Интеграционные процессы на пространстве снг: Состояние, проблемы, перспективы развития и участие в них РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы на пространстве снг: Состояние, проблемы, перспективы развития и участие в них РБ



Содружество Независимых Государств (СНГ, 1991) — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. На данный момент в состав СНГ входят: Азербайджан, Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. 19 марта 2014 года РНБО приняла решение о выходе Украины из состава СНГ.

Основной целью образования СНГ являлось установление зоны свободной торговли. Кроме этой цели, были отмечены следующие:

- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

- обеспечение прав и свобод человека и др.

Наибольший удельный вес во взаимной торговли государств – участников СНГ по прежнему приходился на Беларусь, Казахстан, Россию и Украину – 95 %. Доля остальных государств – участников СНГ во взаимной торговле не велика и колеблется от 0,7 % в Армении до 2 % в Азербайджане.

Основные проблемы:

1)большая часть намеченных мероприятий, особенно в сфере экономической интеграции, в последние годы просто не была выполнена;

2)серьезное различие в этапах реформ в отдельных странах, что диктует расхождение, а иногда и противоположность экономических интересов внутри СНГ;

3)потери от усилившейся контрабанды и утраты таможенного контроля в результате свели на нет торговые выгоды и другие проблемы.

Основными путями решения данных и других проблем предусматривает План интеграционного развития Содружества, предусматривающего:

- принятие Концепции экономического интеграционного развития СНГ;

- выработку проектов законов о транснациональных корпорациях, регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг, об акционерных обществах и ипотеке;

- создание основ единой методологии ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий;

- мероприятия по совершенствованию и расширению Таможенного союза;

- обработку условий вхождения в платежный союз и др.

На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина; Таможенный союз – Беларусь, Россия, Казахстан.

Союзное государство,1997 (также в прессе встречаются названия Союз России и Белоруссии (СРБ), Союзное Государство России и Белоруссии (СГРБ), Союз Беларуси и России, Союзное государство Беларуси и России) — политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Основная цель – создание Зоны свободной торговли (ЕЭП).

В полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Приоритетным направлением союзного строительства является формирование единого экономического пространства. Достаточно полно сформирована российско-белорусская нормативно- правовая база в экономической сфере: в 1992 году между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено Соглашение о свободной торговле, в 1995 году правительствами двух государств подписан Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и Соглашение о Таможенном Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 29 января 2001 года подписано межправительственное Соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. Основу экспорта России в Беларусь составляли товары минерально-сырьевой группы: нефть сырая и газ природный (58 %). Из общего объема экспорта 23 % занимают металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности и каучук.

В составе импорта в Россию из Беларуси преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности, каучук, текстиль, текстильные изделия и обувь.

Россия закупает 99,9 % всего объема белорусского экспорта мяса и мясных продуктов, 86 % молока и молочных продуктов, 91 % металлообрабатывающих станков, 76 % обуви, 70 % мебели, 85 % дорожной и строительной техники, 45 % тракторов, 75 % холодильников, 98 % телевизоров.

Проблемы интеграции:

1) при оценке процесса создания единой таможенной территории отмечается, с одной стороны, достаточно высокий уровень унификации, достигнутый двумя странами в данной сфере, с другой стороны, - тенденция замедления процесса согласования мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в России и Белоруссии в последние годы.

2) ухудшения условий доступа российских экспортеров на белорусский рынок путем использования количественных ограничений ввоза, импортного лицензирования, усложнения и удорожания таможенных процедур, создания технических барьеров, применения института специмпортеров. Ряд мер нетарифного регулирования применяется и российской стороной.

3)проблема преодоления различий систем налогообложения двух стран; действующая система налогообложения в Белоруссии в значительной степени продолжает носить фискальный характер в ущерб выполнению функций эффективного инструмента регулирования экономических и социальных процессов, что не соответствует российским подходам к реформированию в данной сфере. 4) введение в обращение на территории России и Белоруссии единой валюты, функции которой на первоначальном этапе должен выполнять российский рубль, предусмотренное Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г.5) различия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики двух стран, подходов к осуществлению кредитной эмиссии, определению функций центральных банков стран.

Основные пути решения проблем лежат в пересмотре основных целей и доктрины Союзного государства, в создании единого законодательства во многих сферах совместной деятельности и стремление унифицировать не только принципы построения единого экономического пространства, но и подходы к решению многих проблем в культурной и социальной сферах.

Таможенный союз (ТС)

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют Таможенный союз. И только 6 июля 2010 года начались процессы интенсификации экономических процессов Беларуси с Россией и Казахстаном.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Таможенный контроль на границах между этими тремя странами отменяется, таможенные процедуры и тарифы становятся едиными. Организация торговли с Россией и Казахстаном стала упрощенной, Беларусь получит свободный доступ на рынок в 170 миллионов покупателей.

Независимые экономисты отмечают, что Таможенный союз крепче привяжет белорусскую экономику к российской, усложнит ее торговлю с третьими странами, станет определенным препятствием на пути вхождения в Мировую организацию торговли, повредит интеграции с Евросоюзом.

Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Проблемы:

1) существование в Беларуси свободных экономических зон; право их образования принадлежит только Президенту, а льготы по каждой из них устанавливаются индивидуально;

2) совпадение по товарным группам российского, белорусского и казахстанского экспорта;

3) реэкспорт российских товаров с территории других стран ТС и др.

Несмотря на все проблемы, медлительность решения которых обусловлено малым временем существования Союза и не совсем до конца развитым законодательства в данном вопросе трех стран, ожидается, что образование единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономик стран-участниц.

Восточное партнерство

Восточное партнерство — проект, созданный Европейским союзом. Главная цель проекта — политическое и экономическое сближение шести государств-соседей Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины с Евросоюзом. Участие Беларуси в проекте Евросоюза "Восточное партнерство" будет в любом случае выгодно для страны, считают независимые эксперты. Рассчитывать на эту выгоду, однако, стоит только в долгосрочной перспективе.

Среди возможных привилегий для новых партнеров предполагается вовлечение их экономик в европейский рынок, присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети. Кроме того, говорится об уменьшении стоимости и постепенной отмене виз.

Проблемы и в таких моментах, как:

- демократия, качественное государственное управление и стабильность.Основой не результативности – отсутствие внутренней политической динамики в Беларуси, которая входит в основу ЕС.

- экономическая интеграция и сближение с секторальной политикой ЕС. Реальные дивиденды от экономического сотрудничества с Европейским союзом станут возможными для Беларуси лишь после принятия большинства стандартов внутреннего рынка ЕС. А это подразумевает существенные первоначальные материальные и временные затраты, на которые белорусское правительство пойти не готово.

- энергетическая безопасность. За год существования «Восточного партнерства» каких-то радикальных достижений в энергетическом сотрудничестве Беларуси с ЕС и восточноевропейскими партнерами не произошло.

- визовая политика ЕС в отношении Беларуси продолжает оставаться жесткой, несмотря на участие последней в «Восточном партнерстве».

Решение данных проблем требует более тесного согласования с ЕС и определения узких направлений развития в дальнейшем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.40 (0.01 с.)