Мировое хозяйство: сущность, основные черты, субъекты, этапы становления и особенности развития на современном этапе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировое хозяйство: сущность, основные черты, субъекты, этапы становления и особенности развития на современном этапе



Мировое хозяйство: сущность, основные черты, субъекты, этапы становления и особенности развития на современном этапе

 

Становление современной мировой экономики объективно было предопределено закономерностями развития производства и международного разделения труда, научно-техническим развитием, втягиванием в процесс воспроизводства все новых стран.

В 1 половине 19 в возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так произошло перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу 19-20 в, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития.

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на МРТ и других факторах производства. Он проявляется в международной торговле товарами и услугами.

Развитие мирового рынка привело на рубеже 19-20 в к интенсификации международных экономических отношений, которые постепенно стали выходить за рамки лишь межгосударственного обмена товарами. Так возникло мировое хозяйство. Отличие мировой экономики от мирового рынка заключается в том, что она проявляется не только и не столько через международное движение товаров, сколько через международное движение факторов производства и через возникновение экономики открытого типа. До настоящего времени не существует единого толкования понятия Мировая экономика в силу его сложности многоплановости. Наиболее часто встречается трактовка: Мировое хозяйство – совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой системой хозяйственных отношений (системой МЭО). Мировое хозяйство – система национальных хозяйств разных стран, объединенных МРТ, торгово-производственными, финансовыми, научно-техническими и другими взаимосвязями.

Во 2 половине 20 в большинство стран в той или иной форме стали придерживаться в своей экономической политике принципов открытой экономики, предполагающих не только активное участие стран в мировом рынке или хозяйстве в целом, но и межгосударственное регулирование экономических отношений. Мировое хозяйство вышло на новый уровень развития, который некоторые ученые называют международная экономика.

Основными чертами современного мирового хозяйства являются: 1) развитая сфера международного обмена товарами на базе международной торговли, 2) развитая сфера международного движения факторов производства в формах вывоза и ввоза капитала, рабочей силы и технологий, 3) международные формы производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах (в первую очередь в рамках ТНК), 4) самостоятельная международная финансовая сфера, не связанная с обслуживанием ни международного движения товаров, ни движения факторов производства, 5) система межнациональных и наднациональных государственных и негосударственных механизмов международного регулирования в целях обеспечения сбалансированности и стабильности экономического развития, 6) экономическая политика государств, исходящая из принципов открытости экономики.

Субъекты мирового хозяйства – хозяйствующие единицы, способные по своим финансовым и материальным возможностям организовать производственную деятельность в международном масштабе и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В настоящее время субъекты мирового хозяйства – национальные хозяйства (экономики), региональные экономические объединения (группировки), международные фирмы, международные организации, физические лица. В соответствии с международной системой национальных счетов субъектами мирохозяйственных связей являются частные лица и организации, осуществляющие международные экономические операции. С позиции принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

 

Международное разделение труда: сущность, факторы развития, виды, формы, показатели и современные тенденции

МРТ- разделение труда между странами в определённых количеств-х и качественных пропорциях, опосредованное обменом или МРТ- специализация отдельных стран на определённых видах производственной деятельности: товаров, услуг, результатах НТП, кот. реализуются на мировом рынке.

Виды МРТ

1. общее МРТ — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства- отраслевая специализация (пром-ть, транспорт, связь и т. п.). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные;

2. частное МРТ — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям- предметная специализация (тяжёлая и лёгкая промышленность, скотоводство и земледелие и т. п.).

3. единичное МРТ — специализация на изготовленииотдельных деталей, узлов, компонентов на стадиях технологического процесса- технологическая специализация.

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

Теорема Хекшера-Олина

Каждая из стран будет специализироваться на производстве техтоваров(экспортировать), создание которых требует значительных затрат факторов производства, которыми она располагает в относительном избытке и небольших затрат дефицитных для неё факторов. Избыток ресурсов означает дешевизну.Т.обр. в открытом виде экспортируется избыточные и импортируются дефицитные факторы производства т. е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует относительно более низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.Если в данной стране какого-либо фактора производства больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже, следовательно ,и относительная цена продукта, где этот фактор использовался в производстве в большей степени будет ниже, чем в других странах.Т.обр. и возникает сравнительное преимущество, которое определяет направление внешней торговли.

