в свете своей системыценностей, убеждений и прочих составляющих механизма мышления. Это принесетдополнительную ясность и станет важной проверкой экологичности той или инойцели. Кроме того, вы можете обнаружить, что понимание самого себя приноситдополнительные преимущества. В этом разделе мы поговорим о том, какнаучиться выявлять отдельные ценности, располагать их в порядке важности, апри желании даже менять.

Ценности

Ценности - это то, что важно. Спросите себя: "Что я считаю важным?"Ответ отразит ваши представления о том, что вы считаете подлинным, в чемубеждены, во что верите. Мы часто пользуемся понятиями "система ценностей" и"система убеждений" как синонимами. Например, слова: "Я считаю, что бытьчестным очень важно" (ценность) практически означают "Я верю в честность"(убеждение). Иногда связи бывают не такими прямыми: "Начальники заботятсятолько о себе" (убеждение) соседствует с представлением: "Ты должензаботиться прежде всего о своих интересах" (подразумеваемая ценность) или:"Мы должны покончить с расовой дискриминацией в этой организации"(убеждение, основанное на ценности всеобщего равенства). Убеждения и ценности складываются у нас на протяжении всей жизни. Вкачестве фильтров мышления они оказывают неотступное влияние на любоепредставление о внешнем мире, воздействуя таким образом на все намеченныенами результаты и принимаемые решения. Коротко говоря, они полностьюуправляют нашей жизнью, становятся мотивами поступков, определяют нашидостижения. Они влияют на то, как мы воспринимаем сами себя (своюиндивидуальность) и развиваемся как личности. Они помогают нам строитьиндивидуальную карту мира и действительности.

Выявление ценностей

Вы можете связать свои ценности с конкретными целями, намеченными навтором уроке. Спросите себя: "Чем важен для меня этот результат? В какихобстоятельствах и ситуациях?" Пользу может принести применение этих вопросовк различным сферам вашей жизни, что поможет вам не забыть о менее очевидныхцелях. В этом процессе вы можете выявить противоречащие ценности (связанные,например, с работой и личной жизнью). Такие вопросы часто поднимают наповерхность то, что вы ощущали уже давно. Задумайтесь, например: • о своей работе и карьере; • о своей семье; • о своей общественной жизни; • о своих увлечениях; • о своих интересах; • о своем саморазвитии; • о духовных запросах и о своем предназначении; а также о всех прочих сферах жизни, которые вы можете выделить. В частности, в отношении работы вы можете задать себе, к примеру, такиевопросы: "Чем важна для меня карьера медсестры (бухгалтера, водопроводчика ит. п.)?" или: "Чем важна для меня работа в "А-Бэ-Цэ Лимитед"?". Ответы могутбыть такими: "стабильностью", "уважением окружающих", "общением с людьми","возможностью помогать другим", "заработком" и т. д. В этих ответахотразятся ваши ценности. Старайтесь давать ответ как можно более лаконичный.Сама необходимость найти верное слово может заставить вас серьезнопересмотреть этот элемент системы ценностей. Некоторые слова начнутповторяться, и очень скоро вы составите целый список своих ценностей.

Иерархия ценностей

Просматривая список ценностей, на каждой из них задавайте себе вопрос:"Почему я считаю это важным?" Ответы могут включать в себя другие ценности,о которых вы первоначально не задумывались. Заодно вы уточните ужевыявленные ценности и вскоре сможете ощутить в них определенную иерархию,расположить в порядке важности. Вы можете оценить степень важности ценностей простым вопросом: "Какиеиз них я считаю самыми важными?" Выбрав часть из них, задайте тот же вопроспо отношению к перечисленным в оставшихся пунктах. В конце концов выполучите упорядоченный список. Уточните иерархию, сравнивая соседние пункты:"Что важнее -это или это?" Например, какое место для вас занимает"честность" по отношению к "верности"? Вскоре вы сможете окончательнорасположить ценности по иерархии их важности. Вы можете обнаружить, что труднее всего иметь дело с так называемыми номинализациями: такими абстрактными понятиями, как "самостоятельность" или"надежность". Чтобы прояснить степень их важности, попробуйте формулироватьвопросы в конкретном контексте. Например: "Что бы я выбрал, если бы могвыбирать между работой, предоставляющей независимость, и стабильнойдолжностью?" Вообразите оба варианта, и интуитивный ответ подтвердит степеньважности сравниваемых ценностей. Это помогает разуму сосредоточиться. Такие же вопросы можно применить к своим увлечениям в виде хобби и всемостальным сферам жизни. Вскоре возникнет определенная схема, так как общиеценности распространяются на все сферы жизни человека. Независимо отразмеров списка, лишь несколько важнейших ценностей оказывают влияние на то,достигаете ли вы своих целей и как это делаете. Теперь вы можете извлечьпрактическую пользу из полученного списка: сопоставить перечисленные в немценности с поставленными на втором уроке правильно сформулированнымирезультатами и относительно каждой цели задать себе вопрос: "Согласуется лиона с моими ценностями?"

