ТОП 10:

Основные международные валютно-кредитные и финансовые организации, участие в них Республики Беларусь (может что-то лишнее из этого?)



Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Международные финансовые институты преследуют следующие цели:объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики; осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование; совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

К организациям, имеющим глобальное значение, относятся специализированные институты ООН – МВФ и группа Всемирного банка. Всемирная торговая организация. Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Так, на Конференции ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развития развивающихся стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Валютные проблемы обсуждаются в Комитете по «невидимым » операциям и финансированию. Он занимается также проблемами мировой торговли, официальной помощи развитию, доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам и внешней задолженности.

Экономический совет ООН создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Парижкский клубстран-кредиторов - неформальное объединение развитых государств, где координируется политика урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних долгов. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, ВБ, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году конкретной страной. Парижский клуб принимает решения о пролонгировании кредита, реструктуризации задолженности, предоставлении новых кредитов, рекомендациях в адрес страны-должника. Сотрудничество Парижского клуба с другими международными институтами способствует координации политики стран-кредиторов по отношению к странам-должникам.

Лондонский клуб(с 1976 г.) - неформальная организация частных банков-кредиторов, где координируется их политика урегулирования внешнего долга стран-должников. Банковский консультационный комитет в составе представителей ведущих банков-членов Лондонского клуба разрабатывает принципы урегулирования частных внешних долгов. На регулярных заседаниях Лондонского клуба заключаются соглашения со странами-должниками о реструктуризации задолженности и мерах по возврату кредитов. Лондонский клуб сотрудничает с Парижским клубом и МВФ.

МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). В 2012 г. число стран - членов МВФ составляло 188. Местопребывание руководящих органов - Вашингтон (США). Имеются офисы в Брюсселе, Париже, Женеве, Токио и представительство при ООНв

Нью-Йорке.

Официальные цели МВФ:1)«способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»; 2) «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; 3) «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»; 4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; 5) предоставлять временно государствам-членам средства

в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Структура управления. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов).

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США).

Группа Всемирного Банка. Группа Всемирного банка (ВБ) - это специализированное финансовое учреждение ООН, в состав которого входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его подразделения: Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Первые три структуры ВБ выполняют функцию мирового банка развития, две другие призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в развивающиеся государства и страны, осуществляющие переход к рыночной экономике. Деятельность структур, входящих в ВБ, подчинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые задачи.

Международный банк реконструкции и развития- головная структура в составе группы, учрежден на основе Бреттонвудских соглашений одновременно с МВФ; деятельность начал с июля 1946 г.Ресурсы.Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. На оплаченный капитал приходится около 6% подписного капитала. Гарантийный капитал может быть востребован Банком в случае отсутствия у него средств для погашения своих обязательств. Однако подобных обстоятельств пока не возникало. Подавляющую часть ресурсов (до 95%) МБРР привлекает путем размещения облигаций на мировом финансовом рынке.Организационная структура МБРРпостроена по принципу акционерного общества. Количество голосов в органах МБРР определяется долей страны в уставном капитале, которая периодически пересматривается. Но это не вносит радикальных изменений в страновую структуру капитала и распределяемых на этой основе голосов. В МБРР наибольшее число голосов (16,87%) принадлежит США, обеспечивая им право вето при принятии важных решений, для прохождения которых необходимо 85% голосов. На втором месте по количеству голосов - Япония (8%), далее Германия (4,6%), Великобритания и Франция (по 4,4%).

Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет управляющих, состоящий из министров финансов или глав центральных банков, собирается на свои сессии для принятия важных решений один раз в год. Причем эти сессии проводятся совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это требование вытекает из того, что страны-члены Банка обязаны проводить свою финансовую политику в соответствии с уставом МВФ.Из 24 исполнительных директоров Банка 5 назначаются перечисленными выше странами, обладающими наибольшим количеством голосов. Остальные директора избираются по региональному принципу. Три страны - Китай, Россия и Саудовская Аравия, которым принадлежат по 2,85% голосов, представлены в Директорате своими представителями. На момент образования МБРР его членами были 38 стран, на июнь 2012 г. - 186. Банк неизменно возглавляет американский гражданин.

