ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования, современное состояние и перспективы развития



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение: этапы формирования, современное состояние и перспективы развития



Включает 27 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию.

ЕС был образован из трёх интеграционных сообществ – Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества в 1952 г.

Этапы:

1) Зона свободной торговли (1958-1966) – в соответствии с Римским договором 1957 были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлены общий таможенный режим и общая таможенная политика в отношении третьих стран. В 1963 было подписано Яундское соглашение, с которым ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Ливан, Сирия, Египет, Иордан) вступили в ассоциацию с ЕС. В 1965 три европейских сообщества приняли решение о слиянии. Создан единый аграрный рынок.

2) Таможенный союз (1968-1986) – использование преимуществ таможенного союза (в рамках стран-основательниц – Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов, Франции), а также внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. 1973 – вступили Дания, Ирландия, Великобритания. Начало 80-х – Греция, Португалия, Испания. 1972 – начало валютно-финансовой интеграции, «валютная змея» - введено совместное плавание валют некоторых стран ЕС. 1979 – начало функционирования ЕВС. Единая политика в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Научно-техническая политика сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике.

3) Общий рынок (1987-1992) – ликвидация последних барьеров на пути продвижения товаров и факторов производства на основе Единого европейского акта и документа о программе создания внутреннего рынка стран ЕС, подписанных в 1985.

Цели:

• устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание фи­нансовых лицензий;

• устранены национальные ограничения импорта промыш­ленных товаров из третьих стран;

• введены минимальные технические требования к стан­дартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

• открыты рынки государственных закупок для фирм дру­гих стран ЕС.

Переход стран ЕС к единой политике в отдельных отраслях – энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Ломейская конвенция 1989 г. расширила чис­ло развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматрива­ется свободное движение товаров, услуг, капиталов и лю­дей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обес­печения; создание единой правовой системы.

4) Этап экономического союза (с 1993). Маастрихтское соглашение 1992 – Договор о создании экономического и валютного союза, наиболее полной интеграции:

- валюты всех стран ЕС включаются в совместное «плавание» в рамках ЕВС;

- устраняются валютные ограничения;

- создаётся Европейский валютные институт и усиливается координация макроэкономической политики;

- взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта.

1 января 1999 года евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ). На данный момент в еврозону входят 17 стран.

Все остальные страны, кроме Швеции и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий.

Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны.

Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемой Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС.

С 2009 года валютный союз ослаблен продолжающимся долговым кризисом.

Европейский долговой кризис, или кризис суверенного долга в ряде европейских стран — долговой кризис, охвативший в 2010 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем охвативший практически всю зону евро. Источником кризиса называют кризис рынка гособлигаций в Греции осенью 2009 года.

· 1995 — четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции).

· 1999 — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002 года).

· 2004 — присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы,Кипра, Мальты.

· 2004 — подписание Договора о введении Конституции для Европы (в силу не вступил).

· 2007 — подписание Договора о реформе в Лиссабоне.

· 2007 — вторая волна пятого расширения (присоединение Болгарии и Румынии).

· 2009 — вступление в силу Лиссабонского договора.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

· Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

· Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

· Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.

Управление ЕС осуществляют 5 органов:

Европейский Совет— директивный орган, принимает решения: прямые выборы в Европейский Парламент; принятие новых членов; создание европейской валютной системы; с/х пол-ка; отношение к третьим странам.

Комиссия ЕС— исполни­тельный орган, имеющий право представлять на утвержде­ние Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельно­стью аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.

Совет Министров— законодательный орган. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС;

Европейский Парламет— представительный, консульта­тивный и контролирующий орган. Принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов, заключения соглашений об ассоциации с развивающимися странами и со странами с переходной экономикой.

Суд Европейских Сообществ— высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реали­зацию основополагающих принципов ЕС.

ЕС – крупнейший экспортёр мира и второй по величине импортёр. Имеет большие запасы нефти и природного газа, однако при этом является и вторым по величине потребителем нефти, поэтому вынужден закупать её.

В перспективе назревают проблемы:

- ослабевает качество управления на уровне ЕС из-за большого количества государств;

- у ЕС нет примерного видения стратегических целей развития (основные цели уже достигнуты);

- низкая эффективность модели развития многих стран;

- низкий уровень доверия между странами.

Укрепление нaднaционaльности в практике социально-политической и социокультурной интеграции ЕС осложняется и противоречивыми адаптационными процессами, связанными с расширением Евросоюза, включением в него новых государств и их граждан. Европа при всех интеграционных процессах все еще не едина. Она фактически разделена на «старую» (Германия, Франция и в меньшей степени Италия) и «новую» Европу (Восточная Европа, примкнувшая к Великобритании), придерживающуюся проамериканского вектора. Они различаются по целому ряду признаков исторического, социокультурного, регионального, уровня социально-экономического развития, этнонационального и иного характера. Расширение ЕС на Восток сопровождалось не только появлением в его составе множества экономически отсталых регионов, но и увеличением числа государств с существенными внутренними различиями.

Одной из серьезнейших проблем, стоящих перед Евросоюзом с точки зрения формирования единой европейской идентичности, без которой весьма трудно говорить о федеративном супергосударстве и даже о конфедерации, является выравнивание уровня жизни всех народов входящих в Союз государств.

Уязвимые места проектов политической интеграции воочию обнаружились в период так называемой «арабской весны» 2011 года, когда в Европу хлынула волна беженцев, вернее нелегальных иммигрантов из стран Северной Африки. Эта проблема приобрела такую остроту, что министры средиземноморских стран Европы - Кипра, Греции, Мальты, Франции, Испании и Италии, - на которые пришелся основной поток иммигрантов, сочли целесообразным собраться 19 апреля 2011 года в Никосии и выработать общую позицию по этой проблеме перед саммитом ЕС, который прошел в Брюсселе 12 мая. Решение Италии о выдаче беженцам из Африки, скопившимся на острове Лампедуза, разрешения на пребывание в Шенгенской зоне вызвало протесты других стран. А Франция закрыла свои границы с Италией.

Эти и связанные с ними события вынудили руководство Еврокомиссии признать возможность временного восстановления пограничного контроля в зоне действия Шенгенского соглашения.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.007 с.)