Свободные экономические зоны как фактор интенсификации международного сотрудничества: понятие, цели создания и виды, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободные экономические зоны как фактор интенсификации международного сотрудничества: понятие, цели создания и виды, проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь



Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

Цели создания с точки зрения государства:привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;развитие экспортной базы;импортозамещение;апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:освоение новых рынков сбыта;приближение производства к потребителю;минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;доступ к инфраструктуре;использование более дешёвой рабочей силы;снижение административных барьеров;развитие территории.

Классификация по функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения инвесторов в приоритетные для страны отрасли.

В соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, вступившим в силу 23 декабря 1998 года, СЭЗ – это часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычны, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В настоящее время в Беларуси действуют шесть свободных экономических зон: "Брест", "Гомель-Ратон", "Минск", "Витебск", "Могилев" и "Гродноинвест". Они представляют собой территории со специальными таможенными, регистрационными и налоговыми режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. Эти льготы распространяются на производство и реализацию импортозамещающих и экспортируемых товаров и услуг. Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации таких товаров, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. В последующем налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50% от общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12%. Резиденты СЭЗ освобождены и от налога на недвижимость. При реализации в республике импортозамещающей продукции собственного производства по перечню, утверждаемому правительством, налог на добавленную стоимость исчисляется по ставке 10%.

Несмотря на многочисленные льготы, среди резидентов СЭЗ велика доля убыточных предприятий: около 14%. В целом же по стране удельный вес убыточных организаций в январе-мае 2013 года составил 10,3% (а годом ранее — 7,7%). Правда, в январе-сентябре 2012 года зарегистрированные в СЭЗ предприятия увеличили выручку от реализации товаров и услуг в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
По состоянию на 1 октября 2012 года резидентами белорусских СЭЗ накоплено 814 млн. долл. иностранных инвестиций. Однако учитывая условие, что для получения статуса резидента свободной зоны и сопутствующих льгот предприятие должно привлечь не менее 1 млн. евро инвестиций и, что на данный момент в качестве действующих резидентов СЭЗ насчитывается 448 предприятий, можно увидеть, что каждое предприятие привлекло менее 1,5 млн. евро инвестиций. Таким образом, инвестиционный эффект от деятельности СЭЗ в Республике Беларусь в 2012 получился очень скромным.
Стоит добавить, что экспорт резидентов белорусских СЭЗ такой же одновекторный, как и у остальных предприятий страны. 80% экспорта резидентов белорусских СЭЗ приходится на Россию, еще 10% - на другие страны СНГ. И только десятую часть идущей на экспорт продукции резиденты СЭЗ поставляют в страны вне СНГ.

О развитии новых и высоких технологий на территории СЭЗ тоже говорить не приходится, хотя 15 лет назад такая задача ставилась. Основу экспорта резидентов белорусских СЭЗ составляют: пластмассовая тара, рыбные консервы, мебель и части к ней, синтетические волокна, колбасные изделия и мясные консервы.

Можно обобщить выше написанное и выделить ряд причин снижения рентабельности СЭЗ. 1.нестабильность существующей нормативно-правовой базы, т.е. государство должно быть последовательным в своих действиях и те правила, которые были установлены на момент регистрации резидентов, должны быть сохранены до конца. Если все же правила будут изменены, то этим самым будет нанесен удар по имиджу нашего государства; 2.высокий уровень и динамика трансакционных издержек. Зарубежным инвесторам приходится тратить много времени на осуществление различного рода финансовых операций, получение необходимой справочной информации, совершение документооборота и т.п., что нередко перекрывает выгоды от полученных льгот; 3.«недоразвитая» инфраструктура: дороги, связь, жилье, офисы; 4. отсутствие стимулов размещать на территории республики высокотехнологичные и наукоемкие производства, т.к. налоговые льготы не зависят от уровня применяемых технологий, и продукция в основном рассчитана на потребителя с низким или средним доходами, не предъявляющего высоких требований к качеству товара; 5. необходимость использования комплектующих белорусского производства для создания конечной продукции с целью получения льгот при недостатке сырьевых ресурсов в стране.

Несмотря на определенные позитивные результаты деятельности СЭЗ, их влияние на экономику Беларуси пока невелико. Более того, в последнее время обозначилась отрицательная тенденция снижения инвестиционной привлекательности СЭЗ. В связи с этим экономический механизм привлечения инвестиций в белорусские СЭЗ нуждается в совершенствовании, что придаст новый импульс их развитию в нашей стране, позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал и существенно улучшить результаты их финансово-хозяйственной деятельности. В частности, следует уделить особое внимание разработке госпрограммы развития СЭЗ на ближайшие 20-30 лет, определив их цели и задачи (экономические, социальные и т.д.), достижение определенных показателей в оговоренные сроки. Безусловно, что данная программа должна быть увязана с программами социально-экономического и инновационного развития страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.008 с.)