Международная ассоциация развития (MAP)была создана в 1960 г. МБРР и MAP управляются в соответствии с одними и теми же процедурами. У них общие персонал, штаб-квартира, они возглавляются одним президентом, исходят из единых критериев при отборе проектов. Однако если ресурсы МБРР формируются в основном за счет размещения ценных бумаг на мировом финансовом рынке, то источником ресурсов MAP являются взносы стран-участниц и прибыль МБРР. Это позволяет MAP кредитовать бедные страны, которым условия МБРР не подходят. Сроки погашения кредитов MAP составляют 20, 35 или 40 лет, включая 10-летний льготный период. Проценты не начисляются. Однако взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75%.На кредиты MAP могут претендовать страны, в которых доход на душу населения менее 875 долл. (критерий 2002 г.). Насчитывается 81 страна с таким доходом на душу населения. В них проживает 2,5 млрд человек, что составляет около половины населения развивающихся стран. Приблизительно 1 млрд человек тратит на свои нужды менее 1 долл. в день. Таким образом, MAP отводится важная роль в стратегии борьбы с бедностью. Все страны-члены МБРР имеют возможность вступить в MAP. Но не все реализуют это право. В 2012 г. из 186 стран-членов МБРР только 170 вступили в МAP.

Международная финансовая корпорация (МФК)создана в 1956 г. Она проводит иную стратегическую линию, чем МБРР и MAP. МФК призвана содействовать экономическому развитию путем оказания активной финансовой поддержки частному сектору. В своей кредитной деятельности МФК в отличие от МБРР и MAP не пользуется государственными

гарантиями, которые для кредитов МБРР и MAP обязательны. MAP берет на себя все риски. Поэтому отбор проектов проводится с особой тщательностью. Выделяемые МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта. МФК располагает более широким набором инструментов, чем МБРР. Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции

компаний. Но при этом Корпорация не стремится к закреплению своих прав собственности. Ее задача заключается в привлечении за счет своего авторитета частных инвесторов. Поэтому МФК регулярно обновляет структуру портфеля акций. МФК предоставляет также гарантии

по займам, оказывает консультативные услуги. Подобно МБРР, МФК основную массу ресурсов мобилизует на мировом финансовом рынке. Но ее финансовые возможности значительно

уже, чем у МБРР. Но, располагая сравнительно ограниченными финансовыми ресурсами, МФК выполняет важную роль катализатора инвестиционных процессов. МФК занимается анализом состояния фондовых рынков в странах с развивающимися рынками, регулярно публикует эти данные. Тем самым она способствует привлечению на них иностранных инвесторов.

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ)образовано в 1988 г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков. К ним относятся: экспроприация имущества инвестора, военные действия, политические катаклизмы, отмена конвертируемости валюты, невыполнение контракта вследствие правительственного решения. К инвестициям, которые могут быть застрахованы, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами; некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Обычный срок гарантий инвестиций 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% вложенных средств. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями. МАГИ также консультирует государственные органы в развивающихся странах по вопросам привлечения инвестиций, оказывает посреднические услуги при возникновении инвестиционных споров, занимается

распространением информации, организует международные встречи и переговоры.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г., содействует привлечению иностранных инвестиций, обеспечивая международные механизмы урегулирования инвестиционных споров в арбитражном порядке. Многие международные соглашения об инвестициях содержат ссылки на арбитражное разбирательство в МЦУИС. Центр занимается также исследовательской работой и публикацией материалов по

вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные инвестиции.

Европейский Банк Реконструкции и Развития.Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г.

Учредителями ЕБРР были 40 стран - все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе все европейские страны),

а также Европейский союз и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительствами Великобритании и Северной Ирландии и

ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР.Главная задача ЕБРР- содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой рыночной экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В настоящее время ЕБРР осуществляет свои операции в 27 странах Европы и Азии. В целях реализации основной задачи Банка - способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике - Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

• содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства;

• мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности;

• осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;

• оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;

• стимулирование развития национальных рынков капитала;

• оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;

• активное проведение операции природоохранного характера, а также направленных на обеспечение устойчивого развития;

• выполнение других функций, направленных на развитие вышеизложенных задач.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны соблюдать принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной

экономики.

Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по 2 представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации).

Международные региональные банки развития. Наряду с глобальным банком развития - группой Всемирного банка функционируют международные региональные банки развития

(МРБР - Межамериканский, Африканский, Азиатский) и специализированные банки. Они предоставляют кредиты и техническую помощь развивающимся странам в целях их социально-экономического развития. Причины и цели создания.Образование международных региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х гг. обусловлено рядом причин. Внутренние причины: 1) распад колониальнои системы, завоевание политической независимости, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии, их борьба за новый экономический порядок; 2) необходимость решения региональных задач, которые не всегда учитываются МВФ и группой ВБ; 3) привлечение кредитных ресурсов из разных, в том числе внешних, источников в целях кредитования проектов социально-экономического развития стран региона; 4) поддержка регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран. В числе внешних причин - заинтересованность развитых стран - нерегиональных членов МРБР в стимулировании экспорта в развивающиеся страны и сохранении их в сфере своего влияния. Различия и общие черты.Разница между этими банками обусловлена уровнем социально-экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями

их исторического развития. Вместе с тем региональные банки развития имеют общие черты.

Во-первых, эти банки преследуют в основном одинаковые цели - стимулирование экономического, а с 1990-х гг. и социального развития стран регионов (здравоохранение, образование, городское хозяйство, экология). Особое внимание уделяется борьбе с бедностью, особенно в Азии и Африке, где за чертой бедности живут более 1 млрд человек. МРБРподдерживает процесс региональной экономической интеграции и развитие частного сектора.

Во-вторых, примерно 1/3 членов банков развития - развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала и голосов банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР –Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР создан Африканский фонд развития (АФР,1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены Банка принимаются и развитые страны. В настоящее время группа АфБР включает, кроме банка АфБР, трастовый фонд Нигерии и субрегиональные организации (Банк развития государств Центральной Африки, Южно-Африканское сообщество развития, Западно- Африканский и Восточно-Африканский банк развития). Благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняется влияние развитых стран на региональные банки развития. Хотя по Уставу МРБР большинство голосов должно принадлежать региональным членам, их доля сократилась ныне до допустимого минимума (50,02%) в связи с увеличением нерегиональных членов. В-третьих, у МРБР в основном однотипные источники формирования пассивов (уставный капитал, выпуск облигаций, специальные и трастовые фонды) и кредитная политика.

Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:

1. Международного валютного фонда (МВФ)

2. Группы Всемирного банка, в том числе:

Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

Международной финансовой корпорации (МФК);

Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);

Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

3. Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

Взаимодействие Республики Беларусь с Международным валютным фондом

Республика Беларусь стала членом МВФ в 1992 году и внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около 393,4 млн. долларов США), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. долларов США).

На протяжении всего периода членства сотрудничество с Фондом было сфокусировано на реализации рекомендаций по проведению экономической политики в рамках ежегодных консультаций по Статье IV Статей соглашений МВФ.

Также совместно с экспертами МВФ в рамках оказания технического содействия проводилась работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности. Результатом совместной работы стало существенное развитие системы инструментов банковского надзора, макропруденциального анализа, стресс-тестирования кредитного риска и риска ликвидности.

В 1993 и 1995 гг. Беларусь пользовалась ресурсами МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований для поддержки программы экономических реформ Правительства.

В 1995 г. была одобрена программа «стэнд-бай», средства по которой были предназначены для реализации Правительственной программы реформ и экономического развития на 1995-1996 гг.

Конструктивный характер взаимоотношений с Фондом приобрел особую значимость в период мирового финансового кризиса.

