ТОП 10:

Одним из методов косвенного регулирования цен, являются таможенные пошлины.



Импортная таможенная пошлина увеличивает издержки импортера и тем самым заставляет его повышать цену товара. В результате спрос на иностранные товары на внутреннем рынке снижается. Увеличивается конкурентоспособность национальных производителей по сравнению с зарубежными. Пошлины, таким образом, сокращают импорт, что позволяет защищать от конкуренции отечественное производство и уменьшать дефицит платежного баланса, который является одним из основных источников инфляции.

Однако в зависимости от объекта обложения наиболее существенные проявления такого воздействия состоят либо в увеличении производственных затрат промышленных предприятий, либо в повышении ценовой конкурентоспособности выпускаемой продукции. Следовательно, существуют два механизма воздействия таможенного обложения на промышленные предприятия.

Первая ситуация возникает у промышленных предприятий, использующих подлежащие таможенному обложению зарубежные сырье и комплектующие, и реализуется в соответствии с цепочкой: рост стоимости облагаемого пошлиной промежуточного импорта - увеличение себестоимости выпускаемой продукции - необходимость повышения цены для покрытия возросших затрат - снижение сбыта - ухудшение финансового положения предприятия.

В целях минимизации негативного влияния роста его цены на предприятии может быть принято решение об отказе от использования данного вида импорта и замене его на другие, более дешевые виды сырья, материалов и комплектующих (далее - сырье).Закономерное вследствие этого ухудшение качества выпускаемой продукции снизит ее потребительскую ценность, что должно привести к снижению объема реализации.

Второй случай типичен для предприятий, продукция которых на внутреннем рынке конкурирует с импортными аналогами. Удорожание конкурирующего импорта вследствие взимания таможенной пошлины позволяет изменить ценовые соотношения между продукцией отечественного и зарубежного производства.

Второй механизм реализуется в соответствии с цепочкой: повышение цены облагаемого пошлиной конкурирующего импорта - снижение его ценовой привлекательности (при росте ценовой конкурентоспособности отечественных аналогов) - рост реализации отечественных товаров - улучшение финансового состояния отечественных импортозамещающих производств. Приведенная последовательность событий отражает в конечном итоге положительные последствия применения таможенного обложения конкурирующего импорта для отечественных производителей аналогичной продукции.

Рост ценовой конкурентоспособности отечественной продукции при таможенном обложении конкурирующего импорта ведет к образованию у местного производителя трех альтернатив: снижение цены производимой продукции, сохранение ее на прежнем уровне либо ее повышение. Теоретически на предпр. могут посчитать, что снижение цены активизирует потребительский спрос и увеличит тем самым совокупную прибыль от реализации. Отсутствие сильного конкурента, способного повторить такой ход и привлечь часть новых потребителей, увеличивает вероятность положительного результата от снижения цен. Вторая и третья альтернативы являются в полной мере реальными, часто наблюдаемыми в действительности.

Таким образом, в результате таможенного обложения конкур. импорта будет наблюдаться улучшение финансового положения отечественного предприятия. Вместе с тем оно будет происходить за счет ослабления конкурентной борьбы, т.е. за счет внешних для предприятия факторов, а не за счет увеличения эффективности собственной деятельности. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы может не только не увеличить эффективность производственной деятельности, но и напротив, в долгосрочной перспективе существенно ее снизить.

Кроме того, улучшение финансового состояния защищаемого предприятия происходит за счет отечественных потребителей, которые лишаются возможности приобретения более дешевых иностранных товаров. Их реальные располагаемые доходы снижаются, что уменьшает совокупные расходы, в том числе и на приобретение продукции иных отечественных производителей товаров и услуг.

Регулирование внешнеторговых цен в Республике Бела­русь.

В соответствии с Концепцией ценообразования в Республи­ке Беларусь гос. регулирование ценообразо­вания в области внешнеторговой деятельности должно отвечать целям национальной безопасности, в том числе в эк. сфере, стимулирования развития нац. экономики, обес­печения благоприятных условий для внешнеторговой деятель­ности, охраны здоровья населения.

Гос. регулирование ценообразования при экспортных операциях осуществляется через механизм предельных минимальных цен на отдельные виды высоколиквидной экспортной продукции, устанавливаемых в целях предотвращения экспорта сырьевых ресурсов по заниженным ценам. При этом уровень предельных мин. цен на тот или иной вид экспортируемой продукции не является постоянным и по мере необходимости периодически пересматривается в связи с изменением внешних ценовых и иных факторов.

