ТОП 10:

Процессы валютной интеграции в современной мировой экономике и участие в них Республики Беларусь



 

В 2013 году среднесуточный оборот мирового валютного рынка превысил 5 трлн. долл. США. По мере его увеличения набирают обороты процессы консолидации государственных денежных систем, приводящие, в конце концов, к формированию единых валют. Доминирующим фактором для международной валютной интеграции является глобализация мирового экономического и финансового пространства, приводящая к слияниям не только отдельных технологических цепочек в мировом масштабе, региональных финансовых рынков, но и национальных финансовых систем и межнациональных финансовых объединений. Одной из главных причин введения универсальной валюты является противодействие гегемонии доллара США на мировой арене. Так, введение в оборот евро, помимо евроинтеграционных причин, имело целью ослабить влияние финансов США, в первую очередь в Европе. Таким образом, интеграция валютных систем является фактором, способствующим развитию полицентричности мировой экономики. Валютная интеграция может иметь и другой характер. Когда с процессами глобализации сталкиваются относительно зависимые и слабые национальные финансовые системы. В этом случае происходит «поглощение» национальных валют единой валютой. Как правило, долларом США. В этом случае можно говорить о дальнейшем развитии единого глобального рынка, обслуживаемого одной валютой.

В настоящее время можно говорить о нескольких моделях валютной интеграции: европейской модели, латиноамериканской, африканской. Европейская модель представляет собой валютный союз на базе экономического с единой валютой внутреннего европейского происхождения. Формирование и развитие Европейского союза – это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Основной целью образования Европейского союза стало создание единого рынка для европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов, между странами участницами, стабилизация валютных курсов, а также появление единой устойчивой и конкурентноспособной европейской валюты. Развитию Европейского валютного союза предшествовало Маастрихтское соглашение, подписанное 7 февраля 1992 г. которое стало важным дополнением Римского договора и связанных с ним договоров европейских сообществ. Программе единого рынка предстояла увязка с новыми положениями об экономическом и валютном союзе (ЭВС), символически представленном в трехступенчатом принятии к концу XX в. единой европейской валютно-денежной политики, которая будет строиться на существующей европейской монетарной системе (ЕМС). Для этих целей в договор включены положения о создании независимого европейского центрального банка.В Латинской Америке в 60-80-е годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз. Центральноамериканская интеграция сегодня объединяет 7 Центральноамериканских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены к сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В Латинской Америке единое валютное пространство формируется на основе внешней валюты, которая сначала используется для расчетов внутри сообщества, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего обращения. Латиноамериканский экспортный банк, Карибский стабилизационный фонд, Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ, по-английски - Caribbean Community and Common Market, CARICOM) года представляют собой интеграционный блок, созданный в соответствии с договором, подписанным Барбадосом, Гайаной, Ямайкой, Тринидадом и Тобаго в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго) 4 июля1973 г. КАРИКОМ заменил существовавшую с 1968 года Карибскую ассоциацию свободной торговли. В последующем к договору примкнули другие англоязычные страны Карибского бассейна - это Антигуа и Барбуда, Белиз, Доминика, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия. В области экономики было намечено обеспечить экономическое сближение стран КАРИКОМ путем ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений импорта; установления общего таможенного режима; проведения единой торговой политики и общей политики в области сельского хозяйства; координации денежной и финансовой политики; ликвидации ограничений на свободное передвижение лиц, капиталов и услуг; сотрудничества в области инфраструктуры, туризма, транспорта и связи.В рамках КАРИКОМ действуют ассоциированные институты: Карибский банк развития, Карибский инвестиционный фонд, Карибская метеорологическая организация, Совет правового образования, Вест-Индский университет, Вест-Индская судоходная компания, Ассамблея парламентариев Карибского сообщества и Карибский суд. Однако эта интеграция не носила глубокого характера. Валютный режим созданных региональных валют носил ограниченный характер. Например, центральноамериканское песо использовалось лишь для взаимного зачета требований. В 90-е гг. резкое ухудшение экономической ситуации в Латинской Америке и привязка ряда латиноамериканских валют к доллару замедлили процесс валютной интеграции.

