Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование платежного баланса на национальном и международном уровнях
Международная статистика свидетельствует о том, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии. Это влечет за собой отрицательные последствия для их экономик. Поэтому платежный баланс является объектом государственного регулирования, механизм которого представляет важную часть валютной политики страны. Основу регулирования платежного баланса составляют: 1. Государственная собственность, в том числе - официальные золотовалютные резервы страны. 2. Возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет. 3. Непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортёра и заёмщика капитала. 4. Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и мер государственного контроля. Воздействие государства на платежный баланс предполагает: 1. Регулирование сальдо платежного баланса. 2. Воздействие на отдельные части (и даже статьи) платежного баланса с целью их корректировки в желаемом направлении. В первом случае для регулирования сальдо платежного баланса государство располагает набором средств и методов, которые можно подразделить на: а) временные, т.е. связанные с получением государством кредита в различных формах на покрытие отрицательного сальдо платежного баланса; б) окончательные, предполагающие реальное движение ликвидных ресурсов между странами. Временные методы – это получение кредитов на покрытие отрицательного сальдо в следующих формах: ü межгосударственные двусторонние и многосторонние кредиты, предоставляемые на правительственном уровне; ü межбанковские кредиты, предоставляемые центральными банками стран друг другу на покрытие краткосрочной задолженности; ü государственные заимствования на международных рынках капиталов; ü кредиты Международного валютного фонда странам – участницам. Они являются платными и условными, т. е выдаются под определённые «стабилизационные программы». Распространённым видом кредита МВФ для ликвидации краткосрочных дефицитов платёжных балансов служат резервные кредиты (стенд-бай). Единственным безусловным видом кредита, который может быть получен страной автоматически, является кредит в рамках «кредитной доли» (транши), но его величина незначительна (в пределах 25% квоты взноса страны в капитал фонда).
Окончательным методом балансирования платёжного баланса служит использование золотовалютных резервов. Он применяется ограниченно и только тогда, когда исчерпаны другие возможности. Во втором случае предполагается воздействие государства на отдельные части платёжного баланса. Набор его методов достаточно широк: от прямой регламентации до косвенного воздействия. Прямая регламентация предполагает введение различных ограничений и непосредственного контроля. Так, в области внешней торговли могут использоваться: ü регламентация импорта (через количественные ограничения и таможенные сборы), а также - нетарифные ограничения, то есть систему квотирования экспорта и импорта, установление приоритетности осуществления операций; ü валютные ограничения, связанные с обязательной продажей экспортёрами всей или части валютной выручки центральному банку страны по установленному курсу, и ограничения на покупку валюты для импортёров только под конкретные виды контрактов. В области международного кредита валютные ограничения предусматривают запрет или ограничение в предоставлении кредитов и займов. В краткосрочном плане прямая регламентация и контроль дают положительный эффект, но в долгосрочном периоде они могут привести к негативным последствиям, так как ограничивают развитие экспортной деятельности, а также снижают интерес инвесторов к стране. В качестве косвенного метода воздействия можно назвать антиинфляционные меры, которые, с одной стороны, нацелены на решение внутренних задач, а с другой, - способствуют улучшению состояния платёжного баланса страны.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь: формы и методы.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой воздействие административных органов на данный вид предпринимательской деятельности с помощью экономических, административных и организационно-правовых мер. Целью такого регулирования является обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции в мировую экономику.
Экономические методы заключаются в косвенном воздействии на внутрихозяйственные экономические процессы (финансово-кредитная и банковская сфера экономики, изменение ставки %, скидки, субсидии, налоговая система, система страхования, стимулирование экспорта, ценовые механизмы). Административные методы основаны на нормативных актах правительства или управленческих решениях (запреты и ограничения, квотирование и лицензирование, технические нормы и правила безопасности, антидемпинговые ограничения, обязательная регистрация контрактов и т.п.). Организационно-правовые методы базируются на законодательной основе (определяет права предпринимательских структур и устанавливает правила конкуренции). Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов: - реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь; - обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере; - единства таможенной территории Республики Беларусь; - приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; - невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц; - обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь; - применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности; - выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами; - обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; - гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности; - гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности [6]. Формы внешнеэкономической политики государства: политика протекционизма - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства. свобода торговли - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.008 с.) |