Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке: понятие, методы оценки, проблемы обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке: понятие, методы оценки, проблемы обеспечения



 

Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Конкурентоспособность продукции (товара) можно определить 1) как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности его качественных (потребительских) и экономических (стоимостных) свойств (параметров), которые обеспечивают относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара;

Конкурентоспособность продукции- весомый критерий целесообразности выхода предприятия на внешний рынок, условие эффективного проведения внешнеэкономических операций и составляющая выбора средств и методов производственно-экспортной деятельности.

Конкурентные преимущества товара на внешнем и внутреннем рынках достигаются за счет производства нового вида с минимальными издержками на основе сбалансированного использования имеющихся ресурсов, позволяющего получить товар высокого качества с приемлемой ценой, который будет востребован покупателем и обеспечит товаропроизводителю стабильность получаемой прибыли и повышение эффективности производства.

Факторы конкурентоспособности товаров можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: институциональные (правовые, политические, экономические); степень приватизации и уровень конкуренции в отрасли и стране; конъюнктура рынка – соотношение между спросом и предложением, которые складываются под воздействием конкуренции, цен, НТП, структурных сдвигов в экономике, циклического характера воспроизводства, социальных, политических и природно-климатических факторов; особенности формирования цен на производственные ресурсы; формы и методы государственного регулирования экономики; уровень тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.

К числу внутренних факторов конкурентоспособности товаров необходимо отнести: качество товара, которое определяется стандартизируемыми показателями (назначения, надежности, эстетичности, эргономичности) и регламентируемыми показателями (экологичность, безопасность, патентно-правовое соответствие); цена приобретения товара потребителем, которая определяется себестоимостью продукции, налогами, прибылью, таможенными сборами и дополнительными затратами на транспортировку, монтаж и эксплуатацию приобретенного товара; соотношение цены и качества товара; нетоварные факторы (престижность фирмы, условия платежа, сроки поставок, уровень гарантийного и сервисного обслуживания товара); организация товаропроводящей сети и методов продвижения товаров на рынки.

Существует множество методов оценки конкурентоспособности товара: прямые и косвенные; методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции, и методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара; расчетные; эмпирические (формализованные) и экспертные (интуитивные) методы; матричные, графические и комбинированные (расчетно-матричные и расчетно-графические) методы и т.д.

Конкурентоспособность продукции должна рассматриваться как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения производителя.

Для потребителя важна эффективность потребления (Эп), определяемая как отношение суммарного полезного эффекта (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С). Следовательно, условие конкурентоспособности товара с точки зрения потребителя принимает вид:

Необходимой предпосылкой коммерческого успеха производителя является рентабельность его деятельности:

 

 

Поэтому для производителя конкурентоспособность должна рассматриваться как сравнительная прибыльность экспорта, характеризующая финансовые возможности ведения конкурентной борьбы.

Для оценки конкурен­тоспособности товара производителю необходимо определить внутреннюю структуру суммарного полезного эффекта и затраты, рассчитать величины каждого их элемента (параметра) и целенаправленно, выбрав определенную стратегию, влиять на них, максимизируя (или относительно повы­шая) показатель конкурентоспособности (К).

Полезный эффект (Р) каждого товара описывается набором потре­бительских товаров, которые подраз­деляются на «жесткие» и «мягкие».

«Жесткие» параметры описывают важные функции товара. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры и эргономические (связанные с техни­ческим исполнением изделия).

Особую группу «жестких» параметров составляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, норма­тивам, законодательным актам и т. д.

«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства то­вара (дизайн, цвет, упаковку и т. п.).

Определение набора потребительских параметров товараис­ходная точка анализа его конкурентоспособности. Далее необходи­мо эти параметры количественно определить. К числу наиболее приемлемых подходов к количественной оценке являются:

1. Органолептический метод, основанный на субъективном восприятии того или иного свойства объекта и выражении результата вос­приятия в цифровой (балльной) форме.

2. Квалиметрический метод, основанный на оценке изделия группой экспертов, ориентирующихся не только на непосредственное восприятие, но и на опыт работы на рынке. На основе обобщения высказанных мнений стро­ится общая количественная оценка «мягкого» параметра.

После количественной оценки всех известных потребительских параметров изделия, их переводят к сопоставлению с параметрами образца. Выбор образца является ответственным моментом анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов анализа.

Требования, предъявляемые к образцу:

- принадлежать к тому же классу товаров, что и анализируемое изделие;

- быть наиболее представитель­ным для данного рынка;

- основные параметры образца должны рас­сматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке;

- степень соответствия параметров анализируемого изделия параметрам эталона выражается как процентное отношение, исходя из того, что параметры эталона соответствуют полному удовлетворению потребностей.

По аналогичной схеме рассматриваются стоимостные параметры товара, отражающие элементы затрат покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления. Эти параметры называются экономическими, прямо или косвенно указывают на издержки, которые несет потребитель в момент покупки товара и в процессе его использования.

Размер экономических параметров определяется ценой изделия (C1), расходами на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7) и т. д. В совокупности все эти расходы составляют величину цены потребления (С):

 

 

Далее, как при определении цены, экономические параметры анализируемого изделия, сравниваются с аналогичными параметрами образца.

На основе сводных индексов конкурентоспособности по потре­бительским () и экономическим параметрам () строится общий пока­затель уровня конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу, отражающий различия между ними в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат:

 

 

,

 

где n - число количественно определенных анализируемых потребительских параметров;

– вес i-ого параметра, установленный группой экспертов.

 

,

 

где m – число анализируемых экономических параметров;

– вес j – ого параметра;

– параметрический индекс j – ого параметра.

 

где – значение j – ого экономического параметра товара;

- значение j – ого экономического параметра образца.

 

Если К>1, то анализируемое изделие превосходит по конку­рентоспособности образец, если К<1 — уступает, если К=1 — то находится на одинаковом уровне.

При оценке конкурентоспособности экспортного товара необходимо учитывать его жизненный цикл, который позволяет оценивать конкурентоспособность товара в динамике, что особенно важно при разработке товаров-аналогов и принципиально новых товаров.

 

Проблема повышения конкурентоспособности имеет несколько аспектов: технический, организационный, экономический, социальный, психологический, юридический (правовой), коммерческий. И хоть все они составляют единственную систему обеспечения конкурентоспособности продукции, существует соответствующая очередь в решении вопросов каждого из аспектов с учетом их важности:

1) ценовая политика относительно конкурентоспособности продукции;

2) инвестиционная политика государства относительно выпуска конкурентоспособной продукции;

3) налогообложение предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию;

4) кредитная политика государства и банковских структур относительно предприятий, которые выпускают конкурентоспособную экспортную продукцию, и относительно самой конкурентоспособной продукции (разработка, освоение, производство);

5) регуляция импорта продукции;

6) регуляция финансового учета;

7) антимонопольная политика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.012 с.)