Валютная интеграция в Африке базируется на условной расчетной денежной единице, которая привязана к иностранной валюте. На базе зоны франка были созданы Валютный союз Центральной Африки и Западноафриканский валютный союз. Расчетной единицей этих объединений является франк африканского сообщества (франк КФА), который жестко привязан к французскому франку.

В последние годы 8 из 16 стран Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) задались целью создания эффективной системы сотрудничества в сфере валютных отношений при помощи введения коллективной валюты — афро. Первоначальными требованиями к странам ЭКОВАС в вопросе формирования единой денежной системы были: достижение соотношения дефицита бюджета к уровню ВВП менее 4%, создание резерва центральных банков в иностранной валюте не менее четырехмесячной стоимости импорта. Для большинства стран-членов ЭКОВАС данные требования оказались (и по сей день остаются) труднодостижимыми. Несмотря на это, некоторые страны-члены ЭКОВАС: Нигерия, Сьерра-Леоне, Гана, Гамбия, Либерия и Гвинея — все же договорились создать в январе 2001 года Западноафриканский валютный фонд, а в декабре 2002 года — Центральный банк Западной Африки. Руководители стран ЭКОВАС также конкретизировали достигнутую еще в апреле 2000 г. договоренность о переходе всех шести стран сообщества на единую валюту. Первым реальным шагом на пути к созданию единой валютной системы было принятое в 1998 году решение ввести в регионе единые туристские чеки, выпущенные в западноафриканских расчетных единицах (ЗАРЕ), которые принимались к оплате всеми банками. По мнению Международного валютного фонда, Африка еще не готова к введению в обращение единой валюты. Эксперты МВФ полагают, что создание афро приведет к ухудшению экономической ситуации в большинстве стран-участников нового валютного союза.

Несколько месяцев назад Китай заявил, что юань может быть использован для ведения торговли между странами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) и китайскими автономными провинциями Гуанси и Юньнань. Китай готов предложить дешевые кредиты иностранным импортерам, которые закупают китайскую продукцию. Однако при этом импортеры должны будут использовать юань при расчетах с китайскими компаниями. По мнению бывшего заместителя руководителя Центробанка Китая У Сяолин «в долгосрочной перспективе юань станет новой резервной валютой». Активно обсуждается валютная интеграция и странами Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Изучается возможность создания региональной расчетной валюты. На эту роль рассматривается сингапурский доллар.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в который входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, в 2013г. планирует ввести региональную валюту халиджи ("динар залива"), которая будет использоваться в качестве резервной.

Не так давно шли разговоры о возможности создания единой валюты, которая бы ходила по территории Российской Федерации, Беларуси и Казахстана. Однако на практике такое, по крайней мере сейчас, пока вряд ли получится реализовать.

Нынче Россия и ее финансовая система не может взять ответственность на себя, связанную с рисками, которые сопряжены с финансовыми ситуациями в соседних страна. Кроме того, явно не стабильности рубля способствует зависимость от экспортируемого углеводорода. Помимо этого, если мировой ВВП упадет, это спровоцирует снижение стоимости нефти, а это, в свою очередь, сможет негативно сказаться на экономике России.

Рубль мог бы стать региональной валютой, но это тоже не вариант, как полагают специалисты из Мирового валютного фонда. Прежде всего, потому что ценообразование русского рубля происходит не лишь на условиях рынка, но еще и при участии Центрального банка, поэтому контролировать курс и делать прогноз стоимости валюты будет крайне проблематично.

Вторая же причина, по которой рубль не сможет стать региональной валютой, состоит в том, что российский рубль имеет невысокий уровень ликвидности рынка государственного долга. Центральные банки чаще всего размещают резервы не в валюте, а в активах. Когда центральные банки приобретают рубли, они должны автоматически выходить на рынок ценных бумаг. Однако сейчас перспективы активов в рублях как резервных активов пока слишком сумрачны.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.224.127.143 (0.005 с.)