Парадокс Леонтьева

Леонтьев в сер. 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверкитеории Х—Олина и пришёл в выводам: в то время США обладали избыточным капиталом по отношению к избыточным ресурсам. Согласно т. Х-Олина США должны были быть импортёром трудоёмкой и экспортёром капиталоёмкой продукции.Однако Леонтьев показал, что в амер.экспорте преобладали относительно более трудоём., а в импорте капиталоёмкие .Последующие наблюдения подтвердили наличие данного парадокса не только для США, но и др.стран в послевоен.период(Япония, Индия). Дан.парадокс можно объяснить след.обстоятельствами, которые влияют на международную специализацию:

1) неоднородность факторов производства по степени наукоёмкости (так раб.сила развитых стран является более квалифицированной, её труд более сложный, чем труд работников др.стран и развитые страны экспортируют товары более высокой степени сложности, развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую затрат неквалифицированного труд )

2) Значительная часть прир. рес. могут участвовать в производственных процессах только в соединении с большим количеством капитала.Напр, в отраслях добывающей промышленности. Это объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых прир. рес., является капиталоёмким, хотя капитал в этих странах не является относительно избыточным фактором производства.

3) влияние на международ.специализацию гос.внешнеторговой политики.

 

Стратегия фирм, их структура и соперничество.

Внутренняя конкуренция вынуждает фирмы снижать цены, улучшать качество и обслуживание, создавать новые продукты и процессы.

На обстановку в стране существенным образом влияют случайные события и действия правительства.

 

 

Таможенный союз (ТС)

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют Таможенный союз. И только 6 июля 2010 года начались процессы интенсификации экономических процессов Беларуси с Россией и Казахстаном.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Таможенный контроль на границах между этими тремя странами отменяется, таможенные процедуры и тарифы становятся едиными. Организация торговли с Россией и Казахстаном стала упрощенной, Беларусь получит свободный доступ на рынок в 170 миллионов покупателей.

Независимые экономисты отмечают, что Таможенный союз крепче привяжет белорусскую экономику к российской, усложнит ее торговлю с третьими странами, станет определенным препятствием на пути вхождения в Мировую организацию торговли, повредит интеграции с Евросоюзом.

Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Проблемы:

1) существование в Беларуси свободных экономических зон; право их образования принадлежит только Президенту, а льготы по каждой из них устанавливаются индивидуально;

2) совпадение по товарным группам российского, белорусского и казахстанского экспорта;

3) реэкспорт российских товаров с территории других стран ТС и др.

Несмотря на все проблемы, медлительность решения которых обусловлено малым временем существования Союза и не совсем до конца развитым законодательства в данном вопросе трех стран, ожидается, что образование единого таможенного пространства будет стимулировать рост экономик стран-участниц.

Восточное партнерство

Восточное партнерство — проект, созданный Европейским союзом. Главная цель проекта — политическое и экономическое сближение шести государств-соседей Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины с Евросоюзом. Участие Беларуси в проекте Евросоюза "Восточное партнерство" будет в любом случае выгодно для страны, считают независимые эксперты. Рассчитывать на эту выгоду, однако, стоит только в долгосрочной перспективе.

Среди возможных привилегий для новых партнеров предполагается вовлечение их экономик в европейский рынок, присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети. Кроме того, говорится об уменьшении стоимости и постепенной отмене виз.

Проблемы и в таких моментах, как:

- демократия, качественное государственное управление и стабильность.Основой не результативности – отсутствие внутренней политической динамики в Беларуси, которая входит в основу ЕС.

- экономическая интеграция и сближение с секторальной политикой ЕС. Реальные дивиденды от экономического сотрудничества с Европейским союзом станут возможными для Беларуси лишь после принятия большинства стандартов внутреннего рынка ЕС. А это подразумевает существенные первоначальные материальные и временные затраты, на которые белорусское правительство пойти не готово.

- энергетическая безопасность. За год существования «Восточного партнерства» каких-то радикальных достижений в энергетическом сотрудничестве Беларуси с ЕС и восточноевропейскими партнерами не произошло.