В январе 2009 года Фондом утверждена программа «стэнд-бай», рассчитанная на 15 месяцев, в размере 2,46 млрд. долларов США. В июне 2009 года объем финансовой поддержки со стороны МВФ был увеличен до 3,5 млрд. долларов США.

В марте 2010 года Республика Беларусь завершила программу финансовой поддержки «стэнд-бай». В апреле Фонд перечислил последний транш стабилизационного кредита, общая сумма которого составила 3,5 млрд. долларов США.

Благодаря согласованным с МВФ стабилизационным мероприятиям, Беларусь успешно преодолела кризис, а исполнение экономической программы, как отмечено исполнительным директором МВФ В.Кикенсом на заседании Исполнительного совета директоров 26 марта 2010 года, является одним из самых лучших среди государств региона СНГ.

В своих отчетах Международный валютный фонд неоднократно подчеркивал, что реализация программы является положительной, отмечал соответствие курсовой и бюджетно-налоговой политики целям программы, фиксировал стабилизацию объемов экспорта, улучшение конкурентоспособности, рост доверия среди населения к национальной валюте.

Традиционно сотрудничество с Фондом продолжает реализовываться в сфере предоставления Республике Беларусь технического и консультационного содействия в области совершенствования подходов к формированию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, поддержанию финансовой стабильности. Взаимодействие с Фондом по указанным направлениям способствует адекватной оценке макроэкономической ситуации в Беларуси, а также позволяет согласованно решать структурные задачи по укреплению экономического роста.

Сотрудничество с группой Всемирного банка

В 1992 году Республика Беларусь стала членом организаций группы Всемирного банка. За период членства Советом Исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены шесть программ по сотрудничеству с Беларусью (1993 г., 1997 г., 1999 г., 2002 г., 2004 г., 2008 г.)

Сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществляется в рамках Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. С момента вступления Республики Беларусь в члены этой организации республике Банком выделено около 635,3 млн. долларов США на реализацию 10 проектов; около 13 национальных программ получили грантовую поддержку на общую сумму 18 млн. долларов США.

В настоящее время Банком реализуются в Республике Беларусь 4 проекта, направленные на повышение энергоэффективности, качества систем водоснабжения, эффективности обращения с отходами и улучшения инфраструктуры в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 250 млн. долларов США. В течение оставшегося периода действия Стратегии Банком предполагается выделение средств на сумму около 310 млн. долларов США, в т.ч. на проекты по обращению с твёрдыми бытовыми отходами, реконструкцию участка автомобильной дороги, реабилитацию районов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.

В декабре 2009 года Банком в рамках пересмотра программы кредитования и с учетом достигнутого республикой прогресса в области структурных реформ одобрен и выделен займ на цели развития в сумме 200 млн. долларов США. Займ поддерживает программу реформ, ориентированных на укрепление программ Правительства Республики Беларусь в усилении адресной социальной помощи бедным слоям населения, а также либерализацию цен, уменьшению регулирования и дальнейшее совершенствование налоговой политики для стимулирования инвестиций и восстановления устойчивого роста. Как отмечено директором отдела Украины, Беларуси и Молдовы Банка Мартином Райзером при одобрении Советом исполнительных директоров Банка займа: «К настоящему времени Беларусь накопила положительный опыт реализации проектов с группой Всемирного банка. Для Всемирного банка открылась возможность поддержать углубление структурных реформ в Беларуси. Мы надеемся, что договоренность, достигнутая с властями Беларуси, также послужит сигналом для частных инвесторов о том, что Беларусь становится более открытой».

По итогам проведенной в 2008 году Банком оценки системы государственных расходов и финансовой подотчетности государственная финансовая система республики продемонстрировала устойчивое функционирование и соответствует передовой практике в регионе Европы и Центральной Азии (ЕЦА)*. Беларусь имеет рейтинг выше среднего по 5 из 6 параметров в сопоставлении с 13 странами региона, а также рейтинг выше среднего по этим же параметрам в сопоставлении с 17 странами с верхним средним уровнем доходов по 4 регионам. Республика имеет хорошие показатели по достоверности, полноте и прозрачности бюджета, контролю исполнения и предсказуемости бухгалтерского учета и отчетности, а также внешнему контролю и аудиту.

