Регулирование платежного баланса на национальном и международном уровнях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование платежного баланса на национальном и международном уровнях



Международная статистика свидетельствует о том, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии. Это влечет за собой отрицательные последствия для их экономик. Поэтому платежный баланс является объектом государственного регулирования, механизм которого представляет важную часть валютной политики страны.

Основу регулирования платежного баланса составляют:

1. Государственная собственность, в том числе - официальные золотовалютные резервы страны.

2. Возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет.

3. Непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортёра и заёмщика капитала.

4. Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и мер государственного контроля.

Воздействие государства на платежный баланс предполагает:

1. Регулирование сальдо платежного баланса.

2. Воздействие на отдельные части (и даже статьи) платежного баланса с целью их корректировки в желаемом направлении.

В первом случае для регулирования сальдо платежного баланса государство располагает набором средств и методов, которые можно подразделить на:

а) временные, т.е. связанные с получением государством кредита в различных формах на покрытие отрицательного сальдо платежного баланса;

б) окончательные, предполагающие реальное движение ликвидных ресурсов между странами.

Временные методы – это получение кредитов на покрытие отрицательного сальдо в следующих формах:

ü межгосударственные двусторонние и многосторонние кредиты, предоставляемые на правительственном уровне;

ü межбанковские кредиты, предоставляемые центральными банками стран друг другу на покрытие краткосрочной задолженности;

ü государственные заимствования на международных рынках капиталов;

ü кредиты Международного валютного фонда странам – участницам. Они являются платными и условными, т. е выдаются под определённые «стабилизационные программы». Распространённым видом кредита МВФ для ликвидации краткосрочных дефицитов платёжных балансов служат резервные кредиты (стенд-бай). Единственным безусловным видом кредита, который может быть получен страной автоматически, является кредит в рамках «кредитной доли» (транши), но его величина незначительна (в пределах 25% квоты взноса страны в капитал фонда).

Окончательным методом балансирования платёжного баланса служит использование золотовалютных резервов. Он применяется ограниченно и только тогда, когда исчерпаны другие возможности.

Во втором случае предполагается воздействие государства на отдельные части платёжного баланса. Набор его методов достаточно широк: от прямой регламентации до косвенного воздействия. Прямая регламентация предполагает введение различных ограничений и непосредственного контроля. Так, в области внешней торговли могут использоваться:

ü регламентация импорта (через количественные ограничения и таможенные сборы), а также - нетарифные ограничения, то есть систему квотирования экспорта и импорта, установление приоритетности осуществления операций;

ü валютные ограничения, связанные с обязательной продажей экспортёрами всей или части валютной выручки центральному банку страны по установленному курсу, и ограничения на покупку валюты для импортёров только под конкретные виды контрактов.

В области международного кредита валютные ограничения предусматривают запрет или ограничение в предоставлении кредитов и займов.

В краткосрочном плане прямая регламентация и контроль дают положительный эффект, но в долгосрочном периоде они могут привести к негативным последствиям, так как ограничивают развитие экспортной деятельности, а также снижают интерес инвесторов к стране.

В качестве косвенного метода воздействия можно назвать антиинфляционные меры, которые, с одной стороны, нацелены на решение внутренних задач, а с другой, - способствуют улучшению состояния платёжного баланса страны.

 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь: формы и методы.

 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой воздействие административных органов на данный вид предпринимательской деятельности с помощью экономических, административных и организационно-правовых мер. Целью такого регулирования является обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции в мировую экономику.

Экономические методы заключаются в косвенном воздействии на внутрихозяйственные экономические процессы (финансово-кредитная и банковская сфера экономики, изменение ставки %, скидки, субсидии, налоговая система, система страхования, стимулирование экспорта, ценовые механизмы).

Административные методы основаны на нормативных актах правительства или управленческих решениях (запреты и ограничения, квотирование и лицензирование, технические нормы и правила безопасности, антидемпинговые ограничения, обязательная регистрация контрактов и т.п.).

Организационно-правовые методы базируются на законодательной основе (определяет права предпринимательских структур и устанавливает правила конкуренции).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

- обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;

- единства таможенной территории Республики Беларусь;

- приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

- обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

- применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

- выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

- обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

- гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности [6].

Формы внешнеэкономической политики государства:

политика протекционизма - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

свобода торговли - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.008 с.)