- визовая политика ЕС в отношении Беларуси продолжает оставаться жесткой, несмотря на участие последней в «Восточном партнерстве».

Решение данных проблем требует более тесного согласования с ЕС и определения узких направлений развития в дальнейшем.

 

Баланс в условиях торговли

C началом торговли страна А, имеющая относительное преимущество и специализирующаяся поэтому на производстве товара 1, будет наращивать его производство сокращая производство товара 2. Точка производства на кривой производственных возможностей будет смещаться от точки С вниз. Страна В, имеющая относительное преимущество в производстве товара 2, будет увеличивать его производство, сокращая выпуск товара 1. Точка производства на кривой производственных возможностей будет смещаться от С‘ вверх. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока относительные цены в каждой из стран не сравняются (РС=РС‘). Новая относительная цена будет лежать в промежутке между РС и РС‘. Объем потребления товаров в сбалансированной экономике должен быть равен его производству, т.е. графически они должны пересекаться. Если D1 и D2- потребление товаров 1 и 2 , то

 

D1 × Р1 +D2 × Р2 =Р1× Q1 + Р2×Q2 = V.

 

Пусть РС = РС‘= 1. Допустим страна производит на 60 единиц больше товара 1, экспортирует его в страну В (вектор КN) и купит в стране В 60 единиц товара 2 (вектор NE). Страна В произведет на 60 единиц больше товара 2, экспортирует его в страну А (вектор К‘N‘) и купит там 60 единиц товара 1 (вектор N‘E‘). В результате кривая предельного уровня замещения, характеризующая спрос, в стране А переместится на уровень II и будет соприкасаться с прямой равновесной цены в точке E, где страна сможет потреблять на 20 единиц больше и товара 1 и товара 2. Поскольку кривая II располагается выше кривой I, возможности потребления обоих товаров страной А возросли. Аналогичные изменения произойдут и в стране В.

Равновесная цена во взаимной торговле достигается еще до того, как наступит полная специализация каждой из стран на производстве товара, в котором каждая из них имеет относительное преимущество. После того, как достигнута равновесная цена во взаимной торговле, дальнейшая специализация каждой из стран теряет экономический смысл: из-за возрастающих издержек замещения это оказывается дороже, чем покупать товар за рубежом.

 

18. Международное равновесие в модели общего равновесия МТ: понятие и методика определения

Общее (межд. равновесие) – одновременное уравновешивание спроса и предложения на товары во внутрен. и межд. торговле (на внутр. и мир. рынке).

Модель общ. равновесия в наст. время явл.гл. теорией, объясн. МТ. Взаимный спрос – показатель, синтезирующий спрос и предложение и показывающий какое количество импортного товара требуется стране, чтобы побудить продавать ей разл. кол-во др. товара на экспорт. Кривые взаимного спроса показ. точное соотношение м/ду парой экспортного и импортного товара, которое возникнет в рез-те торговли ими или, что то же самое кол-во товаров, которое страна будет экспортировать, будет импортировать при разл. относит. ценах.

Исходя из графиков, привед. в станд. модели МТ можно определить, какое кол-во страна будет экспортир. и импортир. при данной относит. цене.

Т.о. можно построить новый график, показ. взаимосв. м/ду объемами импорта и экспорта страны при различн. относит. ценах.

Т.о. кривая взаимного спроса устанавл. взаимосвязь м/ду экспортом и импортом. Аналогичным образом строят кривую взаимн. спроса для др. страны.

Объем МТ – разница м/ду внутр. пр-вом товра и его внутр. потреблением. Когда пр-во > потребления, страна экспортир., когда < – импортир., следовательно, если Q1 и Q2 – объемы пр-ва т.1 и т.2, а D1 и D2 – потребление, то Q1-D1 – экспорт т.1, а D2-Q2 – импорт т.2.

Поскольку теория МТ использ. понятие относит. цены, то в усл. общего равновесия импорт т.2 = экспорт т.1*его относит. цену, т.е. D2-Q2 = (Q1-D1)*P1/P2.

