Международная миграция трудовых ресурсов: сущность, причины, виды, экономические последствия (для стран иммиграции и эмиграции)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная миграция трудовых ресурсов: сущность, причины, виды, экономические последствия (для стран иммиграции и эмиграции)



 

Межд миграция раб силы-перемещение людей между странами со сменой пост места жительства с целью поиска работы.

Все межстранов перемещения раб силы сост эмиграц (выбытие за границу,экспорт раб силы) и иммиграцон-х потоков(прибытие из-за границы, импорт РС). Сущ-ет реэмиграция- возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

Клас-я форм миграции РС.

1.По направлению

- миг-я из развив-хся стран и стран с пер эк-кой в пром развитые страны;

- миг-я в рамках пром развитых стран;

- миг-я между развив-мися странами;

- миг-я высококвалиф раб силы из пром развитых стран в развив-еся страны

2. по тер-ому охвату

Межконтинентал. и внутриконтинентал.

3. по уровню квалиф-и мигрантов

высококвалиф-я и низкоквалиф-я

4. по времени

*безвозвратная(межконтинент)

*временная(внутриконтинент)

*сезонная(связанная с ежегод поездками на заработки)

*маятниковая(предусм ежедн поездки к месту работы за пределы своей стр)

5. по степени законности: легальная и нелегальная

Трад центры притяжения РС, сложившиеся еще в 18-19вв-стр Зап Европы,США,Австралия

Появились новые центры притяжения РС с конца 60-н 70-х гг 20в.Это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобыв-щие стр Ближнего Востока,(в этих стр доля иностр РС общ числ-ти рабочих = 80%.В ОАЭ-до 90%), страны Лат Америки,стр Африки, Россия.

Причины миграции:

1.неэк ф-ры(религиоз, этнич,семейные). В посл t серьезное влияние оказывают эколог, психолог и образ-культ ф-ры.

2. Эк:

- разл уровни эк развития стран, что вличет за собой разл ст-ть РС;

- состояние нац рынка труда. В слаборазвит странах нац рынок труда развивается в условиях высокой безработицы, что толкает людей к поиску работы в др странах;

- структ перестр-ка эк-ки. Так переход постсоциалист стран к рын эк-ке, сопров-йся либерализацией внешнеэк деят-ти привел к резкому росту V-ов межд миграции РС в этих стр-х;

- НТП, развитие кот сопров-ся ростом потреб-тей квалифиц РС;

- вывоз и ввоз К в страну, функц-е ТНК. Корпорации ТНК способ-ют соединению РС с К в разл странах, осущ-я либо движение РС к К, либо перемещают свой К в трудоизбыт регионы.

Послед-я миг-и РС для стран иммиграции (принимающих стран)

Позит. посл-я для эк-ки в целом:

1.в след-и притока иност раб-х, облад-х высокой мобил-ю, облегчаются структ отрасл и др изм-я в эк-ке;

2.иммигранты способ-ют омоложению нации;

3.достигается сущест-я эк-ия ср-в на обучение принимаемых раб-х и спец-в;

4.иммигранты расширяют емкость внутр рынка,↗ предл-е РС. Знач часть затрач-х ими денег вливается в эк-ку страны принимающей.

Позит посл-я для отд фирмы

- Иност РС оплачивается ниже, чем нац-я =>фирма снижает издержки на ЗП

Негат посл-я для стран принимающих:

*ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ↗ предл-я РС и огранич-ем раб мест для мест населения;

*происходит снижение цены на нац РС,т.к. ↗ предл-е РС на рынке;

*провоцируются конфликты между коренным населением и эмигрантами.

Посл-я для стран эмиграции (отдающей стр)

Позит:

1.эмиграция облегчает положение на нац рынке тр, снижает безраб-цу

2.из-за границы в страну возвращ-ся более квалиф обученные рабочие

3.переводы вал ср-в из-за рубежа для некот стран явл важным источн-м дохода страны, кот тоже может измеряться в млрд

4.при возвращ-и на родину мигранты привозят с собой МЦ и сбережения, соот-щие приблиз-но такую же сумму, что и их ден переводы.

5 в последнее время наблюдается тенденция к приобретению мигрантами за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательской деятельности

Негатив:

-стр теряет часть ТР в наиб трудоспос возрасте, в рез-те чего происходит старение ТР;

- теряются затраты на общеобраз и проф подготовку;

-происходит утечка умов, что видет к снижению эф-ти пр-ва, снижению науч потенциала страны, ухудшается кач-во РС.

 

 

Регулирование межстрановой миграции рабочей силы на национальном и международном уровне

Международный рынок рабочей силы – это перемещение людей через границы определенных стран со сменой постоянного места жительства с целью поиска рабочего места.

Международное передвижение рабочей силы складывается из эмиграционных и иммиграционных потоков.

Эмиграция – выбытие за границу (экспорт).

Иммиграция – прибытие из-за границы (импорт).

НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА:

Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее.

Государственное регулирование международной рабочей силы призвано защищать интересы мигрантов, научных работников, а также должно обеспечить взаимную защиту интересов самих стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

Государственная миграционная политика подразделяется на 2 вида:

Ø эмиграционную

Ø иммиграционную

Они имеют разные цели и методы регулирования.

Эмиграционная политика включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат.

Прямые методынацелены на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Косвенные методы включают:

1) Эмиграционную политику. Валютно-банковская политика поощрения валютных переводов из-за рубежа. Предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на переводы в иностранной валюте). Продажа рабочим мигрантам ценных бумаг, необлагаемых налогом.