Откуда берутся ценности

Определив свои ценности, вы сможете выявить их источник. Как онивозникли? Под влиянием вашей семьи или друзей, религии, школы, местажительства, финансового положения, средств массовой информации, учителя илидругого человека, к которому вы относитесь с уважением? Вы можете найти и другие источники своих ценностей. В одних случаях ихможно связать с конкретным человеком ("Я никогда не забуду, что она мнесказала...") либо временем и местом ("В тот миг, когда это произошло, ярешил, что..."). Хотя обстоятельства возникновения ценностей не так уж важныдля процесса их изменения, определение источника нередко подтверждаетслучайный характер их происхождения, а временами и малую значимость той илииной ценности для ваших текущих целей. С другой стороны, "родословная"ценности может, напротив, подчеркивать ее важность в текущихобстоятельствах. Коротко говоря, система ценностей предоставляет вам широкиевозможности выбора. Вы можете менять ее по своему желанию. Если вы сможетесогласовать свои цели с экологией ценностей, то тем самым вы повысите шансына достижение намеченных результатов.

Изменение системы ценностей

Вы можете вносить поправки не только в намеченные результаты, но и всобственную систему ценностей. НЛП всегда подчеркивает важность подобноговыбора. "Исторически" возникшие ценности и убеждения могли приносить вампользу в прошлом, но, пересматривая систему ценностей, вы предлагаете себевыбор, основываясь на текущих целях и ценностях. Времена и люди меняются.Научившись делать выбор как можно чаще, вы получаете контроль надобстоятельствами, над внутренними изменениями и их характером. Уважительноеотношение к чужим картам мышления означает, что вы с почтением относитесь ких собственному праву выбора. Вы можете менять свои ценности точно так же, как цели: "Это уже не кажется мне важным, а вот это (в данный момент)существенно". Кроме того, вы можете переставлять ценности в иерархии: "(Вданный момент) это выглядит менее важным, чем это". Мы действительноспособны менять систему ценностей и убеждений, но их устойчивость во времениозначает, что для перемен нам обычно нужно иметь очень веские причины.Иногда изменения ценностей происходят после серьезных перемен во внешнихобстоятельствах или образе жизни: появлении нового спутника жизни, сменыработы, переезда в другой город, несчастного случая или болезни. Однако выспособны менять свои ценности путем сознательной переоценки, котораяпроводится в рамках процесса выбора целей. Выявив сомнительную ценность ипоразмышляв над ее необходимостью, вы, вероятно, достаточно быстро внесете внее поправки или вообще отбросите, после чего ее место может занять другое,более полезное и воодушевляющее убеждение.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Человек - не его поведение

Однозначно отождествляясь со своим поведением, мы можем со временемпросто навязать его себе ("такой уж я человек"). Это может произойти даже втом случае, если наши поступки не отражают подлинную личность и системуценностей. Однако временами нам нужно четко различать свое поведение иличность. Вывод "я потерпел неудачу" может оказаться совершенносправедливым, но слова "я - неудачник" (обратите внимание на неявное в форметире присутствие глагола "быть"!), без сомнения, становятся лживойкарикатурой на личность. Пресуппозицию этого урока можно связать с изречением: "Цени человека, меняй его поведение". Наше от природы разнообразное иизменчивое поведение отражает все внешние обстоятельства, а также текущеесамочувствие и восприятие явлений в данный момент. Временами все мы начинаемвести себя так, словно "выходим из роли". С другой стороны, ваша личность, структура не менее сложная имногогранная, лишена преходящих характеристик поведения, то есть не меняетсямиг за мигом. Это значит, что вы можете дистанцироваться от собственногоповедения. Конечно, вы по-прежнему несете ответственность за свои поступки,но только не нужно приравнивать их к своей личности. Кроме того, вы способныменять и то, и другое: менять то, каким вы себя видите и как себя ведете.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