Как и в станд. модели МТ страна А производит и потребл. на уровне, соотв. точке А. После начала торговли ее потребление перемещ. в точку Е. Чтобы выйти на уровень потребления в точке Е страна продает 60 ед. т.1 стране Б и покупает 60 ед. т.2. При этом Р12 = 1 (относит. цена). Если перевести эту взаимосвязь м/ду объемом экспорта и импорта страны А на отд. графики, то в рез-те получ. точку Е на графике кривой взаимного спроса, показ. желаемый страной А объем экспорта т.1, для того, чтобы обеспечить желаемый ею объем импорта т.2.

Точка Е – точка взаимного спроса, показ. объем Э. и И. страны А при данной относит.цене.

Если относит. цена будет иной, то объем Э. и И. также изменятся. В данном случае, при падении Р12 до 1/2 страна А сможет потреблять в точке Н, экспортируя 40 ед. т.1 взамен на 20 ед. т.2.

При относит. цене ¼, ни Э., ни И. не будет. Найдя таким путем несколько точек взаимного спроса при различн. относит. ценах, можно построить кривую взаимного спроса для страны А. Для Б строят аналогично, с той только разницей, что на горизонтальной оси будет отложена потребность страны Б в И. т.1, а на вертикальной – ее желание экспортир. для этого т.2.

Кривая взаимн. спроса для страны А выгнута в сторону горизонт. оси, это свидет. о том, что страна А имеет относит. преимущество в пр-ве т.1. Чтобы побудить страну А эксп-ть больше т.1, его относит цена должна увеличиться. Кривая же для страны Б выгнута в сторону вертик. оси. Это свидет. о том, что страна Б иеет относит. преимущ. в пр-ве т.2. Чтобы побудить страну Б экспортировать больше т.2, его относит. цена должна снизиться.

Для обеспечения общ. равновесия Э. т.1 страны А должен быть равен И. т.1 страны Б, а И т.2 страны А должен быть равен Э т.2 страны Б, т.е. Q1 – D1 = D1’ – D2’; D2 – Q2 = Q2’ – D2’.

Кривые взаимного спроса страны А и Б показаны на одном графике и определ. все основн. параметры МТ. Данный график характеризует общее равновесие МТ, где Е = E’ – точки равновесия.

Угол наклона линии ОЕ представляет собой относительную цену, по кот. осущ. торговля м/ду странами (Р=1). Отрезок OG – это точное кол-во т.1 , экспортиров. страной А, импортир. Б. OG’ – точное кол-во т.2, импортир. страной А, экспорт. Б.

При любой другой относит. цене (Р=1/4;1/2; 2) кол-ва товаров 1 и 2, которые страна А и Б хотели бы экспортировать и импортир. не будут совпадать. Спрос превысит предложение или наоборот. Это заставит страны учесть взаимн. потребности и продвинуться к цене равновесия.

Заметим, что найденные с помощью модели общ. равновесия параметры МТ точно соотв. параметрам, определ. нами с помощью старой модели МТ.

Денежная теория ВК

Денежная теория ВК исходит из того,что ВК это прежде всего денежный феномен. На его основе деньги одной страны обмениваются на деньги другой, поэтому в долгосрочной перспективе уровень ВК зависит от спроса и предложения национальной валюты в каждой из стран. Денежная теория ВК: ВК национальной валюты определяется относительным спросом и предложением денег между 2мя странами. Предложение денег представляет собой выпуск денег в обращение денежными властями и их последующее расширение посредством денежного мультипликатора. Спрос денег пропорционален уровню цен, зависит от номинальной % ставки и от реальных доходов и показывает потребность в реальных денежных остатках. Таким образом закономерности спроса на деньги следующие: 1 повышение % ставки снижает спрос на деньги, а ее падение увеличивает этот спрос; 2 увеличение дохода увеличивает спрос на деньги.

Денежный рынок внутри страны находится в равновесии, когда внутренний спрос на деньги равен внутреннему предложению на деньги, определяет тем самым равновесную % ставку и соответствие ей размера денежных остатков. В краткосрочной перспективе рост денежной массы внутри страны при неизменности денежной массы зарубежом ведет к обесцениванию ее национальной валюты и наоборот. В долгосрочной перспективе увеличение денежной массы внутри страны при неизменности денежной массы зарубежом также ведет к обесцениванию ее валюты, но в большей степени чем в краткосрочной перспективе,что связано с инфляционными ожиданиями.

 

 

Экологическая проблема.