2) Таможенная политика предполагающая таможенные льготы для возвращающихся эмигрантов.

Прямые методы:

1) Требования к субъектам трудовой миграции (фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам).

2) Экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынке зарубежных стран (например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции).

3) Структурная политика, основными элементами которой могут выступать:

А) Лимитирование выдачи заграничным паспортов.

Б) Запрет на выезд отдельных категорий работников, введение эмиграционных квот.

В) Установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования в стране.

 

Иммиграционная политика.

Она призвана защитить национальный рынок от неконтролируемого притока мигрантов, а также обеспечить рациональное использование их труда.

Различают 3 основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категории мигрантов.

1) Политика, базирующаяся на ограничении пребывания эмигрантов в стране (по количеству и срокам)

2) Политика, разрешающая проживание без определенного срока зачастую с правом въезда семьи.

3) Политика, предоставляющая право на получение гражданства.

Иммиграционная политика формируется из следующих основных инструментов:

1) Качественные требования к иностранной рабочей силе: наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности.

2) Возрастной ценз (от 20 до 45 лет)

3) Состояние здоровья.

4) Ограничения личного характера. Социальная «чистота» считается важным элементом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны.

5) Прямое квотирование импорта рабочей силы.

6) Финансовые ограничители (плата за право работать в данной стране).

7) Временные ограничители (разрешение на работу до 1 года или 3 лет).

8) Профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых и косвенных запретов. Непосредственный запрет в явной форме, если принимается закон, содержащий перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено и в косвенной форме, когда принимается перечень приоритетных профессий для въезда.

9) Национально-географические приоритеты. Они предусматривают льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. В США отдают предпочтение мигрантам из европейских стран, в Германии — евреям, немцам из Казахстана и Средней Азии.

10) Системы санкций, действующих в отношении незаконно трудящихся мигрантов, в отношении лиц, занятых незаконным импортированием рабочей силы, в отношении работодателей, незаконно использующих трудящихся мигрантов: здесь предусматривается лишение свободы, либо штраф.

11) Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудовых мигрантов на родину. Используются как правило следующие виды программ:

А) Программы материальной компенсации, которые предусматривают денежные выплаты эмигрантам за преждевременное прекращение их деятельности.

Б) Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину. Они основаны на специальной, профессиональной подготовке, позволяющей им быстро внедриться в экономику страны, гражданами которой они являются.

В) Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

Характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальному законодательству. Именно национальное миграционное законодательство.

 

НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ.

Международно-правовую основу для внешней трудовой миграции составляют Всеобщая декларация прав человека 1948 г, Международные пакты о гражданских, полит и др правах 1966 г, Заключительный акт совещания по безоп-ти и сотрудничеству в Европе 1975 г., Европейская конвенция по правовому статусу рабочих мигрантов и их семей (1977 г.), Конвенция по миграции рабочих в рамках МОТ (1978 г), Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Конвенция ООН о защите прав тpудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.).

Создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции:

1) Международная организация труда (МОТ).

2) Международная организация по миграции (МОМ).

3) Управление верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН. Занимается вопросами защиты беженцев, вопросами репатриации.

Кроме того, во многих межд орг-ях имеются спец подразд-я, кот занимаются вопросами миграции.

4) Комиссия ООН по народонаселению располагает соотв-м фондом, часть кот используется на субсидирование нац программ в области миграции населения.

5) В ЮНЕСКО (орган-я ООН по вопросам образования, науки и культуры) имеется служба, занимающаяся разработкой программ в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

6) Во Всемирной орган-и здравоохранения (ВО3) ООН есть соответствующая стр-ра, кот разрабатывает перечень требований к физ состоянию трудящихся-мигрантов и контролирует их соблюдение.

7) В Зап Европе деят-ю, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Аналогичное подразделение сущ-ет и в Организации эк сотрудничества и развития (ОЭСР): так называемая Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), кот в рамках орг-и координирует деят-ть нац эмиграционных служб.

МОТ была создана в 1919 году, а в 1946 году МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств.

Задачами МОТ являются:

1) Содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся.

2) Разработка миграционной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни.

3) Выработка международных правовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для отдельных государств при проведении миграционной политики.

4) Борьба с безработицей.

5) Гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни.

6) Защита детей и женщин.

7) Регламентация вопросов социального страхования и обеспечения.

8) Защита от проф заболеваний и несчастных случаев.

9) Организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционирует международный институт трудовых проблем в Женеве и международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине.

В структуру МОТ входят:

1) Международная конференция труда ¾ высший орган МОТ, законодательный орган.

2) Административный совет ¾ руководящий работой различными комитетами и комиссиями при МОТ.

3) Международное бюро труда ¾ информационный и консультационный орган.

Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций или установленных международных трудовых стандартов в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, соц. обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда и т.д.

МОМ образована в 1949 году, как Международная организация по делам беженцев (МОБ). Позже ее полномочия были расширены, и с 1989 года она была переименована в МОМ. В МОМ входит 126 государств (17 стран — наблюдатели). В рамках рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», предоставления экспертных услуг.

Основными функциями МОМ согласно уставу являются:

1) Осуществление упорядоченной и запрограммированной эмиграции граждан.

2) Перемещение квалификационной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран.

3) Организация передвижения беженцев.

4) Предоставление государством форума для обмена опытом, мнениями и сотрудничества.

5) В настоящее время МОМ регулирует не количественную сторону миграции, а качественную. Например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину и т.д. Также МОМ оказывает помощь беженцам.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.013 с.)