 

 

24 . Открытая экономика: сущность, показатели оценки и проблемы обеспечения ее экономической безопасности, экономическая безопасность Республики Беларусь(нету окончания вопроса)

Увеличение открытости, т.е. степени вовлеченности страны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличения уровня обобществления производства по мере развития производственных сил. Существует два крайних типа хозяйства:

Автаркия (полностью замкнутое хозяйство) – экономическое образование, действующее по принципу самообеспеченности.

Открытая национальная экономика (полностью открытое хозяйство) – экономика, находящаяся в состоянии взаимодействия с внешним миром.

Открытая национальная экономика – это экономика торгующая, осуществляющая платежи, ввоз и вывоз капитала.

Иными словами, она интегрирована в мировое хозяйство, достаточно полно реализует преимущества МРТ и активно использует различные формы мирохозяйственных связей.

Открытость экономики предполагает движение между странами и фирмами капитала, технологий и трудовых ресурсов.

Критерий открытости экономики: наличие влияния внешней среды на динамику основных показателей экономического развития, а именно объём и темпы роста производства, состояние внутренних товарных рынков, занятости населения.

Для оценки открытости экономики в основном используется показатель, характерезующий степень вовлеченности страны в МРТ посредством экспорта:

I = (объём экспорта за год / величина годового валового продукта)*100% (экспортная квота)

Показатель, характеризующий степень вовлеченности страны в МРТ посредством импорта:

I = (объём импорта за год / величина годового валового продукта)*100% (импортная квота)

Индекс открытости национальной экономики:

Iоткр. = (( объём экспорта за год +объём импорта за год) / (величина годового валового продукта))*100% (внешнеторговая квота).

По степени открытости экономики выделяются три группы стран:

· Страна с относительно закрытой экономикой (доля экспорта в ВВП менее 10%)

· Страна с относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35%)

· Три промежуточных вида: 10%-19%, 20%-24%, 25%-34%.

Факторы, влияющие на степень открытости экономики:

· Величина годового валового продукта;

· Ёмкость внутреннего рынка;

· Транснационализация экономики;

· Развитие производственной кооперации;

· Обеспеченность национальной экономики природными и земельными ресурсами;

· Государственная политика.

Кроме того выделяют несколько уровней открытой экономики:

· Экспорт товаров и услуг

· Приток и отток капитала

· Движение валют

· Перемещение трудовых ресурсов

Существует множество теорий открытости экономики, основной целью которых является объяснение взаимодействий между национальными хозяйствами, сочетания их макроэкономической и внешнеэкономической политики, а в случае неравновесного состояния экономики – выработке стабилизационной политики. Эти теории представляют собой системы экономических категорий, объясняющих явление целиком, одновременно с этим существуют модели экономик, которые являются более узким понятием и отражают только одну сторону реальности.

К таким моделям относятся модель малой и большой открытой экономики, а также модели с фиксированным и гибким валютным курсом, с положительным и отрицательным сальдо платёжного баланса.

Когда национальная экономика открывается внешнему миру, наступает зависимость от внешнего рынка, что обусловливает её уязвимость. Национальная экономика вступает в финансовые связи с внешним рынком и подвергает опасности занятость, состояние национальной валюты и т.д. – возникает состояние экономической безопасности.

Открытость => Зависимость => Уязвимость => Экономическая безопасность

Экономическая безопасность – состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивы экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность связана с влиянием внешнеэкономических факторов на:

· Динамику национальной экономики

· Темпы роста валового продукта

· Состояние отдельных отраслей

· Уровень занятости

· Состояние национальной валюты

· Размер валютно-финансовых резервов и т.д.

Таким образом, можно выделить следующие социально-экономические издержки открытой экономики:

· Увеличение зависимости от экспортно-импортных операций

· Увеличение зависимости от внешних финансовых источников

· Ухудшение положения предприятий национальной экономики

Сокращение занятости и рост безработицы

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.025 с.)