Как отмечает Всемирный Банк в Докладе о развитии мира в 1992 г., «защита окружающей среды является важной частью развития». Процесс развития без ее эффективной защиты будет подорван.В 70-х гг. XX в. экономисты и политики осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития.

Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушением и исчерпанием ресурсов.

Нет единого мнения о величине расходов на сохранение окружающей среды в различных видах экономической деятельности.

Но большинство специалистов согласны, что их необходимо учитывать при разработке политики развития.

Экспортный тариф.

Допустим, что малая страна производит и потребляет т.в Е, при этом линия Sd представляет собой прямую внутр.предлож-я, а линия Dd — прямую спроса. Страна открывается мир.торговле и обнаруж, что мир.цена на ее т(Pw) выше, чем ее внутр.цена. Поскольку мир.рынок может потребить неогранич.кол-во т.по цене Pw, кривая предлож-я будет представлена горизонт.прямой Sd+w, кот покажет объем т, производимого внутри страны и экспорт.намир.рынок. Рав-во спроса и предлож-я в условиях свободы торговли будет достигнуто в F, в кот.объемпредлож-я т.составит Q5, тогда как внутренний спрос на него — только Q1. Излишнее количество товара (Q5Q1,) экспортируется.

Правит-во решает ограничить экспорт с помощью тарифа. Т.к. речь идет о малой стране, факт введения ею эксп.тарифа не оказывает влияния на уровень мир.цен, кот.остается прежним. Это значит, что условия торговли страны не измен, экспорт т.становится менее приб.и производители возвращают часть т.навнутр.рынок, в рез-те чего внутр.цена на него падает на размер пошлины с Pw до Рw+t . Кривая совок.спросаперемещ-ся вниз на величину введен.тарифа на уровень Sd+w+t. При нов.уровне спроса рав-во внутр.предлож-я и совок спроса достигается в G, в кот.под защитой эксп тарифа внутр.потребл-е увелич-ся на Q1Q2,а внутрен.предлож-е падает на Q5Q4. Экспорт сокращ-ся с Q5Q1, до Q4Q2. В рез-те введения тарифа произошло увеличение внутреннего потребления и сокращение внутреннего производства товара, что, в свою очередь, привело к сокращению экспорта.

В случае большой страны, кот.введениемэксп.пошлин может влиять на уровень мир.цен, степень эффективности такой торговой политики в критич.степени зависит от правильного определения оптим.уровняэксп.пошлины. Доход от роста мир.цен на эксп.т.должен перекрывать чистые внутр потери, возникающие в рез-те введения эксп.пошлины. Крайним случаем эксп.пошлины является эмбарго экспорта. Частным случаем, приводящим к экон.эффектам, сравнимым с введением эксп.пошлины большой страной, является экспортный картель или иное объединение экспортеров. Они ставят задачу создания эффекта большой страны за счет монопольного положения на рынке определенного товара и одновременного введения пошлин на его экспорт.

II этап – осмотр

Осмотр товаров обычно начинается за неделю или за 10 дней до открытия торгов. Как уже указывалось выше, предварительный осмотр товаров является обязательным, так как по условиям аукционного торга в случае обнаружения дефектов в товаре претензии после покупки не принимаются. Осмотр товаров проводится в специальных помещениях, где размещаются отобранные от каждого лота образцы товаров. Покупатели внимательно осматривают эти образцы и делают в каталоге отметки о понравившихся им лотах и цене, которую они могли бы за них уплатить.

III этап – аукционный торг

Главным этапом аукциона является торг, который проводит аукционист совместно с ассистентами. Он начинается в заранее назначенный день и час в специально оборудованном помещении. Существуют несколько способов повышения цены: гласный и негласный.

Администрация аукциона вправе снять лот с аукциона, пока он не продан, без объяснения причин. Она также вправе снизить исходную цену, если никто из покупателей не пожелает поднять стартовую цену. После продажи всех лотов непроданные лоты могут быть снова выставлены для продажи. Существуют аукционы с понижением цен («голландские»). Они проводятся с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее установленные скидки. Партию товара приобретает тот, кто первый из участников скажет «да». Некоторые аукционы, ведущиеся с понижением и повышением цен, автоматизированы.