По ряду товаров (нефтепродукты, прокат чер­ных металлов, минеральные удобрения, лесоматериалы, льно­волокно, кожевенное сырье и некоторые другие) Министер­ством экономики республики устанавливаются предельные минимальные экспортные цены. Такое ограничение призвано не допустить вывоз про­дукции за пределы республики по заниженным ценам, обеспе­чить необходимое поступление валюты в доход государственно­го бюджета.

Предельные мин. экспортные цены устанавлива­ются на уровне сложившихся или складывающихся цен на внешнем рынке на момент осуществления экспортной опера­ции. Эти цены пересматриваются не реже одного раза в квартал Мин. Эк. республики на основе анализа об­ширной ценовой информации. К субъектам хозяйствования, осуществляющим поставки важных сырьевых ресурсов по це­нам ниже рекомендованных, государственными органами при­меняются меры административного воздействия. По импорти­руемым товарам минимальные цены устанавливаются государ­ственными органами на ввозимую алкогольную продукцию. Они определяются на уровне сложившихся цен на аналогичные производимые и реализуемые в республике товары.

Одним из видов гос. регулирования экспортных цен является установление регистрационных цен на экспортируемую продукцию собственного производства. Данная мера гос. регулирования внешнеторговых цен препятствует недобросовестной конкуренции и содействует продвижению продукции белорусских производителей на внешний рынок.

Отечественные экспортеры имеют право регистрации цен в органах гос.управления на продукцию собствен­ного производства, поставляемую на внешний рынок с учетом складывающейся на нем конъюнктуры. При этом другие пред­приятия, реализующие эту продукцию за пределы республики, но не являющиеся ее производителями, обязаны применять в договорах купли-продажи цены не ниже зарегистрированных производителями.

Регулирование внешнеторговых цен косвенно осуществля­ется также через экспортные квоты на минеральные удобре­ния, текстильную продукцию (в страны Европейского Союза), лес, дуб и хвойные пиломатериалы, отходы черных и цветных металлов. Запрещено экспортировать дикие лекарственные растения или сырье из них, редкие растения и животных, про­изведения искусства и антиквариат, имеющие музейную цен­ность. Некоторые импортируемые товары (химические сред­ства защиты растений, промышленные отходы) и квотируемые экспортные товары лицензируются Министерством иностран­ных дел. Для осуществления валютного контроля используют­ся также декларации "Паспорт сделки". Перечисленные меры обусловливают различия в уровне внутриреспубликанских, внешнеторговых и цен других стран на аналогичную продук­цию.

Внешняя торговля отдельными видами товаров в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь может осуществ­ляться только на основании лицензий.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь предполагает достижение сопоставимых показателей, в первую очередь с Российской Федерацией, как основным экономическим партнером. В 2000 - 2004 годах происходил процесс активного сближения ценовых параметров между двумя странами. Сравнимыми стали параметры инфляции, уровень цен Беларуси существенно приблизился к уровню цен Российской Федерации, а в сопредельных областях они практически выровнялись.

Гармонизация ценовой политики в Беларуси и России предполагает, прежде всего, унификацию условий ценообразования, которую необходимо осуществлять по следующим направлениям: реализация Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики, подписанного 12 апреля 2002 г.; соблюдение единых принципов тарифной политики на транспорте, в том числе в сообщении с третьими государствами;

унификация нормативных правовых актов в области ценообразования, определяющих принципы и порядок установления государством цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций естественных монополий; уточнение перечня продукции (товаров, услуг), подлежащей государственному ценовому регулированию на внутренних рынках Республики Беларусь и Российской Федерации; обеспечение взаимного согласования при принятии законодательных актов, регулирующих ценообразование; обеспечение единых условий функционирования электроэнергетических систем государств-участников с едиными основами ценообразования, порядком регулирования и применения тарифов на электрическую энергию на союзном оптовом рынке электрической энергии.

В отношении других сопредельных стран ценовая политика должна основываться на методах тарифного и нетарифного регулирования во внешней торговле, недопущении демпинговых цен на продукцию, аналоги которой производятся на территории Беларуси, защите отечественного производителя.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.005 с.)