• Запомните Пресуппозицию в конце этого урока. Подумайте о техслучаях, когда вы говорили или делали нечто такое, что вам несвойственно.Вспомните случаи, когда вы вешали на другого человека "ярлык", исходя из егоединичных и вполне, может быть, случайных поступков. • Выбрав три правильно сформулированных результата из числанамеченных на втором уроке, проанализируйте их по Декартовой схеме, заодноотслеживая возможные перемены в вашем отношении к какому-либо конкретномурезультату. Не захочется ли вам внести в него поправки? Будьте готовы кпоявлению новых точек зрения на свои цели. • Выбрав определенную сторону жизни, составьте список связанных снею своих основных ценностей, пользуясь описанным на уроке процессом. • Выбрав определенную цель, связанную с той жз стороной жизни,подумайте о том, какое влияние оказывает на нее каждая ценность из списка,какие ощущения теперь вызывает эта цель и каким вы хотели бы видеть ееосуществление. • Вновь пройдитесь по списку своих целей, отмечая любые перемены всвоем отношении к ним. При необходимости вносите в цели поправки. Затемпопробуйте разместить их в порядке важности. Возвращайтесь к своему списку влюбое время и уделяйте особое внимание самым важным целям. Ощутите приятноечувство власти над собственной жизнью, целенаправленности. Не жалейте времени на мысленное переживание своих целей и результатов,старайтесь увидеть, услышать и ощутить их так, словно они уже достигнуты.Почувствуйте удовлетворение, которое они приносят. Это значит, что вы уженачали творить свое будущее. УPOK ЧЕТВЕРТЫЙ КАК ЗАВОЕВЫВАТЬ ДРУЗЕЙ И ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИХ

В этой главе:

• Подстройка

• Установка раппорта с помощью подстройки

Умение ладить с людьми обеспечивает успех практически в любой сфередеятельности. Если ваша работа связана с необходимостью совместногообсуждения, руководством коллективом и другими формами взаимной зависимости,вам непременно нужно уметь общаться. Впрочем, это умение необходимо каждомукак в узком семейном кругу, так и в широкой социальной сфере. Средству илимеханизму межличностного общения, обеспечивающему его нормальное протеканиеи продуктивность, дано наименование "раппорт". Хороший раппорт с другимчеловеком создает подходящие условия для действенного обмена мыслями имнениями. Это необходимо в торговле, при заключении договоров, насобеседованиях, консультациях и во всех остальных формах активного развитиявзаимоотношений. Умение общаться не ограничивается содержанием наших слов и жестами. Оноподразумевает более сложное и не всегда заметное взаимодействие. Временамираппорт устанавливается как бы сам собою, и формулу успеха в этих случаях мымогли бы назвать хорошим "сочетанием характеров": вы просто мгновенно"находите общий язык" с человеком. Можно, однако, столкнуться и спротивоположным: плохим сочетанием характеров. В этих случаях у вас можетвозникнуть желание держаться от этого человека подальше, только это невсегда возможно, в особенности если речь идет о взаимоотношениях, в семьеили на работе. В любом случае, при подобном подходе вы рискуете упуститьпотенциально значимые отношения. Пользуясь НЛП, вы сможете перейти к более зрелому и профессиональномуподходу. Став мастером эффективного общения, вы получите больше власти надсвоими взаимоотношениями и достигаемыми результатами. Вы по-прежнему сможетеполучать удовольствие от естественного раппорта (например, при общении состарым другом), научитесь поддерживать и ценить такой раппорт, не испытываянеобходимости в его улучшении. С другой стороны, вы сможете пользоватьсяприемами НЛП для установки раппорта в самых разнообразных обстоятельствах,особенно в тех случаях, когда он может не возникнуть естественным путем. Искусство установки раппорта может стать прекрасным средствомдостижения целей - темы предыдущих занятий. Успех часто требует убедитьдругих в состоятельности своей точки зрения: повлиять, убедить или оказатьвоздействие, чтобы добиться перемен. Конечно, любые цели, непосредственносвязанные с общением, должны удовлетворять шести принципам правильнойформулировки результата, о которых мы говорили на втором уроке. Однакопрочие цели тоже могут потребовать умения общаться (возможно, для достиженияпромежуточных результатов на пути к завершающей цели). В сочетании сразличными проверками результата, описанными в главах второй и третьей,эффективные приемы установки раппорта помогут вам общаться лучше идобиваться большего.

ПОДСТРОЙКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.008 с.)