IV этап – оформление и исполнение аукционной сделки

Заключительный этап аукциона состоит в оформлении аукционной сделки и сдаче товара покупателю. Оформление сделки осуществляется администрацией аукциона на основании записей, сделанных помощником аукциониста. Во время аукциона или на следующий день администрация аукциона вручает покупателю контракты на купленный товар. На основании контракта выписывается счет, который оплачивается покупателем. Платеж за проданный на аукционе товар обычно осуществляется по частям: 30–35 % вносится при подписании контракта, а остальная сумма – при получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока. Если платеж не будет осуществлен своевременно, с покупателя может быть востребовано возмещение убытков.

Виды аукционов:

– по виду инициативы: принудительные (реализация конфиск.имущества) и добровольные;

– по составу участников: открытые (могут принимать участие все желающие) и закрытые.

Типы аукционов

Английский аукцион—покупатели предлагают за товар пошагово возрастающую цену.

Голландский— аукцион, на кот.торг начин-ся с очень высокой цены и ведется с ее понижением.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ (ТЕНДЕРЫ) — способ закупки т, путем выбора из предложений неск.поставщиков (подрядчиков) одного наиболее выгодного.

Торги бывают как открытыми, куда допускаются все желающие фирмы, так и закрытым. Организаторами торгов выступают обычно гос.орг-ции и учреждения, муниципалитеты, очень редко — крупные част.фирмы. В отличие от аукционов на торгах не всегда побеждает лицо, предложившее самые лучшие условия. Решение о победителе принимается не одномоментно. Победитель торгов вместе с подписанием контракта обязан предоставить заказчику гарантию его выполнения (5–10 % стоимости заказа) от первоклассного банка или страховой компании.

 

 

Иммиграционная политика.

Она призвана защитить национальный рынок от неконтролируемого притока мигрантов, а также обеспечить рациональное использование их труда.

Различают 3 основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категории мигрантов.

1) Политика, базирующаяся на ограничении пребывания эмигрантов в стране (по количеству и срокам)

2) Политика, разрешающая проживание без определенного срока зачастую с правом въезда семьи.

3) Политика, предоставляющая право на получение гражданства.

Иммиграционная политика формируется из следующих основных инструментов:

1) Качественные требования к иностранной рабочей силе: наличие сертификата об образовании, стаж работы по специальности.

2) Возрастной ценз (от 20 до 45 лет)

3) Состояние здоровья.

4) Ограничения личного характера. Социальная «чистота» считается важным элементом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны.

5) Прямое квотирование импорта рабочей силы.

6) Финансовые ограничители (плата за право работать в данной стране).

7) Временные ограничители (разрешение на работу до 1 года или 3 лет).

8) Профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых и косвенных запретов. Непосредственный запрет в явной форме, если принимается закон, содержащий перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено и в косвенной форме, когда принимается перечень приоритетных профессий для въезда.

9) Национально-географические приоритеты. Они предусматривают льготы определенным этническим группам при въезде и трудоустройстве. В США отдают предпочтение мигрантам из европейских стран, в Германии — евреям, немцам из Казахстана и Средней Азии.

10) Системы санкций, действующих в отношении незаконно трудящихся мигрантов, в отношении лиц, занятых незаконным импортированием рабочей силы, в отношении работодателей, незаконно использующих трудящихся мигрантов: здесь предусматривается лишение свободы, либо штраф.

11) Программы репатриации, призванные стимулировать отток трудовых мигрантов на родину. Используются как правило следующие виды программ:

А) Программы материальной компенсации, которые предусматривают денежные выплаты эмигрантам за преждевременное прекращение их деятельности.

Б) Программы профессиональной подготовки в целях облегчения иммигрантам отъезда на родину. Они основаны на специальной, профессиональной подготовке, позволяющей им быстро внедриться в экономику страны, гражданами которой они являются.

В) Программы экономической помощи регионам массовой эмиграции.

Характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальному законодательству. Именно национальное миграционное законодательство.

 

НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ.

Международно-правовую основу для внешней трудовой миграции составляют Всеобщая декларация прав человека 1948 г, Международные пакты о гражданских, полит и др правах 1966 г, Заключительный акт совещания по безоп-ти и сотрудничеству в Европе 1975 г., Европейская конвенция по правовому статусу рабочих мигрантов и их семей (1977 г.), Конвенция по миграции рабочих в рамках МОТ (1978 г), Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Конвенция ООН о защите прав тpудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.).

Создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции:

1) Международная организация труда (МОТ).

2) Международная организация по миграции (МОМ).

3) Управление верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН. Занимается вопросами защиты беженцев, вопросами репатриации.

Кроме того, во многих межд орг-ях имеются спец подразд-я, кот занимаются вопросами миграции.

4) Комиссия ООН по народонаселению располагает соотв-м фондом, часть кот используется на субсидирование нац программ в области миграции населения.

5) В ЮНЕСКО (орган-я ООН по вопросам образования, науки и культуры) имеется служба, занимающаяся разработкой программ в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

6) Во Всемирной орган-и здравоохранения (ВО3) ООН есть соответствующая стр-ра, кот разрабатывает перечень требований к физ состоянию трудящихся-мигрантов и контролирует их соблюдение.

7) В Зап Европе деят-ю, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Аналогичное подразделение сущ-ет и в Организации эк сотрудничества и развития (ОЭСР): так называемая Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), кот в рамках орг-и координирует деят-ть нац эмиграционных служб.

МОТ была создана в 1919 году, а в 1946 году МОТ стала специализированным учреждением ООН. На 2012 год участниками МОТ являются 185 государств.

Задачами МОТ являются:

1) Содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся.

2) Разработка миграционной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни.

3) Выработка международных правовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для отдельных государств при проведении миграционной политики.

4) Борьба с безработицей.

5) Гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни.

6) Защита детей и женщин.

7) Регламентация вопросов социального страхования и обеспечения.

8) Защита от проф заболеваний и несчастных случаев.

9) Организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой цели в ведении МОТ функционирует международный институт трудовых проблем в Женеве и международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине.

В структуру МОТ входят:

1) Международная конференция труда ¾ высший орган МОТ, законодательный орган.

2) Административный совет ¾ руководящий работой различными комитетами и комиссиями при МОТ.

3) Международное бюро труда ¾ информационный и консультационный орган.

Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций или установленных международных трудовых стандартов в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, соц. обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда и т.д.

МОМ образована в 1949 году, как Международная организация по делам беженцев (МОБ). Позже ее полномочия были расширены, и с 1989 года она была переименована в МОМ. В МОМ входит 126 государств (17 стран — наблюдатели). В рамках рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», предоставления экспертных услуг.

Основными функциями МОМ согласно уставу являются:

1) Осуществление упорядоченной и запрограммированной эмиграции граждан.

2) Перемещение квалификационной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран.

3) Организация передвижения беженцев.

4) Предоставление государством форума для обмена опытом, мнениями и сотрудничества.

5) В настоящее время МОМ регулирует не количественную сторону миграции, а качественную. Например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину и т.д. Также МОМ оказывает помощь беженцам.

 

Сотрудничество РБ с МВФ

Республика Беларусь стала членом МВФ 10 июля 1992 года. Первоначально квота Республики Беларусь в МВФ составила 280,4 млн. СДР (специальные права заимствования), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР.

Сотрудничество МВФ с Республикой Беларусь реализуется по трем основным направлениям:

1)взаимодействие с Правительством Республики Беларусь и Национальным банком при подготовке программ экономической политики с акцентом на бюджетно-налоговую и 2)денежно-кредитную политики, обменный курс, торговую политику; предоставление, при необходимости, кредитных ресурсов; 3)техническая экспертная помощь.

С 1992 по 2000 годы Республика Беларусь дважды прибегала к финансовым ресурсам МВФ:

по линии фонда системных трансформаций – 217,2 млн. долларов США;

по механизму "стенд-бай" – 77,4 млн. долларов США.

В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.

В конце 2008 года белорусские власти обратились к руководству МВФ с просьбой о заключении кредитного соглашения "стенд-бай". В результате согласования Республикой Беларусь и МВФ параметров указанного соглашения Совет Исполнительных директоров Фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделение нашей стране финансовых ресурсов в объеме около 2,46 млрд. долларов США. Впоследствии скорректированы и одобрены обеими сторонами новые параметры программы и, в соответс



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.022 с.)